Ваш дневник купается в двойках, если результат меньше 7/8 - ТЕСТ по русскому языку
21:30
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 29 ноября
20:00
Ключи от новых квартир получили 63 семьи в Корсакове
19:39
На ночь глядя: четыре новые АЗС в Финляндии и крушение лодки севере Камеруна
19:30
В Сахалинскую область прибыл "Поезд Деда Мороза"
18:57
Сотрудники ДПС поймали пьяного водителя, находившегося в федрозыске
18:46
Сотрудник сахалинского краеведческого музея погиб в зоне СВО
18:39
18 высококвалифицированных специалистов приехали в Сахалинскую область в рамках нацпроекта
17:54
Житель Иркутска угнал машину на Сахалине
17:41
Праздничный концерт в честь Международного дня инвалидов прошел в Южно-Сахалинске
17:09
Метель и гололедица — прогноз погоды на Сахалине и Курилах на 30 ноября
17:00
Машина всмятку, уголь на дороге: грузовик и Niva столкнулись в Углегорском районе
16:53
Сквозь года: пять лет возрождения судомодельного спорта в Приморье
16:50
Три района на Сахалине накроет сильная метель
16:31
Сахалинец пустил родственника пожить, а тот взял на него два кредита
16:29

Сахалинские власти создают все условия для привлечения инвесторов в регион — Лисневский

Интервью с министром инвестиций Сахалинской области Дмитрием Лисневским
23 декабря 2020, 19:25 Бизнес
Дом правительства Сахалинской области Елизавета Карпова, ИА SakhalinMedia
Дом правительства Сахалинской области
Фото: Елизавета Карпова, ИА SakhalinMedia

В Сахалинской области намечен курс на диверсификацию экономики. Сформирован портфель проектов, объем инвестиций, по которым за период 2021-2025 годов составит около 558 млрд рублей. В планах правительства региона реализовать четыре десятка крупнейших проектов в области транспорта и логистики, промышленности, инженерных сетей и других приоритетных направлений развития экономики. О том, что удалось достичь в 2020 году в части привлечения инвестиций и формирования портфеля приоритетных проектов, в интервью корр. ИА SakhalinMedia рассказал министр инвестиционной политики Сахалинской области Дмитрий Лисневский

— Дмитрий Эдуардович, в этом году на всех площадках активно обсуждаются планы правительства Сахалинской области по диверсификации экономики региона. Расскажите, почему так остро сегодня стоит этот вопрос?

— Ни для кого не секрет, что вопрос диверсификации экономики является одним из ключевых для региона. Именно в этот сложный год бюджет Сахалинской области потеряет около 60 млрд рублей из-за падения цен на нефть. Зависимость от одного вида ресурса — это очень опасная ситуация для экономики. Стоит взглянуть и на долгосрочные тренды в мировой экономике, которые заключаются в том, что темпы снижения использования нефти будут нарастать.

Обратите внимание на автомобильную индустрию. Сейчас огромный упор делается на развитие линейки электромобилей и гибридных авто. Практически любой крупный концерн имеет свое решение по электромобилям, хотя буквально несколько лет назад все говорили только о Tesla. Некоторые международные автогиганты при поддержке правительств ведут разработку двигателей на водородном топливе. Это уже перестает быть фантазией и становится обыденностью.

Поэтому решение начать активную диверсификацию экономики островного региона продиктовано необходимостью максимально снизить ее зависимость от цен на экспортируемые островом виды сырья. Кроме того, диверсификация экономики позволит создать более 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления, сделать Сахалинскую область передовым привлекательным регионом для жителей, бизнеса и туристов.

Дмитрий Эдуардович Лисневский

Дмитрий Эдуардович Лисневский. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области

— Вы сказали о различных направлениях, в рамках которых будет идти диверсификация экономики, какие это направления?

— Портфель приоритетных инвестиционных проектов сформирован в рамках шести основных направлений диверсификации: транспорт и логистика, промышленность, комфортная среда, инженерная инфраструктура, туризм и экология. 

— Можно ли какое-то из этих направлений выделить как наиболее важное? 

— Самое большое и важное направление — транспорт и логистика. Так как Сахалинская область расположена на островах, затраты на доставку конечных продуктов до потребителя или доставку ресурсов для производства могут быть выше, чем для аналогичных производств на материке. Если в регионе идет строительство и необходимо ввозить строительные материалы, то за счет сложной логистики их значительное удорожание неизбежно. Если мы производим что-то на экспорт, и нет налаженной системы транспортировки, это увеличивает сроки поставки, повышает стоимость конечной продукции, либо сокращает объемы и делает наши товары менее конкурентоспособными. Поэтому, для диверсификации экономики, надо, прежде всего, выстроить всю систему транспорта и логистики, то есть связи Сахалина и Курил с другими регионами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наиболее важный в этой части проект — Корсаковский порт. Он неразрывно связан с еще одним проектом, который не предполагает инвестиций в чистом виде. Это проект северного морского транспортного коридора. Сахалин станет точкой разворота между северным транспортным морским коридором и южным, через Суэцкий канал. 

Для Сахалинской области участие в этом проекте имеет важное значение. Севморпуть способен привести на Сахалин большой контейнерный грузооборот. Чтобы его обрабатывать, потребуются высокий уровень цифровизации процессов, сервисы, бункеровка, десятки различных услуг, которые сможет предоставлять островной бизнес. Но самое главное для региона, это то, что при выстроенной логистике и большом объеме грузооборота снижается стоимость единицы перевозимого товара. Это, в свою очередь, даст возможность проектам диверсификации активно развиваться, так как производимые на Сахалине товары будут поставляться в другие регионы или страны по гораздо более низким ценам, чем это можно делать сейчас.

— Дмитрий Эдуардович, вы обозначили общий объем планируемых инвестиций в сумме около 558 млрд рублей. Детализируйте, пожалуйста, объемы инвестиций по направлениям диверсификации. 

— Самые большие инвестиции — 209 млрд рублей или 36% от общего объема планируется привлечь в проекты по направлению транспорт и логистика. В рамках развития инженерной инфраструктуры — около 130 млрд рублей (23%). Инвестиции в проекты, направленные на создание комфортной среды, оцениваются в объеме 110 млрд рублей или 20% в общей структуре инвестиционного портфеля. В направлениях промышленность — около 70 млрд рублей, туризм — 28 млрд рублей, экология — 8 млрд рублей. 

— Как ведется работа с инвесторами, чтобы на ближайшие пять лет привлечь такой серьезный объем инвестиций?

— Мы стараемся структурировать все проекты в том виде, к которому привык инвестор. Есть четкое понимание, с какой доходностью может быть реализован каждый проект. Информацию о проектах мы доводим через инвестиционный портал области, а также на специальных мероприятиях для инвесторов, таких как дни открытых дверей по разным направлениям.

В рамках таких дней мы приглашаем всех потенциальных инвесторов, экспертов, представителей государственных институтов развития, презентуем эти проекты, инициируем их обсуждение. То есть инвестор в совокупности получает хорошее представление о том, какие есть инвестиционные возможности в регионе, и какую поддержку на региональном и федеральном уровне можно получить. Мы очень плотно работаем и с Корпорацией развития Сахалинской области в продвижении этих проектов. 

— Как вы оцениваете результативность этой работы в 2020 году? 

— Считаю, что мы сделали самое главное на этом этапе — выделили инвестиционные возможности в регионе, структурировали их и представили инвесторам. Причем именно в том формате, в котором им это было нужно. Ведь для инвестора, помимо интересного проекта, важно видеть и реальную заинтересованность властей в его реализации, готовность оказывать поддержку. 

— Приведите примеры проектов, где инвесторы уже включены в работу по проекту, и есть соответствующие соглашения?

— Их немало, приведу несколько примеров. Это касается работы по Сахалинскому нефтегазовому индустриальному парку. В рамках Дня открытых дверей Сахалинского нефтегазового индустриального парка было подписано соглашение с 13 инвесторами о резидентстве. В направлении "Туризм" идет активная работа по проектам на островах Онекотан и Итуруп. Так, например, инвестор в рамках проекта Онекотан с финансовой моделью и бизнес-планом уже находится на стадии оформления в качестве резидента ТОР "Курилы". Инвестор в рамках проекта Итуруп Резорт ведет активную работу с финансовыми институтами по привлечению льготного финансирования в проект. 

— Дмитрий Эдуардович, действительно, в рамках форума "Нефть и газ Сахалина" очень много внимания было уделено созданию индустриального парка. Расскажите подробнее, для чего он нужен и какую пользу принесет области?

— Сахалинский нефтегазовый индустриальный парк — это то место, где будут локализованы сервисы для нужд нефтегазовых компаний. Сейчас большой объем этих сервисов предоставляется иностранными компаниями или зарегистрированными в других регионах России. Их локализация в индустриальном парке позволит снизить стоимость услуг, поэтому это интересно, прежде всего, для нефтегазовых компаний. С другой стороны, реализация этого инвестпроекта позволит создать в регионе налогооблагаемую базу. Так как предприятия станут резидентами ТОР, а для этого надо быть зарегистрированным на Сахалине. Налоговые поступления, рабочие места, мультипликативный эффект — это основная польза для региона. 

— Расскажите, что предполагает такое направление диверсификации, как "Инженерные сети"?

— Вы наверняка знаете, что между Сахалинской областью и компанией "Газпром" подписана программа о стопроцентной газификации региона к 2025 году. Это предполагает перевод всех генерирующих мощностей на газ. Поэтому в направление "инженерная инфраструктура" входят проекты по строительству газовых котельных, модернизации действующих с переводом на газ.

Кроме того, в рамках этого направления запланирована модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с отходами. Сюда же входит газоснабжение и электроэнергетика.

Мы считаем, что это направление тоже привлекательно для инвесторов, потому что проекты в рамках него реализуется через механизмы концессий и государственно-частного партнерства. Это достаточно востребованный инвестиционный продукт. Банки с большим интересом смотрят на концессии, потому что денежный поток в рамках этих проектов защищен.

— Сахалинская область в этом году вошла в топ-30 рейтинга инвестиционной привлекательности, который готовит Агентство стратегических инициатив. За счет чего удалось добиться улучшения позиций региона? 

— Это, прежде всего, результат эффективного функционирования государственных институтов, от которых зависит бизнес. Сюда можно отнести и время предоставления государственных услуг, и упрощение взаимодействия бизнеса с государственными структурами, и различные цифровые решения. К слову, цифровые решения не только упрощают жизнь всех сторон, но и позволяют в режиме реального времени отслеживать перемещение тех или иных документов, и видеть на какой стадии находится тот или иной проект. 

— В заключение разговора, расскажите, пожалуйста, где наши читатели могут получить подробную информацию о существующих инвестиционных возможностях в Сахалинской области?

— На инвестиционном портале Сахалинской области. В настоящий момент мы ведем работу по упрощению использования портала. Инвестиционная карта Сахалинской области станет главным инструментом навигации по инвестиционным возможностям региона. Простым и информативным.

143124
64
41