Развитие образования и потенциала школьников и студентов является одной из важных составляющих политики Сахалинской области. В регионе действует большое количество программ, участие в которых позволяет юным сахалинцам и курильчанам не только осваивать новые компетенции, но и повышать уровень своих знаний. С 1 ноября в Сахалинской области начался прием заявок на участие в региональном треке Всероссийского конкурса научно-технических проектов "Большие вызовы". Его реализуют в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
"Большие вызовы" — масштабное мероприятие для школьников и студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Это серьезный конкурс, результатом которого является проект в виде действующих моделей или научно-исследовательских работ под руководством ведущих ученых. Помимо этого, конкурс включен в перечень мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации. В свою очередь на Сахалине мероприятие проводят в рамках соглашения о сотрудничестве между Образовательным фондом "Талант и успех" и Региональным центром оценки качества образования Сахалинской области.
Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области. Фото: ИА SakhalinMedia
В островном регионе конкурс проводится в третий раз под эгидой Центра выявления и поддержки одаренных детей регионального центра оценки качества образования совместно с министерством образования Сахалинской области. "Большие вызовы" стартовали в 2018 году. В первый год от сахалинцев было заявлено девять проектов, из которых на региональном уровне победили три школьника. В 2019 году участвовали 13 проектов, из которых выбрали двух лауреатов и одного победителя. Уже в 2020 году двум сахалинским проектам удалось одержать победу на Всероссийском уровне.
— Те, кто побеждают на Всероссийском уровне, вносятся в государственный реестр одаренных детей. Они имеют право без конкурсов участвовать в учебных программах образовательного центра "Сириус" и других региональных центров. На заключительном этапе очень интересная программа, потому что там работают научные эксперты российского уровня, которые решают судьбу проектов промышленного масштаба, — разъяснила руководитель центра выявления и поддержки одаренных детей Сахалинской области, заместитель директора регионального центра оценки качества образования Людмила Сакович.
Конкурс состоит из регионального и Всероссийского трека. В региональном отборе могут принять участие школьники 7-11 классов и студенты 1-2 курсов средних профессиональных учебных учреждений. При этом участвовать можно как индивидуально, так и коллективно. К тому же, у конкурсантов есть три варианта участия:
- регистрация школьников в системе центра "Сириус" с 1 февраля и отправка проекта экспертам к 1 марта;
- регистрация для учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и университетов;
- дистанционный трек, когда можно зарегистрироваться самостоятельно и представить проект непосредственно в системе "Сириуса", где и проведут экспертизу.
— Дети дистанционно регистрируются в системе "Сириус.Онлайн", затем проходят экспертизу в зависимости от заявленных направлений. На региональном треке ее проводят эксперты СахГУ, кванториумов и исследовательских институтов Сахалинской области. После отборочного дистанционного этапа участники приглашаются на научно-практическую конференцию очной защиты в региональный центр оценки качества образования Сахалинской области. Здесь они представляют свои проекты жюри. Победителей рекомендуют в центр "Сириус", где для них устраивают индивидуальное собеседование и специальные проектные задачи, — рассказала Людмила Сакович.
Работы на конкурс принимаются по шести тематическим направлениям:
- агропромышленные технологии и биотехнологии;
- беспилотный транспорт и логистические системы;
- новые материалы;
- освоение Арктики и Мирового океана;
- современная энергетика;
- Умный город и безопасность.
Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области. Фото: ИА SakhalinMedia
Для того, чтобы стать участником конкурса, необходимо подать заявку в системе "Сириус.Онлайн" и загрузить на платформу проектную работу. Более подробная информация о конкурсе размещена на сайте Регионального центра оценки качества образования Сахалинской области в разделе "Конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы".
— Цель конкурса — выявление, формирование, развитие изобретательских и инженерных способностей, а также решение задач производственного значения, в том числе, для развития научного и технического потенциала Сахалинской области. Именно поэтому направления выбраны в этом контексте. Однако есть нюанс. Конкурс направлен на развитие инженерной и исследовательской мысли и соответствующее формирование компетенций. Поэтому в концепцию заложена и заинтересованность базовых предприятий и компаний, региональных, в том числе, чтобы они давали детям проектные задачи, — сказала Людмила Сакович. — На данный момент бизнес, скажем так, неохотно принимает участие. Но мы стараемся решить этот вопрос своими силами с помощью кванториумов и "точек роста". Также, если необходимо, к разработке проектов мы подключаем экспертов не только с Сахалинской области, но и из других регионов России.
Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области. Фото: ИА SakhalinMedia
Подать заявку на участие можно до 1 февраля 2021 года. В течение месяца работы будут оценивать эксперты. Финал регионального трека состоится в конце марта, ориентировочно 25 марта. Победители примут участие в заключительном этапе. Лучшие участники, проявившие себя на нем, пригласят на научно-техническую программу "Большие вызовы" во время летних каникул в Сочи на базе образовательного центра "Сириус".
Афиша Всероссийского конкурса научно-технических проектов "Большие вызовы". Фото: предоставлено Региональным центром оценки качества образования Сахалинской области
СПРАВКА: Нацпроект "Образование" реализуется по инициативе президента РФ Владимира Путина. С 2019 по 2024 годы на этот проект должно быть выделено в стране 784,5 млрд рублей. Цель проекта — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования.