Виктория БРЫКОВА. В Сахалинском международном театральном центре имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля "Над кукушкиным гнездом" (18+) по одноименному произведению Кена Кизи (16+). Это история свободолюбивого пациента Рэндла Макмерфи, которого перевели на принудительное лечение из тюрьмы в психбольницу. Реальный психоз и пронзающая все произведение мысль, кто из героев действительно "полетел кукухой". Удалось ли сахалинскому Чехов-центру создать реалии психиатрической больницы и передать настроение первоисточника, попытался понять корр. ИА SakhalinMedia.
СТРАНИЦЫ ОРИГИНАЛА
Действие романа развернулось в стенах психбольницы, а повествование ведется от лица индейца Вождя Бромдена, который притворился глухонемым. Главный же герой, Рэндл Патрик Макмерфи, попадает в лечебное учреждение не по своей воле. Вскоре после его появления в психбольнице начинается смута, а порядки старшей сестры Милдрет Рэтчет терпят крах.
Милдрет — комбинат, как ее называет Вождь, олицетворение системы, власть которой сильна, а неповиновение ей грозит тяжкими последствиями. Собственно весь конфликт произведения — борьба "черного", порядки Рэтчет, и "белого", бунтарство и наслаждение жизненными благами Макмерфи.
Спектакль. Фото:
Пожалуй, самый счастливый и светлый эпизод произведения, пробивающийся лучом надежды сквозь туманную мглу — поездка на рыбалку в открытом море. Рэтчет хоть и обеспокоена своим положением, где ее власть все больше растворяется, но смиренно ждет.
Позже в больнице происходит драка — два санитара против Вождя и Макмерфи, что приводит к наказанию в виде электрошоковой терапии для "нерадивых" пациентов. Однако на главного героя она не производит никакого эффекта, а Вождь, в свою очередь, и вовсе снимает свою маску глухонемого и начинает свободно общаться с окружающими.
Роковым событием, которое в корне меняет дальнейшую судьбу всех героев, становится вечеринка с проститутками в отделении психбольницы. Сестра Рэтчет застает беспорядок, грозит Билли рассказать обо всем его матери, а затем и обвинят Макмерфи в его смерти. Пратоганист теряет самообладание и избивает старшую сестру, после чего ему назначают лоботомию, которая в конечном итоге приводит к вегетативному состоянию.
Спектакль. Фото:
По факту миссия Макмерфи завершена: пациенты обретают внутреннюю силу, освобождаются от страха перед Рэтчет и "нормальным" миром и покидают психбольницу. Для главного героя же не все так радужно. Чтобы он не попал под хитрую и жестокую систему, выстроенную когда-то давно старшей сестрой учреждения, Вождь душит Рэндла подушкой, а сам сбегает, выбив окно в отделении.
ПСИХОЗ И СТРАШНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Перед началом спектакля и во время антракта перед зрителями на сцене висел прозрачный экран, на котором проигрывалась интересная картина — монотонная работа на заводе, выстроенная по четкой системе. Это своего рода символ, наталкивающий на мысль, что в психбольнице действуют те же жесткие правила, отклонение от которых недопустимо.
— Мы не старались с режиссером создать на сцене психбольницу в чистом виде. Она проходит в декорации рефреном и отображается в основном в костюмах. Это скорее фабрика по изготовлению человеческих "болванок", завод по "оболваниваю" людей. К концу спектакля мы понимаем, что все персонажи вполне реальные люди, нормальные, вменяемые. Каждый со своей судьбой, со своими страхами. Такие же люди окружают нас, — прокомментировал художник-постановщик спектакля, главный художник Чехов-центра Кирилл Пискунов.
Основной конфликт спектакля "Над кукушкиным гнездом" — противостояние личности и системы. И это четко прослеживается в течение всей постановки. Здесь важно отметить, что все пациенты выглядят кроликами, которые легко подчинились действующим порядкам, дабы избежать проблем. А центральный персонаж боролся с системой до конца. Его главная фраза "Ну, я хотя бы попытался" эхом проносится через весь спектакль.
Психиатрическая больница — лишь образ. В конце зрителю предстоит решить, кто же на самом деле был душевно больным человеком — пациенты или старшая сестра Рэтчет с ее санитарами.
— Макмерфи для меня положительный герой, который, прежде всего, любит жизнь, борется за гуманистические идеи и, конечно, за свободу. И речь идет не о свободе как вседозволенности, а о свободе внутренней личности, когда человек может развиваться, творить и быть самим собой. А все, что происходит за пределами того пространства, в котором они существуют — это и есть та система, с которой борется наш герой, возможно, сражаясь с ветряными мельницами, — добавил Кирилл Пискунов.
ТРИЛЛЕР С НОТКАМИ ЮМОРА
Спектакль представлен в жанре драмы, однако сложно не отметить его устрашающие моменты, присущие триллеру, что полно раскрывают атмосферу психбольницы.
В начале спектакля появляется Вождь Бромден (Юрий Беляев). Он ходит по сцене, зажимая уши руками, пытаясь таким способом спрятаться от леденящей душу детской считалочки. Следом эффектное появление сестры Рэтчет (Наталья Красилова, в первый день премьеры) — на медицинской кровати ее вывозят санитары в защитных белых костюмах. В ходе властного, граничащего с легкой эротикой, танца зритель чувствуют натуру "деспотичного ангела".
Нецензурная брань, редко проскакивающая в диалогах пациентов — осознание героев своего положения, пришедшая к ним с приходом Макмерфи (Виктор Крахмалев). Уже после первого совместного сеанса психотерапии, в головах пациентов взрывается мысль, что следует поломать действующую систему, в чем и поможет Рэндл.
Устрашающая атмосфера спектакля подкрепляется не только костюмами героев, но также музыкой и звуками, что осколками стекла врезается в болотное спокойствие, созданное сестрой Рэтчет. Декорации и свет тоже внесли свой вклад. Они подобраны так, что зритель визуально переносится в пространство психиатрической больницы, завода по производству "послушных, идеальных" людей. Крики и летающие на потолке выпотрошенные тела бывших пациентов — все это больше раскрывает характер и натуру Рэтчет, что спокойно, словно наслаждаясь, наблюдает за своим личным безумством.
В атмосферу триллера хорошо вписываются нотки юмора. Они показывают, что больные пациенты в больнице — на самом деле обычные люди, запутавшиеся и запуганные системой.
В спектакле сахалинского театра интересно раскрыт эпизод с поездкой на рыбалку. Это не просто пересказ самого счастливого для героев момента. Это демонстрация через танец настоящих человеческих эмоций, которые они сумели оживить благодаря Макмерфи.
— Хореография в драме — это довольно старая и нужная, полезная вещь. Это даже не хореография, а пластическое решение. Атмосфера и тема спектакля довольно специфические, мы старались найти какие-то пластические ходы для артистов, чтобы передать сложный образ "здоровых" и "не здоровых" людей в постановке. Во втором акте присутствует довольно-таки веселая и подъемная сцена [момент, когда пациенты сбегают из психбольницы на рыбалку — прим.ред.], которая решена именно пластическим способом. Это одна из немногих сцен, которая дает абсолютно легкое и свободное настроение, — объяснила балетмейстер сахалинского театра и спектакля "Над кукушкиным гнездом" Маргарита Красных.
ПРОЛЕТЕВ ВОВСЕ НЕ МИМО ГНЕЗДА
Сахалинский спектакль "Над гнездом кукушки" — интересная адаптация оригинального произведения. Он не имеет ничего общего с фильмом Милоша Формана 1975 года "Пролетая над кукушкиным гнездом" (16+), который Кен Кизи раскритиковал за поднятие иных проблем. В постановке главным рассказчиком является Вождь Бромден, как и в романе. Он не просто фигура повествования, а мощный персонаж, являющийся неотъемлемой частью всего произведения.
— С режиссером-постановщиком ориентировались на оригинальный текст. Что касается киноленты, здесь вопрос сложный. Если мы берем за основу фильм, то, думаю, это зрителю будет неинтересно. У нас свой взгляд и спектакль, который вообще никакого отношения к фильму не имеет, — отметил Кирилл Пискунов.
Кукушка в данной постановке, в целом, как и в произведении, носит скорее метафоричный характер, заставляя задуматься, кто же из героев на самом деле "полетел кукухой". Само гнездо олицетворяет психбольницу, некий кокон, в котором переплетены нити одной системы.
Премьера состоялась в момент отмены ограничительных мер для массовых мероприятий. О четком попадании в атмосферу произведения и полном раскрытии темы, ставшей интересной для зрителей, свидетельствует несколько факторов. Так, учитывая полную посадку, ни один зритель не покинул зал после первого акта, а по окончании спектакля сахалинцы делились друг с другом положительным впечатлением. В любом случае, у сахалинцев в апреле будет возможность сходить на новый спектакль Чехов-центра и дать ему свою оценку.