Холмский морской торговый порт расположен на юго-западном берегу острова Сахалин в Татарском проливе. Это базовый порт Сахалинского морского пароходства. Морвокзал является одним из самых оживленных мест города. В последние годы увеличилось число пассажиров, перевозимых паромами на материк и обратно. Сегодня морвокзал — это целый комплекс услуг, оказываемый не только пассажирам, но и жителям города, сообщает ИА SakhalinMedia.
Начало строительства порта относится к 1909-1910 годам. Основные сооружения создавались в 1935-1938 годы. Состоит из аванпорта, образованного двумя молами, и двух ковшей — Северного и Южного. Северный мелководен, используется судами рыбопромыслового флота, а в Южном находятся 8 причалов, доступных для судов с осадкой до 6 метров. Порт открыт для навигации круглый год и доступен для любых среднетоннажных судов дедвейтом до 7000 тонн. Ширина входного фарватера 140 метров, глубина на входе в гавань 11 — 12 метров. Лоцманская проводка судов на акватории порта является обязательной. Круглогодичная навигация, наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России.
В 1973 году введены в эксплуатацию специальные сооружения для приема судов-паромов, следующих из Ванино в Холмск и обратно; на них перевозятся железнодорожные вагоны. В связи с несовпадением колеи железнодорожных путей на острове Сахалин и материке в порту построены специальные устройства для перестановки колесных пар. Помимо судов-паромов в порту производится погрузка и разгрузка сухогрузных транспортных судов. Порт перерабатывает различные генеральные грузы, уголь, лес круглый, пиломатериалы, трубы различного диаметра, контейнеры ИСО, нефтегазовое оборудование. Здесь все суда получают оборудование, материалы, продовольствие, воду и прочее. Имеется пассажирский морской вокзал. Под морвокзал переоборудовали двухэтажное японское здание. Значительно увеличился поток пассажиров в 1973 году с вводом в строй паромной переправы Ванино-Холмск. Старый морвокзал с трудом справлялся с поставленными перед ним задачами, представляемый сервис также оставлял желать лучшего. Требовалась постройка нового, более удобного здания, которое было возведено в сравнительно короткие сроки.
Холмский морской торговый порт. Февраль, 1975 год. Фото: Личный архив Валерия Полонникова. Сайт: oldsakhalin.ru
31 декабря 1975 года состоялось торжественное открытие нового здания морского вокзала, а в начале 1976 года он принял первых пассажиров. Расположился вокзал на центральной улице Советской. Здесь было предусмотрено все для удобства пассажиров и их обслуживания. Морвокзал является одним из самых оживленных мест города. В последние годы увеличилось число пассажиров, перевозимых паромами на материк и обратно. Сегодня морвокзал — это целый комплекс услуг, оказываемый не только пассажирам, но и жителям города. Здесь функционирует КПП с дорогостоящим оборудованием для проверки багажа и пассажиров, отправляющихся за границу и возвращающихся оттуда. Работают кассы Аэрофлота, где можно купить или заказать авиабилет до любого города России, ближнего или дальнего зарубежья.
В этот день
12 ноября, в 2003 году в Холмске было создано предприятие по переработке древесины ООО "ГИЛЕЯ"
Тематическое фото. Фото: Открытый источник
ООО "Гилея" — дочернее предприятие ООО "Сахалин-Тройка", было создано на территории бывшего Холмского бумкомбината. Возглавил ООО "Гилея" Д. Тарасов. Производство по выпуску пиломатериалов начиналось в малоприспособленном помещении. Сейчас там оборудован просторный цех с современным оборудованием. ООО "Гилея" занимается глубокой переработкой древесины: от операций на окорочном участке, где бревна освобождают от коры, до выхода готовой продукции. Из года в год наращиваются объемы производства. В 2004 году было изготовлено шесть тысяч кубометров пиломатериалов. Из них 5 500 отправлено на экспорт. В 2005 году выпущено уже девять с половиной тысяч кубометров продукции, из них 8 200 отправлено в Японию. Одно из основных подразделений предприятия — цех по распиловке древесины с самым современным японским оборудованием, каждый участок которого способен выполнять сразу по нескольку операций. Оборудование автоматизировано, пульты операторов снабжены программным управлением. Цех по распиловке древесины ежемесячно перерабатывает около 900 кубометров сырья. На производстве введены в эксплуатацию новые сушильные мощности, закуплено современное строгальное оборудование. Сегодня ООО "Сахалин-Тройка" — ведущий экспортер пиломатериалов в Японию и Южную Корею. 90 процентов продукции идет на экспорт.
___________________________________________
См.: Павлова В. Предприятие, которому на Сахалине нет равных//Холм, панорама. — 2006. — 7 июня; Мухлисов А. Надежно, с гарантией и перспективой // Сахалин, моряк. —2005. — 24 нояб. — С. 2.
Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2015 год (libsakh.ru)