Ледяная ловушка: открываем замерзшую дверь автомобиля
14:00
Сахалинская школьница вошла в число победителей технологической олимпиады Junior
13:57
Иван Пышненко станет ведущем дальневосточного кубка КВН на Сахалине
13:47
Южносахалинец выхватил телефон у нового знакомого и сбежал
13:36
В Сбере открыли научный центр, который будет работать с региональными университетами
13:35
На Сахалине осудят иностранца за попытку дать взятку в 100 тысяч рублей
13:21
Анивчанин вынес из магазина планшеты и продал прохожему
13:13
Премьера нового сезона "Плаксы" состоится 9 декабря на СТС и Wink.ru
13:10
"РЖД-медицину" включили в карту маршрутизации сахалинских пациентов
13:06
Современная медицина на Сахалине и Курилах: вызовы и достижения
13:00
В конструкторском бюро на Сахалине завершился первый этап ремонта 
12:42
Спортсмен из Невельска выиграл международный турнир по боксу
12:41
Жители Сахалина за два месяца собрали более 71 тонны макулатуры
12:24
Движение межмуниципальных автобусов полностью возобновили на Сахалине
11:57
В Южно-Сахалинске наградили школьницу за победу во Всероссийском конкурсе
11:41
Сигнал бизнесу: более половины жителей Хабаровска готовы отказаться от продукции неэкологи 27 ноября, 19:05
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО   26 ноября, 16:05
Валерий Лимаренко стал губернатором года по версии премии РАСО "Гамбургский счет" 23 ноября, 10:44
Сахалинский банк "Итуруп" попал в санкционный список США 22 ноября, 10:29
США вывели из-под санкций операции Газпромбанка по "Сахалину-2" 22 ноября, 09:23
Сергей Гурьянов избран мэром Ногликского района 20 ноября, 16:55
Shell передумали ликвидировать "дочку" - участника проекта "Сахалин-2" 20 ноября, 14:21
Дрон для обучения детей "Пиксель-Вжик" получил "Знак качества – Сахалин" 20 ноября, 10:09
Валерий Лимаренко на съезде ЕР подвел итоги работы сахалинского отделения партии 19 ноября, 16:48
Определен состав делегации от сахалинского отделения на всероссийский съезд ЕР 19 ноября, 15:22
Газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" возведет субъект естественной монополии 19 ноября, 10:56
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 10:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 18:25
Сахалинский бизнес презентовал котокафе и ферму грибов на "Азбуке предпринимательства" 18 ноября, 18:06
Бюджет фонда ОМС Сахалинской области увеличили почти на 150 млн рублей 15 ноября, 16:37

Михаил Филюшкин: Сахалинский снобизм является питательной средой для креатива и искусства

Руководитель отдела архитектуры Минархитектуры Сахалинской области рассказал о задачах арт-резиденции и ее новых проектах (ФОТО)
Михаил Филюшкин Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
Михаил Филюшкин
Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

Виктория БРЫКОВА. Арт-резиденция "Маяк" продолжает продвигать современное искусство на Сахалине. Одними из знаковых событий в жизни культурного учреждения за последние месяцы стали открытие новой галереи на цокольном этаже и установка на крыше здания символичного для "Маяка" арт-объекта. О новом объекте искусства, архитектурных особенностях арт-резиденции и островном снобизме, как инструменте развития креативной среды в Южно-Сахалинске, корр. ИА SakhalinMedia рассказал руководитель отдела архитектуры регионального министерства архитектуры и градостроительства Михаил Филюшкин.

— Михаил Владеленович, как архитектор, расскажите, в чем особенность здания арт-резиденции "Маяк".

— Здание нельзя назвать типичным, учитывая то, что у разных людей разное представление о том, как оно должно выглядеть. Есть помещения с перегородками и выделением пространств. Мне, как архитектору и пользователю этого мира, такая история не нравится, сам формат кажется странным. Изначально идея заключалась в том, что в Южно-Сахалинске есть пространство, выделенное плоскостями и уровнями, которое нужно осваивать.

Главное достоинство этого помещения в том, что оно абсолютно прозрачное — все, что тебе хочется, то и делай. Зону можно выделить минимальными средствами — мебелью, легкими конструкциями, ковриком, например. Я видел, что пространство в арт-резиденции будет именно таким. И, на самом деле, это европейский подход к организации пространства. Условно мы отделились от природы окошками, несущими конструкциями и затопили печку, созерцая этот мир. Но по факту ничего не изменилось. Тем более, у нас арт-резиденция. Это молодежная творческая среда. Здесь нет места офису, какой-то заорганизованности. Это просто свободный мир. Думаю, именно так нужно осваивать данное пространство. Тогда эта история про многофункциональность будет фактически реализована. Это мое личное отношение и не консолидированное мнение к тому пространству, в котором мне предстоит работать.

Арт-резиденция "Маяк"

Арт-резиденция "Маяк". Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Иными словами, вы не хотели создавать стереотипное пространство? Что же насчет стиля, к какому относится арт-резиденция?

— Изначально мы хотели уничтожить здесь какую-либо ассоциацию с офисным помещением. Поэтому получили то, что получили. Да, брутальный потолок, потому что, когда говорят про креативное пространство, первое, что приходит в голову — те объекты, которые имеют какую-то историю. Скажем так, это объекты, полученные в процессе ревитализации [процесс воссоздания и оживления городского пространства — прим. ред.] каких-то "убитых" территорий. Предположим, старый завод, неработающая фабрика, разрушенный цех. И эта определенная брутальность, определенный стиль постиндастриал — как раз тот формат, в который молодежь заходит. Сегодня рафинированное помещение не располагает к себе молодых людей, они боятся в нем что-то испортить. Скорее интересен формат, в котором чувствуется некая недосказанность.

Также хочется, чтобы был некий парадокс. Любая творческая среда, в первую очередь, основывается на каком-то конфликте, на недоделанности, недосказанности. Тогда возникает что-то, мотивация к действиям. Не хочу сказать, что данный прием — некое новшество. Этот стиль уже сформировался как классический. Где-то его называют необрутализм, иногда слышим как индастриал. Временами люди называют его лофтом [пространство, которое не разграничено стационарными конструкциями, но зонировано — прим. ред.]. Но лофт — это, скорее, формат. Хотя на данный момент можно сказать, что арт-резиденция — это лофт, потому что в общем пространстве есть зона гостиной и сцены, картины висят на стенах, присутствует заход для коммунальных услуг. На мой взгляд, больше ничего здесь и не надо.

Арт-резиденция "Маяк"

Арт-резиденция "Маяк". Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Сейчас арт-резиденция в законченном состоянии или что-то еще предстоит достроить?

— Нет, она незакончена. Я считаю, что здание должно быть в состоянии, при котором им можно начать пользоваться. Сюда входит пожарная безопасность, обязательное оснащение коммунальными удобствами, а помещения, в свою очередь, должны быть разбиты на обязательные объекты. Например, второй этаж у нас поделен на функциональные отсеки, где будут стационарные перегородки.

— Когда планируется завершить обустройство арт-резиденции?

— Сама по себе взаимосвязь арт-резиденция и законченность — стереотип, который должен быть разрушен. Она, как объект, никогда не должна быть закончена. Здесь следует завершить обязательную программу — те сервисы, которые будут присутствовать: санузлы, какая-то кухня, душевые, гардеробные и, например, барная стойка в качестве архитектурного элемента. Когда мы почувствуем, что они минимально достаточны для полноценного функционирования, то в этот момент, считаю, можно говорить о гештальте и получении завершенного процесса. Дальше можно начинать другой процесс — переосмысление, переоформление, перестройку, реализацию новых идей. Иными словами, пространство должно быть таким, чтобы человек, глядя на него, хотел что-то доделать. Все же арт-резиденция — это место, где должны формироваться творческие процессы.

Арт-резиденция "Маяк"

Арт-резиденция "Маяк". Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Какая основная задача, на ваш взгляд, должна быть у арт-резиденции?  

— Считаю, что та свобода, которая позволяет человеку додумывать и дорисовывать свой образ — и есть задача арт-резиденции. Она должна привлекать к себе внимание, чтобы людям хотелось сюда попасть. Этот процесс осуществляется с помощью нескольких факторов. Первое — пространство само по себе должно быть креативным, интригующим, заманивающим. Второе — должна быть выстроена работа со СМИ и с социальными сетями, чтобы поднимать заявленную планку. Третье — считаю важным, чтобы психолог дал некий рецепт того, как развивать работу и искать резидентов. В принципе важно, чтобы каждый молодой человек почувствовал в себе творческий потенциал и понимал, что есть арт-резиденция, которая сделана специально для него. Наша цель — выйти на весь Сахалин, ведь здесь мы формируем мыслительные процессы, что должно быть подарено людям в качестве креативной базы.

— Вы упомянули участие психолога в работе арт-резиденции. Как она может повлиять на сознание людей, посещающих учреждение современного искусства?

— Дело в том, что есть определенные закономерности, которые существуют в детской и юношеской среде. Желание большинства детей войти в некий "закрытый" клуб — очень важная вещь. Иными словами принадлежность к чему-то ограниченному, куда не каждого пускают, и где необходимо иметь какие-то знания, является пропуском в "закрытый" клуб. Арт-резеденция — и есть этот формат. Если я ее резидент, то я член этой "закрытой группы", что повышает капитализацию самого понятия. 

Арт-резиденция "Маяк"

Арт-резиденция "Маяк". Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Как вы считаете, насколько на Сахалине развита среда для создания креативных произведений искусства?

— На Сахалине свободные люди в сравнении с другими регионами России. В данном случае этот термин максимально определяет состояние души. Это хорошо, потому, что внутренняя свобода является питательной средой для креатива и искусства. Вот слово "снобизм" имеет негативную окраску, но в данном случае, считаю, островной снобизм является питательно средой для появления своеобразного мироощущения. Причем я обратил внимание, что сахалинцы в большей степени патриоты, чем люди с материка, даже, несмотря на то, что здесь люди находятся в близости с Кореей, Японией и Китаем. Но я был приятно удивлен, что у людей здесь совершенно неконформистский менталитет.

— Поговорим подробнее о новом арт-объекте. Расскажите, что он собой представляет, и в чем его особенность?

— Арт-резиденция носит название "Маяк". Соответственно, должен быть объект, который действительно можно назвать маяком.

Делать в современной арт-среде объект, который буквально что-то повторяет — это пошло. Когда появилась задача сделать знаковую форму в виде маяка, не хотелось делать его макет. Скорее хотелось создать некий ассоциативный ряд, который позволит человеку дорисовать образ.

Почему использовалась имитация ржавчины? Если обратить внимание, то пространство под названием "Сахалин" выглядит брутально. Мы видим корабли, море, технику. И все это покрыто налетом ржавчины. Она в данном случае уже воспринимается не как элемент, скажем, состаривания и тлена, а как художественная фактура. Понятие "ржавый металл" — всегда хорошо. Это значит, что уже есть история, что объекту не умереть никогда, потому что даже в таком виде он будет служить вечно. Поэтому в этом и есть интрига — существует объект с названием "маяк", у него огромная история, он продолжает служить и, скорее всего, будет служить вечно. И, конечно, его главное назначение — светить, указывать путь тому, кто ищет место, свой берег.

1 / 2

— Кто работал над этим проектом?

— В принципе произошла классическая ситуация. Сначала было слово, потом сформировавшаяся мысль, что на выходе мы хотим получить, после была произведена, условная с точки зрения размещения, исследовательская работа.

Первоначально рекламно-производственная компания нарисовала нам эскиз маяка. При согласовании он мне не понравился, потому что выглядел рисунок галерейно, словно красивая обертка, что не соответствовало нашей задумке. Поэтому я внес свое предложение, нарисовал эскиз. Наш художественный совет со мной согласился. Этот эскиз мы отдали на доработку дизайнерам, которые создали ту форму, что изображена на чертежах. Далее была подобрана фактура, и в целом проект запустился.

Автор художественной концепции я, Михаил Филюшкин. Автор идеи директор арт-резиденции "Маяк" Александр Мущенко. Исполнитель — Дмитрий Платонов. То есть мы работали командой. Это важный принцип, потому что объект не одного художника.

Михаил Филюшкин

Михаил Филюшкин. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Планируется ли создание подобного арт-объекта за пределами арт-резиденции, возможно, где-то в городе?

— Это наше огромное желание, хотелось бы иметь возможность его реализовать. Считаю, что в Южно-Сахалинске очень мало арт-объектов. Почему? До недавнего времени был город, улица, некоторые устойчивые понятия, сквер, в котором в обязательном порядке должен быть бюст кого-нибудь, либо скульптура кого бы то ни было в полный рост. Всегда возникала ситуация, что если арт-объект, то это скульптура, бюст или стела, посвященная определенному событию. Сейчас в мире изменился формат. Арт-объект уже не является просто статичной скульптурой. Это вещь, которая должна формировать имеющееся пространство, делать его интереснее, пронзительнее, философски осмысленным.

Таких объектов в Южно-Сахалинске нет. Но это не значит, что их не будет. В размещении современных арт-объектов нет трудностей, потому что люди в департаменте городской архитектуры заинтересованы в том, чтобы город оживал и становился иным. Считаю, нужно работать с нашими художниками, возможно, проводить конкурсы по созданию арт-объектов, которые могут быть размещены в городе. Помимо этого, те пространства, которые на сегодняшний день не то чтобы умирают, но благополучно уходят в небытие, нужно использовать как объекты искусства. Их нужно искать и давать им новую жизнь, делать их местами притяжения.

Арт-объект "Маяк"

Арт-объект "Маяк". Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia

— Недавно в "Маяке" открылась новая галерея. Расскажите о ее формате.

— Новая галерея иллюстрирует наш художественный облик. Это то, что мы хотим здесь видеть — сдержанный локальный свет, который функционально направлен на картины, и принцип разумной достаточности. Идея базируется на предполагаемом конфликте и игре — брутальная подоснова и рафинированный белый лист, на котором пишется какая-то история. Мы не делаем красивенько, уютненько и слащавенько. Мы делаем ровно столько, сколько нужно, чтобы творческий человек приходил в арт-резиденцию и делал то, что хочется ему. То есть мы его не обижаем каким-то своим предвзятым художественным, скажем так, насилием, и не предлагаем художественный формат, который уже по факту является личностным.

Единственная наша фишка в том, что мы не собираемся размещать на цокольном этаже [место, где находится новая галерея — прим. ред.] ни одного дивана и ни одного стула. Потому что если человек пришел общаться с искусством, то ему следует наслаждаться им стоя, ходить от картины к картине. С точки зрения уважения мы с искусством общаемся стоя.

— Новая галерея и, собственно, арт-объект на крыше здания — это благотворительная история? Или все же некоторые средства поступили из областного бюджета?

— На сегодняшний день арт-резиденция не является коммерческим предприятием, деньги она не зарабатывает. Это скорее творческая лаборатория. Возможно, впоследствии будет какая-то форма денежных поступлений, но пока такой формулы нет. Потому что изначально задумка была другой — правительство Сахалинской области и агентство по делам молодежи хотели инвестировать в наше общее будущее.

219601
64
43