В этот день, 24 августа, в 1945 году Тихоокеанский флот приступил к занятию Курильских островов от Парамушира до Онекотана включительно. Операцию вели корабли Камчатской военно-морской базы и Камчатского оборонительного района, участвовавшими в сражении за Шумшу. Перевозки производились в крайне неблагоприятных метеорологических условиях — при штормовой погоде и частых туманах, сообщает ИА SakhalinMedia.
24 августа на Парамушире были высажены 198-й стрелковый полк и 7-й отдельный батальон. 24 августа 1945 года советские войска начали брать в плен личный состав японских гарнизонов на Парамушире. А на Сахалине десант все ближе подбирается к городу Тоёхара.
Курильская десантная операция 19 августа — 2 сентября 1945 г. Схема.. Фото: mil.ru
В военно-морской базе Касивабара (Северо-Курильск) высадился и стал гарнизоном 7-й отдельный стрелковый батальон под командованием капитана Желанного. На протяжении всей ВОВ батальон дислоцировался на мысе Лопатка. Сразу после окончания Курильской десантной операции именно бойцам этого батальона выпала тяжелая, но ответственная задача — собирать останки погибших товарищей и хоронить их.
Высадка морского десанта. Художник Г.А. Сотсков. Фото: mil.ru
Тем временем на Сахалине десант, который выдвинулся было в сторону Отомари (Корсаков), из-за шторма совершил высадку в порту Хонто (Невельск). Там их встретили представители командования японского гарнизона. Десанту не оказали сопротивления, и капитан первого ранга Леонов принял капитуляцию.
Когда распогодилось, отряд разделился на две группы и начал движение пешим порядком. Один — в сторону Отомари, а второй — в направлении Тоёхары (Южно-Сахалинск).
25 августа перед высаженными советскими войсками капитулировали без боя гарнизоны островов Анциферова [на японском Сиринки-то — прим. ред.], Маканруши [на японском Маканруси-то — прим. ред.], и Онекотан. 25 августа принята капитуляция гарнизона острова Матуа [на японском Мацува — прим. ред.], (3 795 человек, 60 орудий, 124 пулемета, 25 зенитных пулеметов). 30 августа принята капитуляция гарнизона острова Уруп во главе с командиром 129 отдельной пехотной бригады генерал-майором Сусуми Нихо (5600 солдат и офицеров). Некоторые гарнизоны (например, с острова Симушир) японцы успели вывезти в Японию.
Десант на Курильских островах. Художник А.И. Плотнов. 1948 г.. Фото: mil.ru
Всего на северных островах Курильской гряды было разоружено и пленено 30 442 японца, в том числе четыре генерала и 1 280 офицеров. Кроме того, на этих островах оказалось 2 212 человек мирного населения, которых затем по условиям капитуляции репатриировали на Хоккайдо. В качестве трофеев взято 19 114 винтовок, 825 пулеметов (легких, станковых, крупнокалиберных, зенитных), 248 орудий (в том числе 32 зенитных), 180 минометов, 6 неисправных самолетов, 70 танков (здесь учтены и уничтоженные в бою на Шумшу), 119 грузовых автомобилей и 9 тракторов-тягачей, 6 прожекторных станций, 44 разных склада, большое количество другого военного имущества, а также 8 катеров, 4 парома, 2 транспорта, 12 самоходных барж.
Также в этот день
Ровно 30 лет назад удалось избежать авиакатастрофы пассажирского Ил-62. Борт перевозил 200 пассажиров из Москвы на Сахалин.
За штурвалом находился пилот Анатолий Будник: "На разбеге все было нормально. Взлетели, убрали шасси и подошли к этапу уборки закрылков... В это время почувствовали рывок самолета и раздался хлопок в его задней части. Бортинженер доложил о пожаре в двигателе № 4. ... Следом загорелся двигатель № 3. Пришлось прекратить набор высоты, чтобы обеспечить скорость и удержать самолет от снижения".
Тематическое фото. Фото: sakhalinmedia.ru
Садиться с полным баком топлива было нельзя. Его необходимо было слить, но делать это можно только в специальной зоне, а самолет находился над деревней. Более того, при сливе топлива с горящими двигателями на борту возникала вероятность сгореть в воздухе. От этой идеи пилот отказался.
Анатолий принял несколько решений, противоречащих инструкциям Ил-62: включение управления передним колесом, что делать на пробеге запрещено; раздельное торможение, чтобы уменьшить разворачивающий момент. Эти действия помогли удержать самолет в прямом направлении, поскольку его начало тянуть в сторону.
"Из-под колес самолета в это время шел дым. Борт остановился всего в сотне метров от конца полосы", — вспоминает заслуженный пилот России.
______________________________
https://t.me/parallel_5_0
wikipedia.org
Издание "Амурская правда" (ampravda.ru)