Владислав БЕЛЯЦКИЙ. Многие люди тяготеют к исследованию чего-то нового, "девственно чистого". Однако есть и те, кому по душе изучать давно покинутые проявления цивилизации. Одними из таких искателей являются так называемые "диггеры", которые выбрали для себя стезю подземного мира. О том, какие опасности и ощущения способно подарить такое хобби, корр. ИА SakhalinMedia в эксклюзивном интервью поведали основатели единственного в Сахалинской области диггер-клуба Сергей Кухтинов и Дарья Щеглова.
— Не так много людей знают о диггерах. Расскажите, кто это, и чем эти люди занимаются?
— Диггеры — это движение людей, которые занимаются исследованием подземных объектов: заброшенные подземные коммуникации, бункеры, коллекторы. В более широком смысле этот термин известен как urban exploration, что переводится как "городские исследования".
— Насколько развито диггерское комьюнити на Сахалине? Много ли его участников на островах?
— Немного. Слабо развито. Кроме нас этим почти никто не занимается.
— А как вы оказались в этой сфере? Что вас привлекло?
— На YouTube наткнулся на ролик местного сахалинского блоггера, в котором он спустился в заброшенную шахту. После просмотра я стал не равнодушен к данной тематике, что-то в тех кадрах меня зацепило. Вспыхнуло желание лично посетить подобный объект, после чего стал изучать вопрос и готовиться к первой вылазке.
— Сколько времени прошло с момента вашей первой вылазки?
— 2 года.
Исследование подземных объектов на Сахалине. Фото: Сахалинский диггер-клуб
— Как много разнообразных заброшенных подземных объектов на сегодняшний день вы успели посетить?
— Не так много, как хотелось бы. Вообще на Сахалине их огромное количество. За 2 года посетить их все — почти нереально. Если смотреть в процентном соотношении, то мы посетили где-то 10% от всех объектов в области.
— Какое место из исследованных для вас является самым красивым, любимым или просто интересным?
— К сожалению, мы не можем называть конкретные места. У нас в клубе политика — мы сохраняем секретность объекта и стараемся не выдавать его. Используем подставные названия, чтобы неподготовленные люди не подвергали свои жизни опасности, пытаясь попасть на объект.
— А если попробовать описать место более "акварельными красками": без точных координат и названий.
— Для нас самые интересные объекты — это шахты. Это основной момент, на котором мы специализируемся.
— Какие объекты, возможно за пределами области, вы хотели бы посетить?
— Чернобыль. Да, возможно, это уже "попса", но Зона Отчуждения очень интересный для нас объект. Кроме того, очень хотелось бы посетить действующую шахту, поскольку на территории Сахалина их уже не осталось. Последняя закрылась в 2017 году. Ближайшие находятся в Приморье и в Японии.
Исследование подземных объектов на Сахалине. Фото: Сахалинский диггер-клуб
— Как появилась идея создания клуба диггеров?
— Мы вдвоём выступили инициаторами. Начали активно этим заниматься параллельно. Первую вылазку мы провели вместе. Со временем наша команда начала обрастать новыми знакомствами и людьми, которые проявляли интерес, хотели влиться в тусовку. И так постепенно через соцсети нашли ребят, ставших частью команды. То есть мы не считали себя клубом, была просто тусовка. Потом захотелось создать свою страничку в Instagram и поделиться фотографиями с вылазок. Показать, чем богат наш регион, ведь здесь действительно есть на что посмотреть.
— То есть отправиться с вами на вылазку могут лишь те, кто непосредственно находится в теме, а сторонним людям, которые просто зашли на страничку в Instagram, вход закрыт?
— Конечно, у нас уже слаженная команда, и мы не первый год работаем вместе, действуем как единый организм: каждый четко знает и понимает свои задачи, поэтому именно в нашу команду уже никак не попасть. Но мы с нашими партнерами, с туроператорами, организовываем экскурсии. Вот на них можно попасть.
— Из чего состоит сама экскурсия?
— Проводим людей по объекту и рассказываем об истории места и технической информации: про горнодобывающую промышленность, как устроена шахта, её структура, составляющие основы и так далее.
Исследование подземных объектов на Сахалине. Фото: Сахалинский диггер-клуб
— Вы упомянули про сотрудничество с туроператорами. В каком формате это происходит — вы являетесь одним из ответвлений, которое представляет конкретную компанию или это иначе происходит?
— Да, это отдельное направление, так называемый диггер-тур. Этим занимаются наши партнеры. Мы их поддерживаем, сопровождаем, предоставляем информацию, все необходимое для текущего тура, чтобы он проходил максимально безопасно.
— А вы сами предоставляете оборудование для экскурсий или это берёт на себя туроператор?
— Все предоставляет туристический оператор, с которым мы ходим — те же самые каски, фонарики, перчатки, сапоги. То есть они полностью одевают человека, все подготавливают. Кто-то зачастую берет с собой фотоаппарат или дополнительный источник света. Все остальное имеется у наших партнеров, в том числе аптечка. А люди идут налегке, они релаксируют. Мы им всё рассказываем, показываем, им главное кайфануть от экскурсии.
— А насколько высок спрос на такого рода туризм у нас в области? Насколько это людям интересно, как часто к вам обращаются?
— Мы начали этим заниматься не так давно, если быть точным, с ноября 2020 года. В принципе, по результатам проведенных мероприятий можно сказать, что люди заинтересованы. В тот период мы делали туры каждую неделю.
— Обращаются в основном сахалинцы или есть приезжие, допустим, с материка?
— Приезжают отовсюду. С нами даже ходил итальянец, был не один раз, остался очень довольным.
Исследование подземных объектов на Сахалине. Фото: Сахалинский диггер-клуб
— Какие самые большие или распространенные опасности могут быть во время экспедиции?
— Все зависит от объекта — какой он наземный/подземный. В подземном, в шахте, например, множество опасностей, потому что объект заброшен и уже не один год. Мы каждый раз проводим инструктаж по технике безопасности и подробно рассказываем: какие могут быть опасности, как предотвратить то или иное опасное действие, как оценить риски прежде, чем что-то сделать.
— Всегда же существует шанс обрушения шахты. Какие меры предпринимаются с вашей стороны для того, чтобы избежать этого?
— Конечно, шанс, безусловно, существует. Иначе это бы не называлось экстремальным туризмом, поэтому, конечно, мы предварительно проверяем объекты, куда пойдут люди.
— Бывало ли такое, что человек согласился с вами пойти, договоренность есть, вы уже непосредственно на объекте, и тут у туриста начинается панический страх? Все же вы под землей находитесь, у людей психика разная. На вашей практике бывало такое?
— Такого не было, но этот пункт включен в инструктаж, мы это проговариваем. Однако если отвечают "нет", но приступ происходит, то мы выводим человека. Сергей остаётся с одной группой людей, он дальше поведет их вместе с туроператором, а я спокойно вывожу на поверхность. Все мы люди, у каждого психика разная, поэтому без проблем, эту ситуацию мы предусмотрели.
Исследование подземных объектов на Сахалине. Фото: Сахалинский диггер-клуб
— Как вы видите дальнейшее развитие своего дела?
— Положительно смотрим в будущее. Думаю, наше развитие благополучно состоится, потому что людям нравится, они оставляют положительные отзывы, и главное — нам самим нравится делать всю эту движуху, мы кайфуем от этого. Конечно, в планах продолжить изучение объектов, представлять новые объекты, чтобы туда туры организовывать. Пока что мы на Сахалине, ни за какие пределы выезжать не собираемся. Деятельность свою пока что на родном острове производим.
— Как люди могут на вас выйти и пуститься в это опасное путешествие?
— В основном через страничку в Instagram "Сахалинский диггер-клуб". Туда люди обращаются, и мы уже договариваемся о деталях. Либо через наших партнёров-туроператоров "Друзья-походники".