30-дневный вызов: как накачать ягодицы к Новому Году
18:00
Сильный ветер и осадки — прогноз погоды на Сахалине и Курилах на 24 ноября
17:00
Возле школ в Южно-Сахалинске установили проекционные пешеходные переходы
16:30
Строительство нового здания школы №4 в Южно-Сахалинске проинспектировал мэр
16:00
Сахалинское отделение Комитета семей воинов Отечества отметило годовщину
15:30
Тепло и стиль - несколько оригинальных способов завязать шарф зимой
15:00
На поддержку семей с детьми в 2024 году Сахалинская область направила более 646 млн рублей
15:00
Сахалин в 2024 году потратил на лесовосстановление более 32 млн рублей из федбюджета
14:30
На реконструкцию маяка "Анива" в 2025 году планируют направить более 101 млн рублей
13:30
Сахалинская область получила награду за успешную реализацию нацпроекта БКД
13:00
"Горный воздух" в 2025 году потребует бюджетных ассигнований в размере 300 млн рублей
12:30
9 огнеборцев ликвидировали пожар на балконе в одном из анивских домов
12:00
В 2025 году планируют капремонт 5 учреждений культуры в Сахалинской области
11:30
В пятиэтажном жилом доме в Холмске сгорел велосипед
11:13
Сахалинская область может отклониться от индексации платы за коммуналку на 2,1%
11:00
Валерий Лимаренко стал губернатором года по версии премии РАСО "Гамбургский счет" 10:44
Сахалинский банк "Итуруп" попал в санкционный список США 22 ноября, 10:29
США вывели из-под санкций операции Газпромбанка по "Сахалину-2" 22 ноября, 09:23
Сергей Гурьянов избран мэром Ногликского района 20 ноября, 16:55
Shell передумали ликвидировать "дочку" - участника проекта "Сахалин-2" 20 ноября, 14:21
Дрон для обучения детей "Пиксель-Вжик" получил "Знак качества – Сахалин" 20 ноября, 10:09
Валерий Лимаренко на съезде ЕР подвел итоги работы сахалинского отделения партии 19 ноября, 16:48
Определен состав делегации от сахалинского отделения на всероссийский съезд ЕР 19 ноября, 15:22
Газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" возведет субъект естественной монополии 19 ноября, 10:56
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 10:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 18:25
Сахалинский бизнес презентовал котокафе и ферму грибов на "Азбуке предпринимательства" 18 ноября, 18:06
Бюджет фонда ОМС Сахалинской области увеличили почти на 150 млн рублей 15 ноября, 16:37
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 16:20
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 12:40

В этот день, 3 августа (22 июля), 1849 года Г. И. Невельской доказал, что Сахалин — остров

Также в этот день в 1910 году была образована Таможенная служба на Сахалине
Мореплаватель и исследователь Дальнего Востока адмирал Геннадий Иванович Невельской rg.ru
Мореплаватель и исследователь Дальнего Востока адмирал Геннадий Иванович Невельской
Фото: rg.ru

До исследования Г. И. Невельским многие ошибочно полагали, что Амур в своем устье не судоходен, а Сахалин — полуостров. Такие выводы сделали исходя из исследований иностранных мореплавателей Ж. Ф. Лаперузу и У. Р. Броутону, которые — первый в 1787 году и второй в 1796 году — из-за встреченных ими малых глубин не смогли пройти на север Татарским проливом и потому посчитали Сахалин полуостровом. В 1849 году в ходе своей экспедиции Г. И. Невельской открыл судоходный пролив между Сахалином и материком, сообщает ИА SakhalinMedia

К этой географической ошибке присоединился и И. Ф. Крузенштерн, который в 1805 году также не смог найти устье Амура, пройти Татарским проливом с севера на юг. Между тем вопрос о судоходстве Амура возникал всё чаще в связи с торговлей с Китаем. В 1846 году исследования устья Амура и Татарского пролива были предприняты Российско-Американской компанией. В результате этих исследований Николай I получил донесение от подпоручика корпуса флотских штурманов Александра Гаврилова, командовавшего бригом "Константин", о том, что Амур не имеет никакого значения для России из-за недостаточных глубин и что Сахалин — полуостров. Царь принял резолюцию: "Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить". Правительство перестало интересоваться проблемами Амура, Сахалина и Приамурского края.

В 1848 году Охотским побережьем заинтересовались американцы с целью устройства там своих китобойных баз. В 1849 году в Охотское море вышло 154 американских корабля. Становилось ясно, что русское влияние на этом побережье необходимо было закрепить как можно быстрее. Геннадий Иванович Невельской добился скромного назначения командиром строившегося военного транспорта "Байкал", который должен был доставить грузы в Петропавловск-Камчатский, а затем остаться для несения сторожевой службы в Охотском море. Невельской также просил разрешения начальника Главного морского штаба после доставки груза пройти к Сахалину, и провести исследования в устье Амура. Благодаря исключительной энергии Г. И. Невельского и его помощника лейтенанта П. В. Казакевича постройка "Байкала" была закончена на несколько месяцев раньше срока. Невельской вышел из порта Кронштадт раньше назначенного, чтобы выигранное время использовать на исследование Амурского лимана.

Модель транспортного корабля "Байкал"

Модель транспортного корабля "Байкал". Фото: ИА SakhalinMedia

30 мая (11 июня), сдав все привезенные грузы и приняв балласт, он вышел в море. 12 (24) июня увидел восточный берег Сахалина. 27 июня (9 июля), подойдя к мысу Головачёва на северо-западном берегу Сахалина, приступил к описи и промеру. Казакевич на шлюпке прошёл в устье Амура, а сам Невельской на трех шлюпках и байдарке прошёл с севера до устья Амура — тех мест, до которых Лаперуз и Броутон доходили с юга. Это случилось 22 июля (3 августа) 1849 г. Таким образом, было доказано, что устье Амура судоходно и что Сахалин не полуостров, а остров.

Удачным дополнением к открытию судоходного пролива между Сахалином и материком стали найденные русскими моряками фарватеры, по которым в устье Амура могли бы заходить суда как с севера, так и с юга. 8 (20) августа Невельской пошел на север и, по пути подробно описав заливы Счастья и Св. Николая, 3 (15) сентября прибыл в Аян, где "Байкал" уже считали погибшим. Только здесь, в Аяне, Невельской получил утверждённую Николаем I инструкцию сделать то, что было уже сделано — идти в Амурский лиман для проверки описи Гаврилова. 4 (16) сентября в Петербург был послан курьер с донесением о результатах работы Невельского. Когда это донесение "дошло до Петербурга, то ему не поверили, и более других усомнились в истине граф Нессельроде и управляющий в то время делами Северо-Американской компании адмирал Врангель". Для освоения Приамурского края и Сахалина, поисков более удобных стоянок для зимовки кораблей Г. И. Невельской вместе с женой Екатериной Ивановной и своими соратниками Н. Бошняком, Д. Орловым, Н. Рудановским провел еще две экспедиции на Дальний Восток.

Амурская экспедиция оказала огромное влияние на судьбу российского Дальнего Востока, в том числе и Сахалина. Исследования на транспорте "Байкал" в 1849 году позволили опровергнуть мнение о полуостровном положении Сахалина и доказать, что Амур доступен для морских судов. В течение пяти лет участники Амурской экспедиции детально изучили бассейн Нижнего Амура, начали топографическую съёмку этой местности, собрали ценные сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья, об их внутренних водных и сухопутных маршрутах. Офицеры экспедиции впервые правильно нанесли на карты материковый и сахалинский берега Татарского пролива, устранив неточности и ошибки иностранных мореплавателей конца XVIII века. В ходе исследований на Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описано побережье, составлены первые карты южной и средней части острова, начаты метеорологические наблюдения. Офицеры экспедиции провели перепись аборигенного населения Сахалина — нивхов и айнов, положив начало изучению их быта, языка и культуры. Амурская экспедиция создала предпосылки для дальнейшего научного изучения, заселения и экономического освоения Приамурья, Приморья и Сахалина.

Также в этот день

В 1910 году на Сахалине образовалась Таможенная служба.

Поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. привело к прекращению единоличного русского владения островом Сахалин. По условиям Портсмутского мирного договора (1905 год), Россия уступила Японии южную часть острова. В новых условиях изменились приоритеты правительственной политики на Дальнем Востоке. Отечественные промышленники теперь рассматривали дальневосточные окраины как стабильный рынок сбыта своих товаров. Закон 16 (29) января 1909 году, которым отменялось порто-франко в Приамурском крае, сохранил беспошлинный ввоз товаров в местности севернее устья Амура, на Камчатку и Сахалин. 1 (14) июня 1910 года одобренный Государственной думой и Государственным советом закон об отпуске из Государственного казначейства средств на установление в портах Петропавловск и Александровск таможенного надзора был подписан императором.

Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года, когда Правительствующим сенатом было опубликовано распоряжение Министерства финансов "Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав". В 1912 году на берегу залива Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня. Следующее упоминание о таможенной службе на Сахалине встречается в приказе Народного комиссариата внешней торговли СССР №60 от 5 февраля 1938 года, согласно которому было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты Александровская на Сахалине с постами в Агнево, Владимировке, Дуэ, Пильво и Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Конги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво. На юге Сахалина первым таможенным органом стала Корсаковская таможня. Она была образована приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 17 декабря 1945 г. № 339.

В последующие годы система таможенных органов на Сахалине развивалась и совершенствовалась. В настоящее время Сахалинская таможня — это крупнейшая таможня Дальнего Востока, созданная в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета России от 22.04.1998 года № 245 "О создании Сахалинской таможни" в результате реорганизации и слияния Южно-Сахалинской, Корсаковской, Холмской, Невельской таможен.

__________________________

См.: Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России, 1849–1855 / Г. И. Невельской. — Хабаровск, 1969. — С. 106–107; Земля, на которой живём. — Южно-Сахалинск, 2007. — С. 37: ил.; Маркин В. Исторические портреты / В. Маркин. — М., 2006. — С. 336. — (Русские путешественники).

https://www.prlib.ru/

См.: Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2018год / М-во культуры и арх. дела Сахалин, обл., Сахалин, обл. универе, науч. б-ка; сост. Е. С. Пухова; ред. Г. М. Нефёдова. — Южно-Сахалинск: Сахалин, обл. тип., 2017. — С. 43: ил; Становление таможенной службы на Сахалине. 1910—1925// Сахалинская таможня. — Владивосток: ВФ РТА, 2005. — С. 5—13.

224232
64
93