Фото: Максим Сорока
Под грозовым небом: сахалинцы экстремально завершили экспедицию "По следам Невельского"
Руководитель клуба Sakhalin fishing and travel Максим Сорока рассказал о самых захватывающих этапах путешествия, которое длилось 17 дней
Свою экспедицию сахалинские путешественники посвятили известному мореплавателю Геннадию Ивановичу Невельскому, доказавшему, что Сахалин — это остров. Непростой маршрут активисты изучали по архивным запискам самого адмирала. В общей сложности понадобилось два года, чтобы как следует подготовиться к непростой переправе до Амура и повторить путь выдающегося исследователя, сообщает SakhalinMedia.
Рыбалка и путешествия
Началось все с обычной рыбалки. Максим Сорока, любитель-рыболов с многолетним стажем, десять лет назад впервые приобрел надувную лодку с мотором. На ней он частенько выходил в море за уловом.
Время от времени Максим Владимирович просматривал телепередачи о рыбалке, видео о путешествиях. Особенно ему приглянулась поездка на Амур одного известного блогера.
— Посмотрев видео, я обомлел. Подумал, а хватит ли у меня смелости перейти на резиновой лодке Амурский лиман. До этого я выходил в море только на небольшие расстояния. В 2019 году вместе с моим единомышленником Евгением Мячиным на лодках мы отправились на мыс Терпения. Помню, после этой поездки у меня появилась первая седина, — смеется руководитель экспедиции Максим Сорока, — Было очень страшно, шли в ужасных условиях. Тогда, в июле, шел град, была минусовая температура. На мне было пять комплектов одежды, шли по открытому морю 220 км под румпелем. Ощущения, скажу я вам, более, чем захватывающие.
Еще раньше любители моторных лодок побывали на мысе Атласова, расстояние до которого — 70 км по водной глади. Лодки тогда специально загрузили тарами с морской водой, чтобы понять, как поведет себя на ходу плавсредство. Дистанцию прошли тяжело, но поняли — к мысу Терпения готовы. После чего путешественник-экстремалы поспешили пройти еще один опасный маршрут. После Максим Сорока и Евгений Мячин пришли к выводу, что на одной лодке уходить далеко в море небезопасно, нужна подмога. А если идти на реку Амур, желательно собрать команду из нескольких человек.
— Мы поняли, что надо искать единомышленников, так как вдвоем до Амура не добраться. Сначала создали группу по интересам, кинули кличь, что набираем участников в экспедицию. И люди стали отзываться. 12 июня 2020 года — эту дату можно считать датой создания нашего клуба, вместе с ребятами мы впервые пошли на трех лодках на мыс Крильон. А уже 1 августа 2020 года выехали в экспедицию к мысам Елизаветы и Марии. Вообще, с Евгением Мячиным мы планировали посетить все мысы Сахалина. Вместе мы прошли уже шесть экспедиций. Седьмой стала поездка на Амур. Эта идея родилась у меня 19 октября 2019 года, и не покидала ни на минуту. Евгений поддержал меня, и мы начали подготовку. Самой опасной частью путешествия было пересечение Амурского лимана, — поясняет Максим Владимирович.
Записки Невельского
Два года активисты изучали карты, думали, как лучше пройти маршрут, искали протоки и реки, где можно на время ночлега пришвартовать лодки. Выверяли каждую мелочь, смогли достать даже старые военные карты, в которых даны точные обозначения данной местности. Помимо прочего тренировали и свою выносливость на воде. За время подготовки к экспедиции на Амур все участники клуба ни раз отправлялись в поездки на лодках. Командой ходили на мыс Крильон, обогнули и Тонино-Анивский полуостров.
— Самый старший участник нашей команды — Юрий Васильевич Комышев, ему 69 лет. Но на мое удивление он оказался очень крепким и динамичным. Его пригласил в экспедицию Евгений Мячин. Сам Юрий Васильевич профессионально занимается бадминтоном, тренирует подрастающее поколение. У него потрясающая выдержка. В путешествии он проявил себя отважным и смелым человеком. Смотря на него, я понял, оставаться активным и сильным можно в любом возрасте.
![Участники экспедиции в селе Некрасовка](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2563/2562438.jpg)
Участники экспедиции в селе Некрасовка. Фото: Максим Сорока
Еще одному участнику экспедиции, Игорю Колупаеву, перед зачислением в клуб устроили отдельное испытание.
— Когда мы встретились с Игорем, он рассказал, что путешествует в одиночку. Меня это насторожило тогда. Во-первых, одному в лодке небезопасно, если будет тонуть, спасать некому — пока доплывет подмога, человек утонет уже. До нашей поездки на Тонино-Анивский полуостров оставалось 10 дней, я предложил ему поехать с нами. Но ранее он должен был пройти испытание — совершить одиночное путешествие — в течение дня пройти на лодке дистанцию в 70 км (от реки Лютога до Урюма и обратно). Он справился. А когда Игорь отправился с нами на полуостров, я не мог поверить в это чудо — оказалось, что он видеооператор. Поэтому все наше путешествие он заснял на камеру и смонтировал небольшой видеоклип.
Вскоре путешественники стали всерьез изучать маршрут, обдумывали множество идей. Как они сами признаются — хотелось не просто порыбачить, а придать экспедиции особую важность и исторический оттенок.
— Я внимательно изучил материалы, в которых было изложено, как Невельской открывал северный и южный фарватеры, читал о его беседах с местными жителями. Меня это очень впечатлило, тоже захотелось пусть не изучать, но осмотреть эти места. Вместе со мной этой же идеей заразилось еще шесть человек: Роман Хромов, Юрий Комышев, Евгений Мячин, Антон Косвинцев, Игорь Колупаев, Борис Рябченков.
По следам адмирала
Так образовалась команда. 15 июля сахалинские путешественники дали старт экспедиции, в ходе которой предстояло пройти 3 тысячи км. Начальной точкой пути стал памятник Геннадию Ивановичу Невельскому, установленный в центре Южно-Сахалинска. В путешествие по следам легендарного адмирала проводить активистов пришел мэр города Сергей Надсадин. Градоначальник пожелал экспедиции попутного ветра и семь футов под килем, вручил книги о Южно-Сахалинске и флажки с гербом города. На безмятежную дорогу и скорейшее возвращение путешественников благословил протоирей, клирик Южно-Сахалинской епархии Виктор Горбач.
— Есть такая древняя традиция, когда путешественники отправлялись в дальний путь, их всегда провожали глава города и глава церкви. Вообще провожать нас пришло много людей, это и представители русского географического общества, руководитель и участники клуба имени Г. И. Невельского. Последние вручили нам книги и просили раздарить всем, кто будет помогать в непростом путешествии. Председатель городской думы Сергей Дмитриев тоже вручил нам подарочные книги о Южно-Сахалинске. По прибытии в Николаевск-на-Амуре мы вручили их главе района Анатолию Леонову и председателю собрания депутатов Ольге Хлупиной.
![Участники экспедиции у памятника Г.И. Невельскому г. Южно-Сахалинск](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2563/2562837.jpg)
Участники экспедиции у памятника Г.И. Невельскому г. Южно-Сахалинск. Фото: Максим Сорока
Из областной столицы до поселка Ноглики активисты добирались в течение дня, ехали не без приключений. Автомобиль одного из участников экспедиции в дороге потерял колесо. Из-за этого пришлось надолго остановиться.
— На тот момент я и несколько членов команды уже находились в Смирных. Узнав от товарищей о поломке машины, закупили инструменты, поймали попутчика, отправили с ним все и попросили помочь, — говорит Максим Сорока, — В Ногликах 16 июля нас встретил директор предприятия "Спецавтотранспорт" Олег Путинцев. Он стал одним из спонсоров нашей экспедиции. Мы очень ему благодарны. Олег предоставил нам около 400 литров топлива для заправки. Мы заправили машины, лодки, оставшееся залили в канистры. Кроме этого, Олег Путинцев попросил своего охинского друга встретить нас в Охе. Было очень приятно, что нам уделили столько внимания.
Рука помощи
Из города Охи путешественники добрались до поселка Некрасовка. 17 июля в 15.30 вышли в море. На пути до заветного Амура было множество преград, первые, вспоминает Максим Сорока, начались еще на берегу. За несколько дней до отправления путешественники узнали, что права на управление лодкой, которые были у них, не подходят для пересечения Амура.
— Это было настоящим ударом. Оказалось что по Амуру мы пройти не сможем из-за отсутствия в правах нужной категории управления судном. Потому что река причислена к классу ВВП (внутренние водные пути России). У нас на острове нет таких рек, соответственно и категории в правах такой не числится. Но мир не без добрых людей. С этим вопросом нам помогли сотрудники ГИМС города Южно-Сахалинска. Член совета сахалинского отделения "Российского союза спасателей" Евгений Черный подготовил письмо московскому генералу. К счастью, московское руководство оказалось в это время в Хабаровске из-за сильных лесных пожаров. Москва пошла нам навстречу и попросила ГИМС Хабаровска помочь осуществить экспедицию. Они дали свои рекомендации, на местном уровне приняли решение назначить нам экзамен. Его устроили прямо накануне отправления, — сетует руководитель экспедиции.
За несколько дней до выхода в море Максиму Сорока с радостной вестью позвонил начальник ГИМС Николаевска-на-Амуре Роман Сапун. Он предложил свою помощь — пообещав, что встретит ребят у мыса Петах — за 80 км до Николаевска.
![Экспедиция по следам Невельского](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2563/2562444.jpg)
Экспедиция по следам Невельского. Фото: Максим Сорока
— Очень приятно, что находились люди, которые нам помогли пройти этот непростой путь. На самом деле добраться до Николаевска было непросто. В силу того, что лодки были сильно перегружены, нам с трудом удавалось глисси́ровать, чтобы ускорить ход. Был сильный ветер, волна била в правый борт, некоторые участники экспедиции волновались из-за непогоды. Я знал точно — дойдем! В пути у нас сломался навигатор, позже у северного фарватера Невельского мы сели на мелководье — на глубине 0,5 метра. Пришлось не спеша вести лодки по мели, что значительно усложнило путь. Еще одной помехой стала плохая видимость: из-за лесных пожаров в Хабаровском крае образовалась сильная дымка.
Бушующая стихия
Днем, 19 июля, путешественники пришли в Николаевск-на-Амуре, устроили там стоянку, ловили рыбу и наслаждались пейзажами заветной реки.
— Природа в русле Амура очень схожа с природой азиатских стран. В пути мы наблюдали много белоплечих орланов. От поездки остались только прекрасные впечатления, там множество живописных мест. У меня было ощущение, что я попал в Китай. Кроме того, Амур поражает своим размахом: в реку входят баржи, нагруженные углем, танкеры, огромные суда длиною в 100 метров. Природа сильно отличается от сахалинской. В реке мы поймали трех судаков, впервые попробовали эту рыбу, — поделился впечатлениями Максим Владимирович.
Напротив Николаевска-на-Амуре активисты провели две ночи. За это время было немало пугающих моментов. К примеру, возле лагеря путешественники обнаружили огромные медвежьи следы. Также в тех районах обитает много гадюк.
Казалось, что об экспедиции сахалинских путешественников знали все. Через инстаграм-канал подписчики помогали активистам найти грузовик, чтобы привезти топливо к месту стоянки и заправить лодки. На эту просьбу откликнулись два брата Павел и Алексей, в соцсетях они отслеживали каждый этап экспедиции. Сотрудники местной администрации решили вопрос с хостелом. К слову, для ночлега он так и не пригодился, зато активисты смогли зарядить там все электронные приборы: навигаторы, телефоны со спецсвязью, аккумуляторы для фонариков и многое другое.
— Мы благодарны всем, кто хоть немного нам помогал. Спасибо сотрудникам ГИМС Николаевского района, сотрудникам районной администрации в особенности Сергею Ширееву, которые встретили нас с распростёртыми объятиями. Очень благодарны за помощь в проведении экспедиции председателю собрания депутатов Николаевского района Ольге Хлупиной. В благодарность мы раздарили всем памятные подарки. А за идею отправиться по следам Невельского нас наградил глава Николаевского района, подарив на память книгу и медаль в честь 170-летия Николаевска-на-Амуре.
Уже 21 июля экспедиция отправилась вверх по реке Амур. Возле поселка Маго река делает поворот на 90 градусов. После того, как участники прошли 70 км, остановились прямо на месте изгиба, на песчаной косе.
— Уровень Амура тогда поднялся на шесть метров. Было страшно. Ночью решили половить сома, но рыбы так не поймали. Находиться в походных условиях в той местности довольно трудно, мелкая мошка будто съедает тебя заживо. На следующий день, 22 июля с песчаной косы мы двинулись до реки Амгунь. На наше удивление она оказалось очень грязной, из-за дождей по реке пошел сильный сток с глиной и ветками деревьев. Из-за этого мы стали сомневаться, стоит ли идти до озера Дальжа, ведь там может не быть места для парковки лодок. Но все же рискнули. Путь к озеру оказался весьма сложным, проходить его пришлось по неспокойной реке. На ходу приходилось все время маневрировать, чтобы попутные ветки, не повредили лодку. Всего пройти по реке предстояло 40 км.
На берегу заповедного водоема
Утомившиеся в пути участники экспедиции сначала зашли в озеро Далган, осмотревшись, направились к итоговой точке своей экспедиции — озеру Дальжа. На берегу заповедного водоема путешественники провели четыре дня. Очарованные природой и чистотой самого озера участники экспедиции с интересом изучили здешнюю местность и ее обитателей.
— На территории озера есть небольшой домик, местные старожилы разрешили пожить в нем. Погода стояла хорошая, на озере мы ловили рыбу, поймали много щук. Исследовали местность, добрались до дальней речки, проплыли до нее 30 км. В пути нас настигла гроза с молниями, двигаться дальше было очень опасно, мы приняли решение пристать к берегу. Полтора часа просидели под сильным проливным дождем, после чего вернулись к озеру, — улыбается Максим Владимирович. — Впечатлений масса, во-первых, меня просто поразили красивейшие берега Амура: одна сторона реки пологая, другая — скалистая. В дороге над нами парили орланы, их очень много в этих местах. Само озеро Дальжа впечатляет свой красотой. Мы очень рады, что у нас получилось пройти легендарный маршрут Невельского, надеемся побывать в тех местах еще не один раз.
Страшно возвращаться домой
Обратный путь с озера Дальжа до Николаевска-на-Амуре участники экспедиции прошли за один день. Возвращались по небольшой протоке Тахтинской, она 15 км короче реки Амгунь, по которой путешественники шли на Амур. Двигаться быстрее лодкам помогало сильное течение со скоростью 3-5 км в час, поэтому удалось преодолеть 125 км. А вот подойти к берегам Сахалина оказалось очень опасно.
— В пути возле залива Байкал у нас прохудилась лодка. Хорошо, что мы были рядом с берегом и смогли вовремя пришвартоваться, чтобы залатать пробоину. На ремонт лодки у нас было полтора часа. К счастью, мы справились. Затем снова двинулись в путь. Волны были по два метра, казалось еще немного — и лодку перевернет. Мы прошли 60 км открытого моря, за которые нас изрядно потрепало. Дойдя до п. Луполово, хотели встать на стоянку, но приближался шторм, и пришлось идти дальше — еще 95 км, то есть шесть часов по неспокойному морю. Мы очень устали и кое-как петляли по волнам. В это время раздался сильный гром, по воде со всех сторон начали бить молнии. Только дошли до острова Банка Зотова, слышим — лодку спускает. Пришлось дать по газам, чтобы успеть добраться до берега. На побережье стали ее латать.
— Мы ждали минут 30 чтобы заплатка встала. Разделились на две команды. Первая лодка пошла раньше нас. Спустя полчаса мы тоже двинулись в путь. Шторм не прекращался и нас прибило к заливу Байкал (назван в честь транспортного корабля Г. И. Невельского). Лодку стало опять спускать. Тогда мы решили, что до Некрасовки не дойдем. Дошли до поселка Москальво, и тут налетела гроза. Из-за крупных капель дождя видимость резко ухудшилась. В таких условиях прошли еще 100 метров, и начались удары молний. До берега оставалось всего два километра. Мы его видим, а дойти не можем. Это очень страшно. Мы опасались, что молния ударит в лодку, груженную топливом.
Полтора часа путешественники простояли на берегу. За это время узнали, что первая лодка тоже не дошла до берега. Ребята сбились с курса. К счастью, помог навигационный знак, который указал путь.
— Выгрузившись в Некрасовке ребята с первой дошедшей до Некрасовки лодки принялись нас выручать. Приехали за нами в Москальво, забрали нас вместе с лодками. В Некрасовке в доме нашего друга Юрия Арялина нас ожидал горячий ужин и теплый ночлег. На утро мы отправились в путь уже на автомобилях до Южно-Сахалинска.
По пути заехали в село Победино, посетили Мемориальный комплекс, установленный в память о погибших солдатах при освобождении Южного Сахалина во время Второй Мировой войны. После нескольких часов езды, вымотанные и сильно уставшие путешественники прибыли в Южно-Сахалинск, испытывая особое чувство гордости за пройденный маршрут Невельского.
По итогам экспедиции ее участники снимут документальный фильм. Планируется, что он станет своеобразным видеоуроком для школьников. Так ребята смогут не просто узнать об историческом маршруте известного мореплавателя, но и увидеть, насколько сложен и опасен был этот путь.
СПРАВКА: Третья Амурская экспедиция под руководством Г. И. Невельского состоялась в 1851 году. Тогда команда мореплавателя детально исследовала впадающую в Амур реку Амгунь, озеро Кизи и южные берега Татарского пролива, включая бухту Де-Кастри и Императорскую (Советскую) гавань. В ходе исследований предпринимались сухопутные вылазки в Амурский, Уссурийский края и на остров Сахалин. Походы по тайге помогли обнаружить богатые угольные залежи на Сахалине. Летом 1853 года в ходе экспедиции Г. И. Невельской основал еще несколько постов по обоим берегам Татарского пролива. В 1854 году Г. И. Невельской был произведен в контр-адмиралы. На правах губернатора Геннадий Иванович устанавливал в Приамурском крае российскую власть. В результате третьей Амурской экспедиции (с 1851 года до 1855 года) Г. И. Невельской получил звание адмирала, а спустя годы и свое заслуженное место в истории Дальнего Востока.