Жители Сахалина за день "подарили" мошенникам более 3 млн рублей
10:38
билайн сделал 4G надежнее и быстрее для абонентов на Сахалине
10:32
Лауреатов Премии им. В.К. Арсеньева объявят уже 6 декабря
10:25
Биатлонисты с Сахалина выиграли две медали всероссийских соревнований
10:18
На Сахалине за сутки произошло 17 ДТП
10:11
Пока вы спали: вотум недоверия правительству Франции и санкции Украины против Грузии
10:00
Идеальное яйцо-пашот: получается у всех с первого раза
10:00
На въезде в Северо-Курильск обновят стелу за 31 млн рублей
09:56
Юрий Трутнев: Сахалинская область – территория с большим инвестиционным капиталом
09:52
На Сахалине появились новые пятитысячные купюры
09:22
В этот день в 2015 году в Южно-Сахалинске прошел митинг против "Платона"
08:30
Гороскоп на 5 декабря: Скорпионам нельзя переутомляться, а Рыбам - полагаться на других
06:00
Всего 3 простых техники позволят будущему первоклашке научиться читать на раз-два
00:00
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 4 декабря
4 декабря, 20:00
Вы точно родом из СССР, если щелкаете 9/9 вопросов с первого раза – ТЕСТ
4 декабря, 19:45

Пролетая сквозь века: Чехов-центр погрузил сахалинцев в эпоху вечной классики

Одна из самых известных пьес Антона Чехова "Чайка" открыла 90-й театральный сезон на Сахалине (ФОТО)
Спектакль "Чайка" пресс-служба Чехов-центра
Спектакль "Чайка"
Фото: пресс-служба Чехов-центра

Виктория БРЫКОВА. В Сахалинском международном театральном центре имени А.П. Чехова 24 и 25 октября состоялась премьера спектакля "Чайка" (16+) по одноименной пьесе русского классика. Само произведение Чехова тонкое и многогранное, показывающее чувства и проблемы, актуальные и по сей день. Удалось ли режиссеру и актерам раскрыть произведение и погрузить зрителей в современную эпоху прошлого, рассуждает корр. ИА SakhalinMedia.

ЧЕХОВ ЖИВ

Антон Чехов — тот русский классик, которому словно удалось заглянуть в будущее, ведь все его произведения наполнены палитрой чувств и эмоций, а рассматриваемые проблемы жизни и человеческой души актуальны спустя столетия. Пожалуй, именно злободневность тем, эмоции и столь уникальное раскрытие человеческого бытия привлекает современных режиссеров.

Чехов жив. Жив для сахалинцев благодаря не только его творчеству, но и вкладу в историю острова. В 2020 году отмечается знаменательная дата — 130 лет со дня поездки писателя на Сахалин. Тем примечательнее, что именно "Чайка" открыла юбилейный театральный сезон.

РЕЖИССЕР, ВЛЮБЛЕННЫЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕХОВА

Ставить спектакли по чеховским произведениям на сцене сахалинского театра стало доброй традицией. Это не только дань уважения русскому классику, но и трепетное отношение к своему зрителю, что преданно ждет каждую постановку по рассказам, знакомым с детства.

Постановкой "Чайки" занимался режиссер Алексей Песегов. К слову, такой выбор был сделан не просто так. Заслуженный деятель искусства России не только любит, но и умеет ставить пьесы великого драматурга. Его видение спектакля "Вишневый сад" (16+) с первого акта запало сахалинским зрителям в душу.

Спектакль "Чайка"

Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра

Но вернемся к "Чайке". Пьеса неспроста привлекла взгляд режиссера. Она наполнена мистикой. Но не в привычном понимании — с жуткими сценами необъяснимых фактов. Скорее ее мистика в человеческих чувствах, судьбах и поступках, что понятны для одного, но будут далеки в понимании для другого.

— Это в первую очередь психологический спектакль, где форма находится в гармонии с содержанием. Я не дописываю классика и не переписываю его, всегда уважительно отношусь к автору. Поэтому все по Чехову: "пять пудов любви" и много разговоров о литературе, — рассказал о пьесе Алексей Песегов.

Режиссер спектакля "Чайка" Алексей Песегов

Режиссер спектакля "Чайка" Алексей Песегов. Фото: пресс-служба Чехов-центра

РАЗГОВОРЫ О ПРЕКРАСНОМ

Теплое приветствие. Звуки фортепьяно и скрипки. Фигуры чеховских рассказов. Дух торжества, смешанный с мистическими нотками, и старой, по-русски уютной, эпохи 19 века чувствовались еще в фойе Чехов-центра. Такая органичная атмосфера, словно с самого начала настраивала зрителя на нечто неизведанное, прекрасное и загадочное, как первые в жизни лучи утреннего солнца. В то же время она погружает во что-то знакомое, так неловко затерявшееся в уголках сознания.

В зале тихие голоса, жаждущие погрузиться в прекрасное. Слышатся музыкальные шаги, такие звонкие и четкие, как тиканье часов. Гаснет свет, погружая зрителей в пучину неизвестности, и поднимается занавес. Перед нами деревянная сцена на берегу холодного озера и фигура девушки в черном платье, что с внешней печалью и внутренней страстью так сильно желает раствориться на одиноких подмостках.

И ПОЛЕТЕЛА ЧАЙКА В ТАКОЙ ДАЛЕКИЙ, НО И ТАКОЙ БЛИЗКИЙ МИР ПРЕКРАСНОЙ ЖЕСТОКОСТИ 

"Чайка" — пьеса, создавшая новую театральную систему в России. Это история, столкнувшая старое и новое искусство. Это трагикомедия, в которой автор рассматривает знакомые всем серьезные темы человеческого бытия. И, казалось бы, о любви писать просто. Однако гораздо сложнее говорить о чувствах и действиях, которые она порождает — выбор между двух сторон. Например, любовь или слава, любовь или деньги. Наравне с всепоглощающей любовью и выбором стоят безнадежность и не всегда счастливый конец, прячущийся за отношениями людей. На этом акцентирует внимание режиссер.

В свою очередь актеры обращаются к чувствам и стараются в полной мере раскрыть персонажей. И герои пьесы по свой природе многогранные и сложные личности, каждый со своей внешней и внутренней историей.

1 / 2

Что же видит зритель на сцене? Пугающую реальность, столь близкие каждому из нас душевные терзания персонажей. Все это подается под теплым или холодным соусом, выраженном в природном свете, легких звуках музыки и меняющемуся времени суток на озере.

На сцене нет ничего лишнего. Каждый предмет — деревянная сцена, два стола и несколько стульев, открытая стена с выходом на озеро и классическим пейзажем — имеет свое значение. Каждый герой находится на своем месте и играет важную роль, в независимости от количества фигур на сцене.

ИГРА СЛОВ В РАМКАХ ЖИЗНИ ГЕРОЕВ — СВЕТЛОЕ И ТЕМНОЕ НАЧАЛО

"Даже стук ее шагов прекрасен" — так говорит о Нине Заречной (Анастасия Жаромская) влюбленный в нее Константин Треплев (Константин Вогачев). Девушка появляется перед зрителем в белом платье, что говорит о ее девичьей невинности и по-детски доброй душе. Нина юна, прекрасна и мечтает об актерской карьере. В первом акте она предстает перед нами невинной абсолютно во всем — в таких простых и наполненных свободой фразах, в легких движениях, в желании впитать в себя лучшие качества своих "кумиров", особенно актрисы Ирины Аркадиной (Наталья Красилова), и в желании сделать этот мир немного лучше.

Однако во втором акте мы видим совсем другую Заречную. Она, окрыленная любовью к писателю Борису Тригорину (Владимир Байдалов), уезжает в Москву, чтобы исполнить свою мечту — стать актрисой. Но на ее пути встают преграды, с которыми она не справляется и теряет себя, как личность. В карьере неудачи, она становится бездарной актрисой. Личная жизнь разбивается на мелкие кусочки после потери ребенка и ухода Бориса к Ирине Аркадиной. Ее душа черствеет, а разум приобретает нотки безумства. В новой сцене Нина появляется в черном платье, что свидетельствует об ее внутренних и внешних потерях.

1 / 2

Полное противопоставление Нине — Маша (Анастасия Солдатова). Она всегда в черном, что, по ее словам, символизирует траур по жизни. Героиня несчастна. Ее страдания показаны в безразличии к окружающим, жесткости и любви к алкоголю, что она собственно и не скрывает. "Все женщины пьют. И есть два типа — одни пьют и скрывают это, а другие делают это открыто", — говорит девушка. Именно в алкоголе героиня находит спасательный круг, который помогает ей удержаться наплаву. Маша — это душа полная отчаяния. И между тем, в ней есть внутренняя сила — она понимает безвыходность ситуации, но старается жить дальше.

Спектакль "Чайка"

Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра

В первом акте зрители видят монолог Нины по пьесе Константина. Внимание всех героев на сцене приковано к юной девушке. Кроме одного. В темном углу, куда почти не попадает свет, сидит Маша в черном платье, почти слившаяся с окружающей тьмой. Она открывает рот вместе с Ниной. И пусть весь свет в руках "ангельской особы", немой монолог Маши, словно мощный удар тока, разрывает окружающую действительность. Беззвучные слова героини показывают, что она еще жива и продолжит бороться за свое счастье.

"ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ"

В пьесе показано самое сильное человеческое чувство — любовь. Но эта любовь безответна во всех ее проявлениях, что приводит фактически к трагическому финалу всех действующих лиц. Все персонажи борются за свою любовь. И у каждого из них она своя. Душевные терзания и муки выбора в конечном итоге не приносят никому счастья. Ведь, делая выбор, пробуя вариант на вкус, герой не получает желаемого, не находит счастье, которое искал.

Пуд первый — линия Нины и Константина. Константин безответно любит Нину, восхищаясь всем ее существом. У пары есть общий интерес — театр. Парень пишет пьесы в совершенно новой манере, в надежде найти отклик и признание у народа. Девушка мечтает стать актрисой и играть на большой сцене, ловить восхищенные взгляды людей и слушать комплименты. Собственно на этом и держатся их отношения, которые окружающие считают искренними и нежными. Однако этому союзу не суждено существовать, поскольку Заречная всецело поглощена известным писателем Борисом Тригориным. Девушка выбирает славу и другого мужчину, который поможет ей ее обрести, а Константин терпит душевное поражение.

1 / 2

Пуд второй — линия Нины и Бориса. Нина, еще юная и наивная, влюбляется в известного писателя. Она боготворит его. Именно первая чистая любовь к мужчине помогает героине определиться с будущим — она решает уйти из дома и стать настоящей актрисой. Борис в свою очередь принимает любовь провинциальной девочки лишь из интереса перед неизведанным. Он стал знаменитым, но деньги не принесли ему счастья. Восхищение Нины открывает в нем теплые чувства. Он предлагает ей тайные отношения, но слабый и умерший ребенок убивает эту маленькую частицу живого в душе мужчины. Как человек слабый и безвольный, он не может отказаться от своей привычной жизни, не может отказаться от денег и удовольствия. Поэтому подчиняется напору Ирины Аркадиной, которая убеждает его в пустоте чувств к юной особе. В этом случае наступает крах для Нины, повлекший за собой цепочку необратимых неудач.

Спектакль "Чайка"

Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра

Третий пуд — линия Маши и Константина. Еще в первом акте Маша признает свою любовь к Константину, но до самого конца пьесы так и не находит в себе сил признаться ему. Константин не замечает девушку из-за своей любви к Нине. Из жалости и невозможности изменить ситуацию девушка выходит замуж за опьяненного любовью школьного учителя Семена Медведенко (Виктор Крахмалев). Этот союз обречен для двух сторон — Семен получил желаемое, но не находит ответный отклик в душе своей жены, а Маша тщетно пытается заглушить любовь к Константину. Даже общий ребенок не приносит счастье в их семью.

1 / 2

Четвертый пуд — линия Ирины и Бориса. Сложно сказать, насколько был счастливым этот союз, состоящий из безвольности и подчинения. Ирина Аркадина — умная, самовлюбленная личность, привыкшая к всеобщему обожанию. Борис любит деньги и удовольствие. Герой сам признает, что всегда был безвольным, что нравится Ирине. Вместе они хорошая пара, живущая лишь в удовольствие, но настоящего счастья друг в друге они, возможно, так и не найдут.

Пятый пуд — линия Полины Андреевны (Анна Антонова) и Евгения Дорна (Артур Левченко). Евгений много путешествовал, жизнь его была наполнена яркими красками, но найти свое счастье ему так и не удалось. Кажется, даже Полина Андреевна, что так сильно им восхищается и готова изменить ради него свою жизнь, не в силах вызвать в душе героя такое теплое и яркое чувство, как любовь.  

ТРАГЕДИЯ ЖИЗНИ

Не только безответная любовь приводит героев к личной трагедии. Безысходность и в некоторой степени неправильный личный выбор в конечном итоге убивает душу каждого действующего лица.

Нина, не найдя себя в карьере и личной жизни, сходит с ума. Неудачные отношения с Борисом заставляют ее родителей отказаться от нее. Когда же неудача в попытках поймать "яркую звезду" приводит героиню к сумасшествию.

Петр Сорин (Игорь Мишин) не смог осуществить ни одну свою мечту. Он не стал литератором. Из-за болезни так и не уехал жить в город. Герой не нашел личного счастья и остался умирать практически в одиночестве.

Самая большая трагедия настигла Константина. Он продолжал любить Нину и был готов принять девушку с ее прошлым. Однако у Заречной после потери своей любви в лице Бориса чувства вспыхнули с новой силой. Даже Маша, девушка с добрым сердцем, не ждущая чайку или журавля в небе, не смогла уберечь героя от угождения Нины и безрассудства Тригорина. В конечном итоге Треплев совершает самоубийство.

В голове возникает вопрос "А был ли у героев выбор?". Конечно же, все могло бы сложиться иначе. Если бы помимо чувств, Константин обрел уверенность в себе, то смог бы завоевать Нину, которая сделала бы свой выбор в пользу Треплева. В свою очередь Маша могла бы воспользоваться своей внутренней силой и постаралась открыться Семену, что позволило бы обрести хоть небольшое, но все же счастье.  

1 / 2

СИМВОЛ ЧАЙКИ

Чайка — это одинокая и несчастная птица. Она обречена лишь летать и кричать над водой. В пьесе чайку убил Треплев, как символ разрушения своей любви к Заречной. Это и сюжет для будущего рассказа Тригорина. С птицей себя ассоциирует и Нина. Сначала она ищет свободу, такую же легкую, как полет чайки. Затем представляет себя убитой из ружья птицей, когда пришло осознание о потерях.

Чайка — это вольная птица, выступающая в пьесе своеобразным расколом души на светлые чувства и темные. Этот символ пролетает вихрем через все произведение, показывая протест против действительности.

СЦЕНА. ЗАНАВЕС

В чеховской пьесе исследуется душа человека, его идеалы и чувства. Режиссер ставил перед собой задачу — не переписывать оригинальное произведение. И ему удалось оставить нетронутым авторский замысел. Скорее даже он умело перенес зрителя в атмосферу пьесы, сделав ее более открытой. В свою очередь актеры сумели раскрыть своих героев и передать со сцены нужное настроение.

1 / 2

К слову о недостатках. Временами из-за длинных диалогов терялась общая суть. Но это лишь субъективное мнение корр. ИА SakhalinMedia. В целом, это не помешало насладиться живой игрой, мощными голосами и завораживающей атмосферой, подпитываемой в нужные моменты холодным или теплым светом.

Сахалинский зритель довольно разбалован прекрасным. Но об успехе спектакля можно судить по громким аплодисментам и восторженным крикам из зала. Что ж, благодаря слаженной работе режиссера и актеров Чехов-центр сумел справиться с одной из самых неоднозначных и мистических пьес русского драматурга. "Чайка" определенно стала удачным началом 90-го театрального сезона на Сахалине.

219601
64
43