Эффективность работы частных рыбоводных заводов на Сахалине неочевидна. Такое мнение в беседе с корр. РИА SakhalinMedia высказали члены некоммерческого партнерства "Союз рыбаков Сахалина". Многие участники общественной организации считают, что ощутимой пользы от рыбоводных заводов совсем немного.
-В заливе Анива ученые рекомендуют закрыть промысел для 40 сахалинских предприятий. Но планируют оставить добычу лосося на базовых реках, где стоят рыбоводные заводы. Соответственно, компаниям, у которых есть участки на реках, где стоят заводы, рыбалка будет разрешена. У нас была большая дискуссия в прошлом году на тему реальной эффективности рыбоводных заводов. К сожалению, у нас нет достоверных научных данных. Серьезные исследования, которые велись в 70-х годах, показывали, что реальный возврат малька в реку измерялся десятыми долями процента. А сейчас в прогноз заложен возврат в 5,5%. Мы считаем, что эта цифра чрезвычайно завышена. Заводам дают гораздо больше выловить, чем возвращается в реку заводской рыбы, - сообщил председатель "Союза рыбаков Сахалина" Константин Тюкавин.
По мнению общественников, компании на базовых реках рыбоводных заводов ловят в основном дикий лосось, который должен принадлежать всем рыбакам. В итоге, 40 предприятиям Анивского района ученые хотят запретить ловить ставными неводами, но оставляют промысел для двух компаний. Это несправедливо – считают рыбаки. К тому же, рыбоводные заводы, формирующие реальный промысловый возврат в реки были построены давно и за счет государства. Всего в Сахалинской области 38 рыбоводных заводов. Сейчас из 16 государственных заводов 5 находятся в аренде у частных компаний.
-Мы уже говорили о том, что процедура сдачи в аренду этих заводов была далеко непрозрачна. Себестоимость содержания завода подсчитать несложно. Стоимость одного малька просто умножается на количество выпущенной молоди. Стоимость рыбы, которую потом вылавливают на этой реке, в разы больше себестоимости. Условно говоря, вы вкладываете 1 рубль, а ресурса получаете на 10 рублей. Мы говорим о том, что рыба, которая возвращается реку – это федеральный ресурс. У нас по законодательству нет разделения на заводскую и дикую рыбу. Так почему одни должны ловить, а другие разоряться? – задается вопросом Константин Тюкавин.
Окончательные решения по организации предстоящей лососевой путины будет приняты в мае, когда пройдут траловые съемки. Во время них ученые попытаются определить размеры горбушового стада, которое подойдет к берегам Сахалина. После этого, областная комиссия по добыче анадромных видов рыб будет принимать решения о наделении квотами конкретных предприятий и об ограничениях при проведении путины.