Сегодня татуировка стала неотъемлемой часть жизни людей. Для одних это украшение на теле, а для других — целое искусство. Отношение к татуировкам изменилось и на Сахалине, что повлияло на развитие тату-индустрии. В каких направлениях движется это искусство и бизнес на островах, почему важно обучение для тату-мастеров, и как в Южно-Сахалинске появился новый тату-бренд, корр. ИА SakhalinMedia рассказала 25-летняя владелица студии GROMTATTOO Анжела Муравьёва.
— Анжела, расскажите, что сегодня собой представляет тату-индустрия на Сахалине?
— Здесь немного сложно сказать. Я начала отстраивать салон 2 года назад. До этого момента мастера на Сахалине занимались татуировкой как физлица, собственно говоря, и развития никакого не было из-за отсутствия необходимых мощностей у татуировщиков. Сегодня тату-индустрия на Сахалине представлена работой отдельных мастеров, год назад открылась наша студия, появился новый бренд.
— С чего и как начался ваш путь в татуировке? Учились ли вы где-то бить тату?
— В тату-индустрию я пришла потихоньку. Начала делать себе татуировки в 16 лет, мне просто была интересна эта сфера. По образования я инженер-строитель, после окончания университета задумалась о том, чтобы стать тату-мастером. Для этого посетила несколько тату-конвенций, познакомилась с комьюнити, заимела связь с предпринимателями в различных сферах. После этого начала сама пробовать делать татуировки и, собственно, обучаться, ездить к международным мастерам на мастер-классы.
Сначала тренировалась на искусственной коже. У меня сразу получилось делать ровные контуры, потому что рисованием занималась с самого детства. После училась на своем отчиме, эти работы впоследствии сама же перекрывала. Тренировалась и на друзьях.
Анжела Муравьёва. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Что может помочь мастеру погрузиться в обучение?
— Когда учишься бить тату, хорошо помогает наблюдение за тату-мастером. Ты записываешься к нему и начинаешь смотреть за его работой. Таким путем все мои татуировки на мне сделаны. То есть, чтобы обучиться мастерству, приходится чем-то жертвовать, и мы жертвуем собой. Сейчас появились мастер-классы у мастеров и полноценное обучение, что облегчает обучение, эти знания переносятся в студию, где обучается вся команда.
— Как вам удалось превратить любимое дело в профессию?
— Изначально работа тату-мастера была хобби. Примерно месяц назад я уволилась с ГКУ "Сахдормониторинга", где была инженером, ведущим специалистом. Просто в какой-то момент поняла, что хобби начало забирать у меня много времени. Поскольку оно мне было интереснее основной работы, решила перестроить салон с коворкинга на работающий бизнес, чтобы заниматься хобби в свое удовольствие.
— Кто стал вашим вдохновителем в тату-индустрии?
— Погружение в тату-сферу начала в 2010-2012 году. Тогда никакой профессиональной информации о татуировках в принципе не было. Сначала искала мастеров по своему уровню "классно". Сейчас понимаю, что они для меня находятся на среднем уровне.
Затем начала равняться на мастеров международного и российского уровней. Сейчас меня вдохновляет Карина Куба. У нее я была на мастер-классе, впоследствии она переросла в моего наставника. Этот мастер держит салон, коммерчески успешный. К такой модели бизнеса стремимся и мы.
Вдохновителями являются также технически сильные мастера, например, Илья Фоминых и Александр Охарин. Из международных мастеров могу выделить Никко Хуртадо, у которого эффектные работы, но техника мне не очень нравится. Неплохие татуировщики есть и в Германии, например, Sandra Daukshta.
Работа мастера в GROMTATTOO. Фото: предоставлено тату-салоном GROMTATTOO
— В каких стилях вы бьете тату? Почему именно в них?
— Мастер с самого начала занимается тем, что у него лучше всего получается. Так уж получилось, что я изначально рисовала в черно-белых цветах, была портретистом. На Сахалине тоже рисовала различные портреты. Так и поняла, что буду начинать с реализма.
После того как получила навыки на мастер-классе по цветному реализму, начала развиваться именно в этом стиле. Это не значит, что я не делаю других татуировок, все зависит от человека. Некоторые принципиально приходят ко мне, потому что реализм — самый сложный стиль, и мастеров, бьющих в этом стиле, не так много. В основном все занимаются графикой, потому что это легче.
Занимаюсь цветным реализмом, поскольку это ярко, долговечно, красиво, и выглядит солидно. Это особенно заметно, если работа сделана качественно, рисунок плотно прокрашен без пятен. Соответственно, такая татуировка дороже, чем, допустим, графика.
— Как тату-мастеру что вам нравится больше: создание эскиза или его реализация на коже?
— Эскизы, как правило — подсказка, направление. Во время татуирования ты все равно как-то редактируешь рисунок в голове, ориентируешься на кожу человека, подбираешь те или иные пигменты. Каждый раз, сидя за холдером и исполняя татуировку, мозг просто кипит, потому что приходится много думать, продумывать каждый следующий свой шаг. Но это очень интересно.
Анжела Муравьёва. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Вы стали основательницей салона GROMTATTOO. Как пришла идея открыть свою студию?
— Идея пришла в Санкт-Петербурге. Отдыхала там с подругой, которая начала делать свою домашнюю студию, как это в Питере очень распространено. Постепенно она подселила мне мысль о том, чтобы открыть студию на Сахалине. Хотелось создать что-то свое. Чтобы не попасть впросак как предприниматель, начинали отстраиваться потихоньку, узнавать рынок, как люди в принципе относятся к татуировкам, стоит ли здесь открывать большую студию. И как показала практика, мы разместились на 100 квадратах. Под названием GROMTATTOO работаем менее года. Однако сам бренд и новая бизнес-модель существует 2-3 месяца.
GROMTATTOO. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— С чем связан выбор названия?
— Мне понравилось, что оно звучное, у всех будет на слуху, однозначно. Само название особо не привязано к каким-то местам. Просто захотелось грома, который будет греметь на весь Сахалин.
— Расскажите о своих мастерах. Как вы их подбирали?
— Во всей тату-индустрии самое главное — это человек. Если в бизнесе, например, в салонах красоты, практически любого можно научить делать работу плюс-минус хорошо, то с татуировкой так не работает. Здесь изначально важен человеческий ресурс. Поэтому при подборе людей у нас сначала идет предобучение, потом обучение, полгода практики. И все это время мы присматриваемся, а не попал ли к нам "кот в мешке" — человек, который не развивается, а хочет просто колоть. Для нашего бренда это не подходит, поскольку все наши мастера обязаны расти в своем мастерстве. Также мы исключаем негативных людей, потому что набираем в команду позитивных мастеров, которых объединяет общий интерес — татуировка. А для общения внутри коллектива специально проводим разные мероприятия.
Также немало важным критерием является рисование. Все мастера в студии рисуют, могут создать эскиз, подобрать что-то или перенаправить к другому мастеру. Рисование не означает, что человек должен окончить художественную школу. Он должен любить рисовать, потому что без любви к своему делу в этой сфере ты больше 3 лет не просидишь. Должно быть умение рисовать хотя бы на любительском уровне, затем уже любимый стиль дает толчок для будущего роста. При этом необходимо хотя бы общее понимание, как работать со светом, тенью и объемом, чтобы человек чувствовал пространство и мог изобразить элементарные вещи.
— Опишите свою тату-студию — что это за место?
— Тату-студия для нас — это, в первую очередь, сообщество. Это место для развития и времяпровождения как для мастеров, так и для клиентов.
— Сегодня на Сахалине много тату-мастеров. Есть ли с ними какая-то конкуренция?
— Сложно конкурировать с отдельными личностями. Мы все же организация, а это другой уровень, другие мощности. Поэтому можно сказать, что на данный момент на Сахалине конкурентов у нас нет. В будущем они наверняка появятся, мы этого ожидаем. Но в любом случае уже рассматриваем такие этапы, как масштабирование, продажа франшиз.
— Какие проблемы в сахалинской тату-индустрии вы можете выделить?
— Одной из проблем в нашей профессии является нехватка кадров. Мастер, который привык работать сам на себя, не понимает выгоду в бренде, поэтому вряд ли пойдет работать в салон. Здесь с самого начала у людей должно быть понимание выгоды работы в студии. Этот вопрос мы прорабатываем.
— Какими региональными мерами поддержки предпринимателей вы воспользовались?
— Когда открывала студию, никакими мерами поддержки не пользовалась, поскольку мне хватало денег, которые я зарабатывала в госучреждении и на подработке в тату-студии. В регионе у нас действует мера поддержки для молодых предпринимателей. Сейчас проходит набор, но там нужно быть предпринимателем минимум год, я же немного не успеваю. Думаю, на получение субсидии заявку будем подавать в следующем году.
— Перед тем, как открыть свой бизнес, обращались ли вы в центр "Мой бизнес" или в Сахалинский фонд развития предпринимательства?
— Нет, не обращалась. Бизнесом начала заниматься в окружении предпринимателей, помощь получаю с Like Центра. Там ребята рассказывают, как грамотно действовать в той или иной ситуации.
Я наслышана о центре "Мой бизнес" и знакома с предпринимателем, который активно с ним взаимодействует. Отзывается о нем он положительно. В целом мне нравится, что региональные власти привлекают молодежь и показывают, что бизнес вести не страшно, что с его помощью можно зарабатывать и сделать делом своей жизни. Центр "Мой бизнес" отвечает на все вопросы предпринимателей. Думаю, если бы у меня появилась нужда, то я бы обратилась за помощью в этот центр.
— Как вы считаете, есть ли какие-то особенности ведения бизнеса на Сахалине?
— В любом регионе есть свои фишечки. Если говорить о Сахалинской области, то тут хорошо работает Инстаграм, где можно спокойно кормиться за счет рекламы. В любом случае нужно себя обозначить на рынке и привлекать людей, вести честный бизнес, быть открытыми.
Анжела Муравьёва. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Пандемия коронавируса как-то повлияла на работу тату-студии?
— Думаю, нет такого бизнеса, которого бы не коснулся коронавирус. Татуировки в тот период делать было нельзя. Мы выжили за счет индивидуального обучения. Занятия тогда проходили один на один с мастером и со всеми мерами предосторожности.
— Насколько в вашей работе важен имидж?
— В татуировке, пожалуй, имидж — наше все, потому что люди делают татуировку один раз и на всю жизнь. Для его поддержания у нас, например, существует коррекция. Даже если человек искупался на море, татуировка безобразно зажила, то мы эти риски берем на себя и исправляем. Для нас, как для бренда, очень важно выпускать качественную работу без всяких изъянов.
— Как вы считаете, татуировка сегодня — мейнстрим или искусство?
— Склоняюсь к тому, что это больше искусство. Если говорить об искусстве, то некоторым будет достаточно заказать портрет максимум за 7 тысяч рублей, а кто-то хочет работу от конкретного мастера, условно, за 50 тысяч рублей. В татуировке сейчас происходит то же самое. Но также приходит капитализм, появляются бренды, которые выпускают потоковые татуировки. Мастера, которые работают отдельно, постепенно уходят на второй план. Происходит это из-за того, что они медленно развиваются, либо у них не достаточно популярности. Есть и легенды среди мастеров, которые делают невероятно качественные татуировки за большие деньги.
— От чего зависит цена татуировки?
— Ценообразование в тату-индустрии варьируется от медийности мастера и качества работы. Работа может быть выполнена не достаточно хорошо, но, например, из-за медийности человек может завышать цену.
В целом, цена всегда растет от спроса на тот или иной стиль. Также цена зависит от того, самостоятельно ли работает человек или принадлежит бренду. В нашем тату-салоне есть технологические карты, по которым работают мастера. Здесь ценообразование формируется из опыта татуировщика, его успехов. Кроме того, влияют затраты на расходные материалы и потраченное на работу время. Но в целом держим средние цены.
Анжела Муравьёва. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Что вы можете сказать о нынешних трендах в татуировке?
— Это, например, тату на ногтях — когда рисунок набивается на ногтевой пластине. Сейчас мы первые в России, кто бьет такие татуировки. Когда хотела в Москве сделать подобную работу, в студии мне отказали, потому что мастера просто не знают, что это такое. Но в Америке такие тату делают очень давно. Таким балуются в основном мальчишки, потому что это альтернатива маникюру.
— На ваш взгляд, татуировка делает людей счастливее?
— В целом, когда человек идет за татуировкой, не думаю, что он идет просто за изображением. Он целенаправленно приходит к определенному мастеру за решением проблемы, эмоциями, ведь весь сеанс — это общение и сервис. Все в совокупности подкупает, чтобы сделать ту или иную работу.
— В чем заключается для мастера кайф от битья татуировки?
— Со стороны мастера самый фееричный кайф — это видеть в конце сеанса горящие глаза клиента. Потому что тату на картинке — это одно, а на коже совершенно другое. Когда татуировка становится частью тебя, и ты смотришь на себя в зеркало по-новому — это, конечно, потрясающе. Когда человек говорит "Как это офигенно, спасибо большое", мастеру очень приятно.
Работая в найме, ты особо не видишь результата своей работы, потому что это не здесь и сейчас. Это либо в конце месяца, либо какие-то годовые показатели. Здесь же ты видишь результат своей работы после каждого сеанса. Это мотивирует всегда становиться лучше. Думаю, мастера кайфуют именно от этого.
— Некоторые люди боятся делать татуировки, потому что это больно. Насколько оправдан этот страх?
— Не буду врать. Человек в любом случае почувствует боль. Но болевой порог у людей разный. Также нужно понимать, на каком месте будет делаться татуировка. Самое безболезненное место для тату — ушная раковина, ногти, а также внешние части тела, которые как-то контактируют с внешней средой, например, плечи и ноги. Самыми болезненными являются места ближе к органам, на ребрах, ладони. Однако женская и мужская карта боли отличаются. Интересно, что девушки терпят боль гораздо лучше мужчин.
— Еще несколько лет назад люди на Сахалине скептически относились к тату. Как думаете, сегодня островитяне стали лояльнее?
— Если рассматривать это вопрос в рамках бизнеса, есть объем рынка, который имеет предел, и чтобы его увеличивать, нужно прививать культуру потребления. Например, в европейской части России она находится на высоком уровне, поэтому там и тату-бизнес развит. У нас же она довольно-таки низкая, поэтому нужно развеивать мифы. К слову, тот факт, что человек сделал одну татуировку и потом придет за новыми, является маркетинговым ходом.
На удивление, на Сахалине люди достаточно быстро поменяли мнение о татуировках. Сахалинцы понимают, что есть хорошие мастера, и они идут к ним за качественной работой. Общаясь с мастерами из других регионов, понимаю, что в маленьких городах люди относятся к этой культуре гораздо хуже. Об изменении отношения к татуировкам говорит и заинтересованность людей разных возрастов. Например, основным потоком людей в GROMTATTOO являются люди в возрасте от 24 до 35 лет. Однако начали интересоваться люди и в возрасте 50-60 лет.
Работа мастера в GROMTATTOO. Фото: предоставлено тату-салоном GROMTATTOO
— Есть ли у вас, в частности у мастеров студии, табу касаемо эскиза или места на теле?
— Если я вижу, что человек делает слишком вызывающую татуировку, если она не очень ему подходит по возрасту, то обычно отправляю посоветоваться с друзьями и коллегами и предлагаю прийти на следующий день. То есть если ты ко мне после этого вернешься, то мы ее сделаем. Как правило, люди не возвращаются, потому что получают фитбэк от окружения и понимают, что выбранная татуировка — в некотором роде, ошибка.
Здесь нужно еще сказать, что есть новая и старая школа татуировщиков. Старая школа — это закоренелые мастера, которые принципиально не будут делать тату на кистях и лице, потому что все остальное тело пустое. Мы все же бренд, поэтому наша позиция отличается — не отказываем людям, но всегда рассказываем о нюансах и предлагаем сделать временную татуировку гелем или хной, чтобы посмотреть на реакцию людей. Если это на видных местах, люди сначала делают временные татуировки, а потом уже приходят за постоянной, если точно уверены.
— Поговорим немного о мифах в татуировке. Временные татуировки существуют?
— Временные татуировки — сложный вопрос. Все татуировщики разом скажут, что их не существует. Дело еще и в законодательстве. Например, в таможенных документах понятие временная татуировка приписано к составу хны, что в России считается временным. При этом другой документ говорит, что временная татуировка — это когда тебе на 2 года набивают краску на эпидермис, который постепенно сходит. Однако при такой работе все равной задевается дермальный слой кожи, и по итогу через полгода появится непонятная грязь. Но это легко отстреливается лазером, за 1-2 раза такую татуировку сведут. Поэтому временные тату есть, но нужно уточнять, что это именно.
На Сахалине мы, пожалуй, единственные, кто занимается татуировками гелем.
— Какие советы вы можете дать начинающим тату-мастерам?
— Думаю, все должно зависеть от их мотивации. Если человек просто хочет побаловаться, то можно записаться экспресс обучение в академию или тату-школу, заказать тату-набор в интернете и попробовать поработать дома. Но когда мы говорим о серьезной работе на коже с незнакомыми людьми — это высокая ответственность, потому что мастера получают за качественную работу большие деньги. При таком серьезном подходе нужно понимать — чтобы начинать бить татуировки и делать это своей профессией, необходимо получить нормальное образование в этой сфере. Я бы рекомендовала сразу идти обучаться именно в салоны, потому что там есть коллектив, обучение проходит на клиентах студии, владельцы которой несут за вас ответственность. К тому же, в ходе такого обучения по не знанию начинающий мастер не занесет человеку инфекцию.
Когда человек начинает работать в этой сфере где-то сам по себе, он может сделать много ошибок, что испортит репутацию. То есть начинающий мастер может начать хорошо и стрельнуть как профи, а может начать с какого-то подвала, и отношение людей будет соответствующим. Выпутаться из этого в маленьком городе практически нереально. Советую не экономить на своем развитии в начале пути.
— Что в будущем ждет ваш тату-салон?
— Это либо сеть студий, либо франшизы. Думаю, будем развивать обучение, потому что качественное образование для тату-мастеров в России недостаточно развито даже в Москве и Питере. Скорее всего, откроем какой-то магазинчик, начнем проводить мастер-классы для местных мастеров.
— Как люди могут найти вас и записаться на сеанс к тату-мастеру?
— В студии есть администратор: можно написать на WhatsApp или позвонить по телефону 8-962-113-72-02, обратиться в директ Инстаграма или в ВКонтакте. Сначала идет первичная консультация — человек должен рассказать, что хочет набить, на каком месте, какого размера будет татуировка, и какой бюджет имеется. После консультации вас закрепят за мастером, который будет с вами работать. Затем вы ждете сеанса, если есть какие-то вопросы по эскизу, можно заранее записаться на консультацию к мастеру. За сутки до сеанса вам на телефон придет сообщение с напоминанием о записи на татуировку.