Виктория БРЫКОВА. В Сахалинском международном театральном центре имени А.П. Чехова 24 и 25 октября состоялась премьера спектакля "Чайка" (16+) по одноименной пьесе русского классика. Само произведение Чехова тонкое и многогранное, показывающее чувства и проблемы, актуальные и по сей день. Удалось ли режиссеру и актерам раскрыть произведение и погрузить зрителей в современную эпоху прошлого, рассуждает корр. ИА SakhalinMedia.
ЧЕХОВ ЖИВ
Антон Чехов — тот русский классик, которому словно удалось заглянуть в будущее, ведь все его произведения наполнены палитрой чувств и эмоций, а рассматриваемые проблемы жизни и человеческой души актуальны спустя столетия. Пожалуй, именно злободневность тем, эмоции и столь уникальное раскрытие человеческого бытия привлекает современных режиссеров.
Чехов жив. Жив для сахалинцев благодаря не только его творчеству, но и вкладу в историю острова. В 2020 году отмечается знаменательная дата — 130 лет со дня поездки писателя на Сахалин. Тем примечательнее, что именно "Чайка" открыла юбилейный театральный сезон.
РЕЖИССЕР, ВЛЮБЛЕННЫЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕХОВА
Ставить спектакли по чеховским произведениям на сцене сахалинского театра стало доброй традицией. Это не только дань уважения русскому классику, но и трепетное отношение к своему зрителю, что преданно ждет каждую постановку по рассказам, знакомым с детства.
Постановкой "Чайки" занимался режиссер Алексей Песегов. К слову, такой выбор был сделан не просто так. Заслуженный деятель искусства России не только любит, но и умеет ставить пьесы великого драматурга. Его видение спектакля "Вишневый сад" (16+) с первого акта запало сахалинским зрителям в душу.
Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра
Но вернемся к "Чайке". Пьеса неспроста привлекла взгляд режиссера. Она наполнена мистикой. Но не в привычном понимании — с жуткими сценами необъяснимых фактов. Скорее ее мистика в человеческих чувствах, судьбах и поступках, что понятны для одного, но будут далеки в понимании для другого.
— Это в первую очередь психологический спектакль, где форма находится в гармонии с содержанием. Я не дописываю классика и не переписываю его, всегда уважительно отношусь к автору. Поэтому все по Чехову: "пять пудов любви" и много разговоров о литературе, — рассказал о пьесе Алексей Песегов.
Режиссер спектакля "Чайка" Алексей Песегов. Фото: пресс-служба Чехов-центра
РАЗГОВОРЫ О ПРЕКРАСНОМ
Теплое приветствие. Звуки фортепьяно и скрипки. Фигуры чеховских рассказов. Дух торжества, смешанный с мистическими нотками, и старой, по-русски уютной, эпохи 19 века чувствовались еще в фойе Чехов-центра. Такая органичная атмосфера, словно с самого начала настраивала зрителя на нечто неизведанное, прекрасное и загадочное, как первые в жизни лучи утреннего солнца. В то же время она погружает во что-то знакомое, так неловко затерявшееся в уголках сознания.
В зале тихие голоса, жаждущие погрузиться в прекрасное. Слышатся музыкальные шаги, такие звонкие и четкие, как тиканье часов. Гаснет свет, погружая зрителей в пучину неизвестности, и поднимается занавес. Перед нами деревянная сцена на берегу холодного озера и фигура девушки в черном платье, что с внешней печалью и внутренней страстью так сильно желает раствориться на одиноких подмостках.
И ПОЛЕТЕЛА ЧАЙКА В ТАКОЙ ДАЛЕКИЙ, НО И ТАКОЙ БЛИЗКИЙ МИР ПРЕКРАСНОЙ ЖЕСТОКОСТИ
"Чайка" — пьеса, создавшая новую театральную систему в России. Это история, столкнувшая старое и новое искусство. Это трагикомедия, в которой автор рассматривает знакомые всем серьезные темы человеческого бытия. И, казалось бы, о любви писать просто. Однако гораздо сложнее говорить о чувствах и действиях, которые она порождает — выбор между двух сторон. Например, любовь или слава, любовь или деньги. Наравне с всепоглощающей любовью и выбором стоят безнадежность и не всегда счастливый конец, прячущийся за отношениями людей. На этом акцентирует внимание режиссер.
В свою очередь актеры обращаются к чувствам и стараются в полной мере раскрыть персонажей. И герои пьесы по свой природе многогранные и сложные личности, каждый со своей внешней и внутренней историей.
Что же видит зритель на сцене? Пугающую реальность, столь близкие каждому из нас душевные терзания персонажей. Все это подается под теплым или холодным соусом, выраженном в природном свете, легких звуках музыки и меняющемуся времени суток на озере.
На сцене нет ничего лишнего. Каждый предмет — деревянная сцена, два стола и несколько стульев, открытая стена с выходом на озеро и классическим пейзажем — имеет свое значение. Каждый герой находится на своем месте и играет важную роль, в независимости от количества фигур на сцене.
ИГРА СЛОВ В РАМКАХ ЖИЗНИ ГЕРОЕВ — СВЕТЛОЕ И ТЕМНОЕ НАЧАЛО
"Даже стук ее шагов прекрасен" — так говорит о Нине Заречной (Анастасия Жаромская) влюбленный в нее Константин Треплев (Константин Вогачев). Девушка появляется перед зрителем в белом платье, что говорит о ее девичьей невинности и по-детски доброй душе. Нина юна, прекрасна и мечтает об актерской карьере. В первом акте она предстает перед нами невинной абсолютно во всем — в таких простых и наполненных свободой фразах, в легких движениях, в желании впитать в себя лучшие качества своих "кумиров", особенно актрисы Ирины Аркадиной (Наталья Красилова), и в желании сделать этот мир немного лучше.
Однако во втором акте мы видим совсем другую Заречную. Она, окрыленная любовью к писателю Борису Тригорину (Владимир Байдалов), уезжает в Москву, чтобы исполнить свою мечту — стать актрисой. Но на ее пути встают преграды, с которыми она не справляется и теряет себя, как личность. В карьере неудачи, она становится бездарной актрисой. Личная жизнь разбивается на мелкие кусочки после потери ребенка и ухода Бориса к Ирине Аркадиной. Ее душа черствеет, а разум приобретает нотки безумства. В новой сцене Нина появляется в черном платье, что свидетельствует об ее внутренних и внешних потерях.
Полное противопоставление Нине — Маша (Анастасия Солдатова). Она всегда в черном, что, по ее словам, символизирует траур по жизни. Героиня несчастна. Ее страдания показаны в безразличии к окружающим, жесткости и любви к алкоголю, что она собственно и не скрывает. "Все женщины пьют. И есть два типа — одни пьют и скрывают это, а другие делают это открыто", — говорит девушка. Именно в алкоголе героиня находит спасательный круг, который помогает ей удержаться наплаву. Маша — это душа полная отчаяния. И между тем, в ней есть внутренняя сила — она понимает безвыходность ситуации, но старается жить дальше.
Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра
В первом акте зрители видят монолог Нины по пьесе Константина. Внимание всех героев на сцене приковано к юной девушке. Кроме одного. В темном углу, куда почти не попадает свет, сидит Маша в черном платье, почти слившаяся с окружающей тьмой. Она открывает рот вместе с Ниной. И пусть весь свет в руках "ангельской особы", немой монолог Маши, словно мощный удар тока, разрывает окружающую действительность. Беззвучные слова героини показывают, что она еще жива и продолжит бороться за свое счастье.
"ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ"
В пьесе показано самое сильное человеческое чувство — любовь. Но эта любовь безответна во всех ее проявлениях, что приводит фактически к трагическому финалу всех действующих лиц. Все персонажи борются за свою любовь. И у каждого из них она своя. Душевные терзания и муки выбора в конечном итоге не приносят никому счастья. Ведь, делая выбор, пробуя вариант на вкус, герой не получает желаемого, не находит счастье, которое искал.
Пуд первый — линия Нины и Константина. Константин безответно любит Нину, восхищаясь всем ее существом. У пары есть общий интерес — театр. Парень пишет пьесы в совершенно новой манере, в надежде найти отклик и признание у народа. Девушка мечтает стать актрисой и играть на большой сцене, ловить восхищенные взгляды людей и слушать комплименты. Собственно на этом и держатся их отношения, которые окружающие считают искренними и нежными. Однако этому союзу не суждено существовать, поскольку Заречная всецело поглощена известным писателем Борисом Тригориным. Девушка выбирает славу и другого мужчину, который поможет ей ее обрести, а Константин терпит душевное поражение.
Пуд второй — линия Нины и Бориса. Нина, еще юная и наивная, влюбляется в известного писателя. Она боготворит его. Именно первая чистая любовь к мужчине помогает героине определиться с будущим — она решает уйти из дома и стать настоящей актрисой. Борис в свою очередь принимает любовь провинциальной девочки лишь из интереса перед неизведанным. Он стал знаменитым, но деньги не принесли ему счастья. Восхищение Нины открывает в нем теплые чувства. Он предлагает ей тайные отношения, но слабый и умерший ребенок убивает эту маленькую частицу живого в душе мужчины. Как человек слабый и безвольный, он не может отказаться от своей привычной жизни, не может отказаться от денег и удовольствия. Поэтому подчиняется напору Ирины Аркадиной, которая убеждает его в пустоте чувств к юной особе. В этом случае наступает крах для Нины, повлекший за собой цепочку необратимых неудач.
Спектакль "Чайка". Фото: пресс-служба Чехов-центра
Третий пуд — линия Маши и Константина. Еще в первом акте Маша признает свою любовь к Константину, но до самого конца пьесы так и не находит в себе сил признаться ему. Константин не замечает девушку из-за своей любви к Нине. Из жалости и невозможности изменить ситуацию девушка выходит замуж за опьяненного любовью школьного учителя Семена Медведенко (Виктор Крахмалев). Этот союз обречен для двух сторон — Семен получил желаемое, но не находит ответный отклик в душе своей жены, а Маша тщетно пытается заглушить любовь к Константину. Даже общий ребенок не приносит счастье в их семью.
Четвертый пуд — линия Ирины и Бориса. Сложно сказать, насколько был счастливым этот союз, состоящий из безвольности и подчинения. Ирина Аркадина — умная, самовлюбленная личность, привыкшая к всеобщему обожанию. Борис любит деньги и удовольствие. Герой сам признает, что всегда был безвольным, что нравится Ирине. Вместе они хорошая пара, живущая лишь в удовольствие, но настоящего счастья друг в друге они, возможно, так и не найдут.
Пятый пуд — линия Полины Андреевны (Анна Антонова) и Евгения Дорна (Артур Левченко). Евгений много путешествовал, жизнь его была наполнена яркими красками, но найти свое счастье ему так и не удалось. Кажется, даже Полина Андреевна, что так сильно им восхищается и готова изменить ради него свою жизнь, не в силах вызвать в душе героя такое теплое и яркое чувство, как любовь.
ТРАГЕДИЯ ЖИЗНИ
Не только безответная любовь приводит героев к личной трагедии. Безысходность и в некоторой степени неправильный личный выбор в конечном итоге убивает душу каждого действующего лица.
Нина, не найдя себя в карьере и личной жизни, сходит с ума. Неудачные отношения с Борисом заставляют ее родителей отказаться от нее. Когда же неудача в попытках поймать "яркую звезду" приводит героиню к сумасшествию.
Петр Сорин (Игорь Мишин) не смог осуществить ни одну свою мечту. Он не стал литератором. Из-за болезни так и не уехал жить в город. Герой не нашел личного счастья и остался умирать практически в одиночестве.
Самая большая трагедия настигла Константина. Он продолжал любить Нину и был готов принять девушку с ее прошлым. Однако у Заречной после потери своей любви в лице Бориса чувства вспыхнули с новой силой. Даже Маша, девушка с добрым сердцем, не ждущая чайку или журавля в небе, не смогла уберечь героя от угождения Нины и безрассудства Тригорина. В конечном итоге Треплев совершает самоубийство.
В голове возникает вопрос "А был ли у героев выбор?". Конечно же, все могло бы сложиться иначе. Если бы помимо чувств, Константин обрел уверенность в себе, то смог бы завоевать Нину, которая сделала бы свой выбор в пользу Треплева. В свою очередь Маша могла бы воспользоваться своей внутренней силой и постаралась открыться Семену, что позволило бы обрести хоть небольшое, но все же счастье.
СИМВОЛ ЧАЙКИ
Чайка — это одинокая и несчастная птица. Она обречена лишь летать и кричать над водой. В пьесе чайку убил Треплев, как символ разрушения своей любви к Заречной. Это и сюжет для будущего рассказа Тригорина. С птицей себя ассоциирует и Нина. Сначала она ищет свободу, такую же легкую, как полет чайки. Затем представляет себя убитой из ружья птицей, когда пришло осознание о потерях.
Чайка — это вольная птица, выступающая в пьесе своеобразным расколом души на светлые чувства и темные. Этот символ пролетает вихрем через все произведение, показывая протест против действительности.
СЦЕНА. ЗАНАВЕС
В чеховской пьесе исследуется душа человека, его идеалы и чувства. Режиссер ставил перед собой задачу — не переписывать оригинальное произведение. И ему удалось оставить нетронутым авторский замысел. Скорее даже он умело перенес зрителя в атмосферу пьесы, сделав ее более открытой. В свою очередь актеры сумели раскрыть своих героев и передать со сцены нужное настроение.
К слову о недостатках. Временами из-за длинных диалогов терялась общая суть. Но это лишь субъективное мнение корр. ИА SakhalinMedia. В целом, это не помешало насладиться живой игрой, мощными голосами и завораживающей атмосферой, подпитываемой в нужные моменты холодным или теплым светом.
Сахалинский зритель довольно разбалован прекрасным. Но об успехе спектакля можно судить по громким аплодисментам и восторженным крикам из зала. Что ж, благодаря слаженной работе режиссера и актеров Чехов-центр сумел справиться с одной из самых неоднозначных и мистических пьес русского драматурга. "Чайка" определенно стала удачным началом 90-го театрального сезона на Сахалине.