Последствия пандемии коронавируса в России коснулись и средства массовой информации. По мнению эксперта, бизнес стал меньше заказывать рекламы, как следствие — зависимость "новостников" от государственной поддержки только усилилась. В свою очередь, бюджеты многих регионов каждый год претерпевают сокращения, и власти на всех уровнях вынуждены внимательнее относиться к расходам, сообщает ИА SakhalinMedia.
Еще пять-шесть лет назад дальневосточные СМИ, так же как федеральные, не так сильно зависели от кошельков власти. — считает политический консультант, член РАПК Даниил Ермилов. — Но большинство заказчиков рекламы отказались продлевать партнерские договоры, так как и у них самих начались проблемы с достатком из-за коронавирусных ограничений, которые ударили по всем сферам экономики. Чтобы остаться на плаву, "новостники" были вынуждены смотреть в сторону местных властей и просить у них средства на существование, о процветании здесь говорить как-то уже и не приходится.
Еще в июне 2020 года в ходе обсуждения перспектив работы СМИ в условиях пандемии председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьев озвучил довольно грустный прогноз по заработкам на рекламе в условиях новой реальности. По данным профильного министерства, рекламные бюджеты даже основных телеканалов должны были сократиться на 30-50%. Эта же тенденция коснулась и других представителей отрасли, и, как показало время, прогноз оказался достаточно точным. Эта тенденция только усилила борьбу средств массовой информации за государственные средства.
Региональные и местные власти стали для многих представителей медиа едва ли не единоличными заказчиками новостной повестки и, как следствие, начался трезвый и взвешенный подход к затратам на СМИ. Кому-то поддержку урезали, кому-то, в отдельных субъектах ДФО, наоборот увеличили. Одним из таких примеров является Сахалинская область, где на поддержку местных СМИ ежегодно региональные и муниципальные органы власти выделяют средства.
ИА SakhalinMedia рассмотрело траты на поддержку муниципальных СМИ во всех районах островного региона в расчете на 1 жителя
При этом во многих районах Сахалинской области единственными СМИ являются муниципальные автономные учреждения, которые многие годы напрямую получали поддержку от муниципалитетов. Но, как показало время, даже к ним антимонопольная служба требует подходить на конкурентной основе. Так, администрация Углегорского района получила от сахалинского УФАС предупреждение, что в действиях администрации прослеживается нарушение антимонопольного законодательства, так как администрация через госзадание работала напрямую с муниципальным автономным учреждением в части размещения нормативно правовых актов (НПА), которые она обязана публиковать по действующему законодательству.
По словам вице-мэра Углегорского района Сергея Белецкого, администрация, проанализировав практику других муниципалитетов, приняла решение провести конкурс на определение поставщика для оказания услуг по размещению нормативно правовых актов и других социально-значимых материалов, которые могут интересовать жителей района.
— В феврале будет подготовлен аукцион, в марте с соблюдением всех сроков его проведем и предполагаем, что к 1 апреля уже будет известен определенный исполнитель. Не исключаем, что это и будут наши "Углегорские новости", — отметил Сергей Белецкий.
Интересен тот факт, что разные муниципалитеты в Сахалинской области готовы тратить на СМИ совершенно разные объемы средств. Если говорить про Углегорский район, то из бюджета на "Углегорские новости" только в 2021 году было направлено почти 19 млн рублей, при этом соседний район — Томаринский потратил всего 2 млн рублей. Вряд ли в Томаринском районе необходимо публиковать меньше НПА. Однако новости о том, что администрация района пересмотрит подход к выделению средств, вызвало волну негатива, и раздались информационные выкрики, что "Углегорским новостям" "перекрывают кислород", критике подверглись и мэр, и его подчиненные.
По словам эксперта, сокращение бюджетов регионов и муниципалов в пост-пандемийный период требует внимательного, сбалансированного подхода к выделению финансирования на средства массовой информации. Тем более, когда это становится предметом внимания федеральных надзорных органов. Изменение правил игры неизбежно порождает конфронтацию и попытки воинственными методами склонить органы власти к своим требованиям.
К примеру, в Хабаровском крае тоже находятся представители партии войны, но свою "зубастость" здесь демонстрируют не столько СМИ, которые давным-давно доказали свою состоятельность, сколько всевозможные Telegram-каналы (18+) и Instagram-паблики (16+), рассчитывающие урвать кусок пирога за счет разжигания информационных баталий на ровном месте. Представители этого "блока" зачастую и вовсе не затрудняют себя проверкой выкладываемых ими в сеть материалов равно, как и с достоверностью источников информации. Это, как ни странно, играет на руку смельчакам, вооруженным лишь клавиатурой или камерой смартфона, в то время, как строгие требования для аккредитованной журналистской работы в ряде моментов серьезно ограничивают представителей прессы официальной. Отсюда вытекают и снижение просмотров официальных новостных лент, вкупе с падением цитируемости "белых" материалов, которые тонут в море фейковых вбросов и провокационных постов.
— Информационные войны сейчас выигрывают не "белая" печать, а наиболее хитрые и оперативные ресурсы. Да, так было не всегда, но необходимо принимать реальность такой, какая она есть: честно работать, не выходя за рамки дозволенного или, сдавшись, уходить с медийного сегмента, — подытожил Даниил Ермилов.