Маунтибайк в мире считается молодым спортом. Сахалинскую молодежь он привлекает классными горными велосипедами, интересными маршрутами и некоторой рискованностью. В то же время, для кого-то такой велоспорт является своеобразной медитацией. Председатель региональной общественной организации "Сахалинский Клуб Экстремального Велоспорта" Игорь Балла рассказал корр. ИА SakhalinMedia о развитии маунтинбайка на Сахалине, его особенностях и необходимой экипировке.
Впервые об экстремальном велоспорте заговорили в 1970-х годах. Именно тогда ребята из северной Калифорнии начали кататься по лесным дорогам, модифицируя свои велосипеды для этого. В 90-м году маунтинбайк стал официальной спортивной дисциплиной. В островной регион маунтинбайк пришел в конце 2000-х годов.
— В то время сама культура экстремального велоспорта в России была, скажем так, сурово-олдовая с довольно специфичными, по сегодняшним меркам, в чем-то даже гротескными, велосипедами. Многие молодые ребята хотели хоть немного соответствовать героям документальных фильмов об экстремалах маунтинбайка New World Disorder. Поэтому на Сахалине он появился по фану [что-то, сделанное по приколу — прим. ред.], на любительском уровне разрабатывались маршруты, ребята объединялись в группы, — рассказал Игорь Балла.
Игорь Балла. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, КАК В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ
Руководитель клуба экстремального велоспорта сравнил уровни сложности трасс с горнолыжными: зеленая, синяя, красная, черная. В островном регионе клуб делает упор на развитие МТБ, поэтому много работает над зелеными и синими тропами ("трейлами") для новичков и людей со средним уровнем.
— Раньше было больше троп для катания, но какие-то из них уничтожил ураган в 2014 году, какие-то разбивают мото-любители. Сейчас в распоряжении райдеров на горе Большевик порядка 5 трасс протяженностью около 5 км. Это обусловлено тем, что территория "Горного воздуха" имеет специфический рельеф — скальник, покрытый тонким слоем земли, к тому же она рассечена горнолыжными трассами. Тем не менее, даже в существующих условиях мы находим новые траектории, и неустанно улучшаем уже использующиеся, — объяснил специалист.
Маунтинбайк. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
"СРЕДА ФОРМИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА"
Игорь Балла убежден, что спорт, как и любая активность, не сможет нормально развиваться без необходимой инфраструктуры. Именно поэтому члены сахалинского клуба совместно с неравнодушной общественностью один раз в неделю выходят на уборку и благоустройство трасс.
— Среда формирует поведение индивида — если хочешь, чтобы что-то развивалось, необходимо создавать условия. В первую очередь, это места, где мы катаемся и тренируемся. Нужно улучшать маршруты, чтобы люди могли прочувствовать, что такое велоспорт-маунтинбайк, в том числе экстремальный, — отметил спикер.
В 2019 году организация получила грантовую поддержку от регионального фонда "Родные острова" на реализацию проекта "Благоустройство веломаршрутов на горе Большевик". Выделенные средства помогли закупить инструменты и материалы для возведения дополнительных технических элементов и укрепления уже построенных в местах катания.
Маунтинбайк. Фото: предоставлено сахалинским клубом экстремального велоспорта
ПРАВИЛЬНАЯ ЭКИПИРОВКА И ВЕЛОСИПЕД — ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МТБ
Экипировка, утверждает эксперт, необходима не только для безопасности, но и для получения удовольствия во время катания на велосипеде по лесным массивам и горной местности. В перечень обязательных защитных средств входят:
- открытый или закрытый шлем;
- очки или маска, защищающие от попадания камней и насекомых в глаза;
- защита коленей, а лучше — сразу и колена, и голени;
- перчатки.
— Это минимальный и необходимый комплект защиты, ведь если ты погружаешь себя в среду с повышенной опасностью, ты должен позаботиться о компенсации рисков. Рекомендуем также в большинстве случаев использовать защиту локтей, торса, шеи, подбирать надлежащую одежду и обувь. Но безопасность — это не только защитная экипировка. Нужно уделять внимание технической составляющей велосипеда, правильно кататься и не забывать пить достаточно воды, — добавил Игорь Балла.
Экипировка. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
При этом спикер отметил, что в этом спорте наравне с экипировкой важен правильный велосипед. Он настоятельно не советует покупать велосипед для МТБ в супермаркете за 10-15 тысяч рублей. Даже если кажется, что он "горный", то, в лучшем случае, подходит только для катания в городе, в горной же местности у него не хватит запаса прочности и характеристик.
— В целом, сегодня стоимость хорошего горного велосипеда с новой экипировкой сравнима со схожим набором для занятия сноубордом или горными лыжами. Отмечу, что качество велосипеда очень важно. Для более продвинутых рекомендую обратить внимание на отечественных или европейский производителей. Аналогичные мы закупали для клубной школы МТБ, испытали в деле, их же и советуем, но райдер может отдать предпочтение, в том числе и канадским, немецким, американским производителям по своему усмотрению. Стоит понимать, что применяемые комплектующие в дорогих велосипедах обеспечат качество и безопасность катания, и доставят определенные эмоции. Пока человек этого не поймет, он не будет готов платить такие деньги за хороший горный велосипед, — разъяснил специалист.
Велосипед. Фото: предоставлено сахалинским клубом экстремального велоспорта
ЭКСТРИМ, МЕДИТАЦИЯ И ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Эксперт считает, что маунтинбайк на Сахалине — это точка притяжения активных горожан, потому что они живут в городе рядом с сопкой, и активный человек никогда не ограничивается одним местом обитания или родом занятий. При этом экстрим можно найти не только на опасных лесных склонах, но и в городе.
— Экстрим — это такая вещь, которую можно найти во всем, просто для каждого он свой. Для кого-то это перебежать дорогу на красный свет — уже экстрим. Но если говорить об экстриме на велосипеде в городе, то это прыжки и катание на BMX, стрит и триал-велосипедах. Однако, есть большие отличия в катании по городу и в лесу. Например, на природе свежий воздух, отсутствует большое количество людей. Все же ты получаешь определенное единение с природой, отдыхаешь. Нужно понимать, что это, в некотором смысле, медитация. К тому же, когда едешь по трейлу [тропа для катания — прим. ред.] на большой скорости, у тебя обострены все чувства, работает все тело, лишние мысли и проблемы не грузят голову — поделился мнением спикер.
Он также назвал несколько причин, из-за которых экстремальный велоспорт нравится молодежи. Кто-то предпочитает "копаться" в велосипеде и чинить его, а для кого-то, наоборот, важнее спортивные достижения и адреналин. В свою очередь, для Игоря Балла МТБ — это квинтэссенция интересов, объединившая физическую активность, экстремальное увлечение, любовь к природе, страсть к технике и организации мероприятий.
Райдер. Фото: предоставлено сахалинским клубом экстремального велоспорта
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КЛУБА
"Сахалинский клуб экстремального велоспорта" официально образовался в 2018 году после осознания его учредителями, что маунтибайк в регионе необходимо поднимать на более высокий уровень. Создатель организации впервые совершил спуск с горы Большевик в 2014-2015 году на самом обычном велосипеде за 16 тысяч рублей, который впоследствии претерпел большие технические изменения и все же не удовлетворял необходимым требованиям.
— Спуск с горы по трейлу тогда мне очень понравился — спасибо за это моему старому другу Роману Муравченко, который помог выбрать шлем и защиту, и привел меня на гору, показал трейл "Горный родник". Я начал втягиваться, искать единомышленников, потому что заметил, что культура МТБ начала "проседать" — мероприятия не организовывались на должном уровне. Южно-Сахалинск буквально создан для этого вида спорта и отдыха, ведь сопка прямо в городе. Сначала мы катались группой знакомых, отлично проводили время, расчищали дороги от упавших деревьев, если требовалось. Смеялись с ребятами, что состоим в велоклубе "Велосипед". В то же время, я понимал, что этот спорт и культуру надо в регионе поднимать на более высокий уровень. И я не хотел ждать, что кто-то другой однажды сделает это. Мне самому хотелось действовать. К тому же, мне нравится объединять людей для достижения определенной позитивной цели, которая принесет благо социуму, особенно молодежи, — рассказал председатель клуба.
Сахалинский клуб экстремального велоспорта. Фото: предоставлено сахалинским клубом экстремального велоспорта
В 2017 году состоялась знаковая встреча директора "Горного воздуха" и будущего руководителя клуба, на которой удалось конструктивно обсудить проблемы развития маунтинбайка на СТК как на основной площадке для этого, и наметить пути их решения. Уже в 2018 году группа сахалинцев во главе с Игорем Балла зарегистрировала региональную общественную организацию "Сахалинский клуб экстремального велоспорта". Ее соучредителями стали дипломированный специалист в области физической культуры и спорта Илья Малеев — неоднократный победитель и призер региональных соревнований по маунтинбайку, и спортсмен-любитель Евгений Никифоров, который помимо скоростного спуска единственный в области практикует дисциплину "триал". К ним присоединились неравнодушные инициативные любители МТБ, которые составляют основу клуба и по сей день, также с каждым годом приходят новые ребята, готовые помогать в развитии любимого спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Сегодня клуб ведет широкую общественную деятельность — организация соревнований и помощь в их организации, участие в различных общественных мероприятиях, благоустройство маршрутов для катания. Организация взаимодействует с различными ведомствами и учреждениями, такими как министерство спорта области, СТК "Горный Воздух", общественная палата, администрация города Южно-Сахалинска, региональный фонд "Родные Острова", а также дружественными некоммерческими организациями, неравнодушными предпринимателями и коммерческими компаниями, которые содействуют деятельности клуба, помогая в проведении мероприятий.
Особое внимание уделяется открытым тренировкам (18+), проводимым в рамках социального проекта клуба "Школа МТБ". Их начали проводить в июне 2019 года, чтобы дать возможность начинающим райдерам попробовать себя в маунтинбайке. На тренировке собираются от 5 до 15 новичков — им объясняют, каким должен быть горный велосипед, какая нужна экипировка, рассказывают о технике безопасности при катании. Бесплатные занятия проводят по воскресеньям в 12.00 на нижней площадке "Горного Воздуха". В них входят: теория и разминка, отработка базовых движений, тренировочный спуск со средней площадки спортивно-туристического комплекса по учебному маршруту. Участникам открытой тренировки СТК предоставляет бесплатный подъем.
Тренировка. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Работа с новичками — важная работа клуба, отмечает Игорь Балла, поскольку "только так мы можем быть уверены, что человек получит удовольствие от катания, будет понимать и минимизировать риски для здоровья". Принять участие в открытой тренировке с опытными райдерами может каждый сахалинец. Для этого нужно записаться заранее. Также возможно поднять свой уровень катания, потренировавшись с инструкторами "Школы МТБ" в индивидуальном порядке. Клубная школа маунтинбайка, в том числе проводит групповые тренировки с молодежью. Проводили открытые тренировки и в выездном формате для ребят из спортивной школы города Томари. В 2021 году деятельность школы согласилось поддержать агентство по молодежной политике Сахалинской области.
У людей, в любом случае, должен быть соответствующий внутренний запрос на познание чего-то нового, потому что для нашего населения [жителей Сахалинской области — прим. ред.] экстремальный велоспорт — не совсем стандартная активность. Я убежден, что должен быть не только интерес, но и внутренняя гармония. Если есть опасения по поводу "понравится или нет", то всегда можно посетить открытую тренировку, попробовать. Но, чтобы чему-то научиться, нужно прежде всего прийти, внимательно слушать инструктора, и не бояться, — добавил специалист.
Кроме того, с 2018 года клуб проводит уже традиционные открытие и закрытие сезона маунтинбайка на "Горном Воздухе", включающие в себя соревнования в дисциплинах "даунхилл" и "апхилл" [скоростной спуск и гонка в гору — прим. ред.]. На закрытие сезона организовывается парный турнир по специальному соревновательному маршруту, а с недавних пор в области проводятся отдельные соревнования по маунтинбайку-скоростному спуску в индивидуальном зачете.
— Первые соревнования по индивидуальному скоростному спуску наш клуб провел в августе 2019 года. Вдвойне приятно было делать это, ведь последний раз в регионе это происходило много лет назад, и не имело должной организации. Для этих соревнований мы готовили специальный маршрут с 2018 года, который доступен по сей день, и включает два трейла. Маршрут по сложности можно охарактеризовать как красно-черный: верхняя половина — извилистый скоростной красный трейл"Твист", а нижний — скалистый черный трейл "Расческа", с последующим выкатом на западный склон, — добавил Игорь Балла.
Маунтинбайк. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
В июле 2021 года клуб в рамках своей общественной деятельности принимает участие в грантовом проекте АНО "Жизнь" по развитию малых сельских территорий (село Березняки, село Дальнее, город Быков, село Таранай), в рамках которого будет демонстрировать стенд, где дети смогут посмотреть, из чего состоит горный велосипед, и понять, что такое вообще маунтинбайк, ознакомиться с экипировкой, пообщаться со спортсменами. Ближайшее такое мероприятие пройдет на стадионе "Космос" в городском парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина на День молодежи уже 26 июня (6+).
Велосипед. Фото: предоставлено сахалинским клубом экстремального велоспорта
Недавно клуб провел в рамках мероприятия "Открытие сезона маунтинбайка 2021" провел соревнование по скоростному спуску с массовым стартом — "Велолавина".
— Это добрая традиция для сахалинских райдеров, и аналогия больших европейских соревнований, когда с высокой горы в Альпах катят вниз минимум 30-40 минут. В прошлом году там приняли участие тысяча человек. Например, в Сочи на горнолыжном курорте "Красная поляна" 12 июня прошла импровизированная летняя "Мегалавина". Мероприятие проводится не один год, и собрало порядка 30-40 человек, которые спустились с высоты 2200 м. На Сахалине "Велолавина" проводится на горе Большевик, у которой высота 601 м. Старт начинается на трассе "Спортивная", а длина маршрута составляет 3 км. В этом году в заезде приняли участие 13 человек, что в нынешних условиях хороший показатель, — объяснил спикер.
Игорь Балла. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
В целом, организация проводит соревнования только на территории острова. Однако на них приезжают райдеры из других регионов России, например, из Владивостока и Хабаровска.
КОНТАКТЫ
Актуальную информацию об открытых тренировках и соревнованиях можно найти в инстаграме и группе ВКонтакте сахалинского клуба экстремального велоспорта. Кроме того, сахалинцы развивают ютуб-канал SakhMTBE Community, где размещены ролики о прошедших мероприятиях, ремонте велосипедов и поездках клуба на юг, а также различные обзоры.