Пакет социальных льгот приняли единогласно, но "без большой радости" депутаты Сахалинской областной Думы на внеочередной сессии 24 июля. Кто-то из народных избранников оказался недоволен предвыборным характером законопроекта, а другие всерьез обеспокоились – не породят ли они класс социальных иждивенцев и не разорят ли область, проголосовав за поправки, цена которых – 145 млн рублей. Депутаты, зарплата которых в областной Думе в десятки раз превышает доходы их избирателей, около часа рассуждали, не слишком ли много сахалинцев будут получать пособия и не разучатся ли в результате работать, сообщает ИА SakhalinMedia.
Поправки были разработаны правительством региона в целях улучшения материального положения некоторых категорий граждан. Депутатам изменения в закон представила министр социальной защиты Елена Касьянова.
Перечень тех, кому предназначены эти льготы, трудно читать спокойно. Нельзя назвать нормальным положение дел в обществе, где в нищете живут старики и едва сводят концы с концами молодые семьи с детьми.
Итак, проектом закона предлагаются новые меры социальной поддержки, а именно - ввести новую категорию получателей ежемесячных выплат для оплаты коммунальных услуг при среднедушевом доходе на члена семьи, не превышающем прожиточный минимум для следующих категорий – молодые семьи, имеющие двух и более детей, возраст супругов которых не превышает 35 лет, студенческие семьи, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Аналогичные льготы, но уже независимо от среднедушевого дохода, предусматриваются для инвалидов и ветеранов боевых действий и граждан, родившихся в период с 1928 по 1945 год – "детей войны".
Вторая мера социальной поддержки – единовременная адресная социальная выплата лицам, которые сопровождают детей-инвалидов при выезде на лечение – один раз в год при поездке в лечебные учреждения Сахалинской области. Размер выплаты – до 150 тысяч рублей.
Третья новая мера соцподдержки – компенсация проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года неработающим инвалидам старше 18 лет. Кроме этого уточняются категории родителей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение ежемесячной материальной помощи. Также проектом закона предлагается внести изменения в законы Сахалинской области, касающиеся компенсации расходов на погашение ипотечного кредита семьям в случае рождения или усыновления второго ребенка. Для них будет уменьшен срок обязательного проживания в области с 10 до 5 лет.
Министр, учитывая срок вступления в действие закона с 1 августа, предложила рассмотреть его сразу в двух чтениях.
Депутат Болотников попросил уточнить, как быть тем, кто проживает в домах, где нет центрального отопления. Как пояснила Касьянова, эти сахалинцы получат компенсации по особым тарифам.
Галине Подойниковой – и не ей одной - не понравился предвыборный характер законопроекта. Почему льготы сахалинцы получат не с 1 января, а с 1 августа.
- Не ввести ли его на два месяца, а потом отменить? - прозвучало ироничное предложение от депутатов, которые были заметно недовольны лишним рабочим днем.
Прозвучал вопрос: "Откуда взять 145 млн рублей – именно столько уйдет на льготы за четыре месяца?".
Действительно, не разорится ли нефтяной край, если поможет с квартплатой студенческой семье?
- Лишние расходы, которые понесет бюджет из-за этого, перераспределят в рамках программы социальной поддержки. Для этого и нужны поправки, - пояснила Елена Касьянова.
- Какой-то большой радости у меня этот проект закона не вызывает, - взяла слово Любовь Шубина. - Давайте вдумаемся в цифры. 190 тысяч жителей Сахалинской области будут иметь льготы при количестве жителей 480 тысяч. Было 93 льготы, теперь их более сотни. И мы уже отошли от принципа, что нужно поддерживать пожилых людей и детей. У нас эти льготы раздаются с барского плеча очень щедро.
Ветеран депутатского корпуса, зарплата (примерно 300 тысяч рублей в месяц) и будущая пенсия которой несравнимы с доходом 99% ее избирателей, как-то невольно подвела итог своей многолетней государственной деятельности:
- У меня вызывает опасения, что мы быстро и легко раздаем много разных льгот, хотя на мой взгляд было бы лучше дать удочку, чтобы рыбку половить, а не саму рыбку, потому что если она легко достается, то люди к этому очень быстро привыкают. 60 млрд бюджета уходит только на льготы, мы не создаем новых рабочих мест, проедаем по сути эти деньги. Проекты, где мы предлагаем малоимущим создать свое дело, не работают – им это не нужно, им проще от государства получать какую-то материальную сумму...
- Мы порождаем иждивенцев.
- Те, кто получает меньше прожиточного минимума, не хотят работать, а мы их подкармливаем, - сказал кто-то о своих избирателях так, как будто предложил не кормить бродячих собак.
- Я целиком и полностью разделяю озабоченность Любовь Федоровны, - сказал депутат Виктор Тодоров. - Действительно, слишком много мы штампуем этих мер социальной защиты. Нужно создавать рабочие места, вкладывать деньги в экономику…
- Не разделяю вашего пессимизма, - голос Андрея Залпина прозвучал как-то одиноко. – Я поддерживаю новую команду в правительстве. Они просчитывают перспективы развития экономики и позволяют себе поддержать категорию граждан, которым сейчас очень трудно. Если правительство осознает, что мы можем выплачивать такие льготы и развивать экономику, значит поправки нужно принять. К тому же мы видели много предложений по развитию экономики – в сельском хозяйстве, рыбообработке, строительстве…
Депутат Болотников внес предложение, которое в итоге было оформлено как протокольная часть, подходить дифференцированно к выплате льгот. И он же в итоге призвал коллег с уважением относиться к жителям острова:
- Те, у которых доход чуть больше прожиточного минимума – это люди, на которых держатся вся экономика Сахалина и бюджетная сфера.
Согласился и депутат Иванцов. По его словам, еще в 2009 году комитет солдатских матерей предлагал ввести льготы для родителей погибших военнослужащих. Наконец, дождались.
И Галина Подойникова в конце заседания перестала иронизировать и предложила коллегам сравнить депутатские компенсации ("на войне-то из вас никто не был, а ваши компенсации - тут на миллионы счет идет") с предлагаемыми льготами.
Но большинство народных избранников упорно не хотели понимать, о чем речь. Когда Болотников вновь стал настаивать на дифференцированном подходе: "Представьте, одинокая мать, у которой доход на два рубля больше, уже ничего не получит..." - в ответ раздался сытый депутатский голос: "Не надо было разводиться".
Мать одиночка из Южно-Сахалинска Ольга разводит руками:
- Многие депутаты без лишних разговоров голосовали за распильные проекты губернатора Хорошавина, и это не вызывало вопросов. Проект же поддержки нуждающихся - вызвал столько споров. По праву ли занимают свои места народные избранники? И так ли им интересны чаяния нас, простых людей?
В итоге предложения Болотникова оформили в протокольной части, а за закон проголосовали единогласно. Нехотя, но по привычке соглашаться – вдруг придется лишиться своих, депутатских, льгот – и уже им кто-то предложит "удочку, а не рыбку".