Предприниматели с каждым днем открывают новые и интересные направления. И зачастую, бизнес даже не о деньгах и способе их заработать, а о мечте и настоящей любви к своему делу. Одним из таких примеров является Автономное Некоммерческая организация "Учебно-воспитательный центр "ДетиСах", бренд имя "дошкольный центр АБВГДейка", который вот уже 20 лет работает на Сахалине с самым хрупким и благодатным материалом — детьми от 3 до 7 лет и их родителями. Один из его учредителей Елена Сергеева рассказала корр. ИА SakhalinMedia, как идея превратилась в бизнес, почему предпринимателям нужно следовать за своей мечтой, и как родителям воспитывать детей без ущерба для себя и своих юных чад.
— Елена Юрьевна, для начала давайте разберемся, почему стоит уделять пристальное внимание семье и детям?
— В этом турбулентном мире многие думают о стабильности и будущем своих детей. А семья — одна из главных ценностей в жизни человека. Когда мы создаем семью, стоит понимать, что будущее семьи — это дети, и ответственность за воспитание и образование ребенка ложится на плечи их родителей, за исключением особых случаев. Нас не учат быть родителями, а очень жаль. Стоит понимать, что в период с самого рождения до 7 лет в ребенке формируются фундаментальные понятия о самом важном и закладываются основные поведенческие линии взрослого осознанного человека.
— В мире наступила эра цифровых технологий, кажется, люди уже не представляют свою жизнь без гаджетов. Каким сегодня должно быть детство?
— Современные технологии заметно влияют на наш мир, но от психологии развития никуда не деться. Можно дать ребенку телефон, планшет и прочие электронные устройства, но при их помощи маленький человек не научится справляться со своими "большими" обязанностям и правилами поведения, не научится видеть окружающий его реальный мир. В детстве необходимо проживать именно действие, и только многочисленное повторение дает привычку. Основной задачей нашего центра является развитие у ребенка познавательного интереса.
— Что такое "психология возраста", и на что родители должны делать упор в воспитании своих детей?
— Психология дошкольного возраста — предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, а в возрасте с 3 до 7 лет нужно наиграться. В игре строятся сценарии поведения, оговариваются правила, проживаются, например, роли доктора, шофера, космонавта, парикмахера, продавца, учителя и так далее. Кроме того, обогащается словарный запас, развивается логика, фантазия и мышление.
Родителям важно помогать детям видеть мир, в котором они живут. Важно научить видеть прекрасное в простых вещах. Это может быть спускающаяся по стеклу капля дождя, запах булочки с корицей или краски весны с набухшими почками и молодой зеленью, искринки в холодном пушистом хрустящем снеге. Родителям важно обращать внимание детей на это, помогать им исследовать этот невероятный, удивительный и интересный мир. Важно научить ребенка задавать так необходимые для его будущего развития вопросы: как это устроено, из чего сделано, зачем и почему.
— Елена Юрьевна, как вам пришла идея стать предпринимателем и открыть свое дело?
— Это были 90-е годы, когда страна переживала трудные времена. Я работала учителем математики и информатики в Лицеи искусств (Гимназия №3). Наша дочь была маленькой, и я понимала, что именно сейчас, в ее дошкольном возрасте закладываются нравственные, поведенческие и интеллектуальные основы, что является прочным фундаментом для построения качественной личности в будущем.
Ребенок — это чистый холст, он становится тем, что вы на нем нарисуете. Пришло осознание, что если этот белый холст не заполнить, то получится совсем не тот результат, который хотелось бы видеть в своем ребенке. Я была такая не одна, и мы все задавались вопросом "Что же делать?". Идея пришла в голову моей подруге, великолепному педагогу, учителю начальных классов с большим опытом работы с детьми, сегодняшнему соучредителю и методисту нашего детского центра — Селяниной Светлане Юрьевне. Мы нашли в себе смелость, и все закрутилось, завертелось, понеслось.
Вместе мы начали искать методические материалы, программы, изучали юридическую основу для открытия бизнеса, бухгалтерский учет, стали строить с нуля то, во что мы верили. В первой набравшейся группе у нас было всего 5 детей, двое из которых — наши собственные. Результаты были очень хорошие — это был "вау-эффект".
В самом начале друзья и друзья друзей доверяли нам своих детей, потом благодаря сарафанному радио наша клиентская база росла, и вот уже 20 лет мы радуем родителей и детей Сахалинской области в Центре "АБВГДейка". Причины долгосрочности проекта: вера и преданность своему делу, профессионализм коллектива, непрерывная учеба и повышение квалификации, планомерность. Окрыляют и хорошие результаты нашего труда, и благодарность родителей.
Елена Сергеева и Светлана Селянина. Фото: предоставлено центром "АБВГДейка"
— Испытывали ли вы поначалу "синдром самозванца"?
— Да, сомневались, учились, всегда просили обратную связь от родителей, от нашей команды. Совершенствовались каждый день и до сих пор совершенствуемся. В итоге нам удалось совместить мамину потребность в расширении кругозора своего ребенка с нашей педагогической деятельностью.
— Какие изменения в педагогической программе произошли за годы существования центра?
— Программа развивается и оттачивается с годами и опытом. На сегодняшний день это многогранный профессиональный продукт. Когда наш специалист приходит на занятие, мало того, что есть у него готовый конспект урока, также подобран весь наглядный и раздаточный материал, инсталляции по теме, видео— и аудиофайлы. Продумано каждое слово и действие наставника, которое пробуждает познавательную деятельность малышей. Иными словами, нет воды и ненужных отвлечений, все четко и в соответствии с психологией возраста.
Кроме того, за столь долгое существование мы наработали хорошую материально-техническую базу. "Обросли" глобусами, лупами, грибочками, рыбками и прочим раздаточным материалом и пособиями для каждого ребенка. Ведь пока он неоднократно не потрогает, не послушает, не увидит яркие иллюстрации, образ нового понятия не закрепится в его голове. Мы используем более 200 различных тематических занятий, каждое из которых адаптировано под возрастную категорию, они дают крепкий фундамент и распыляют страсть к обучению. Мы показываем все процессы, происходящие в природе с помощью инсталляций, практически на каждом занятии наших детей ждет маленький новый мир открытий, дети рассматривают детали и погружаются в атмосферу происходящего.
— В чем заключается особенность вашего центра?
— Дети приходят в уютное, ярко оформленное пространство. Малыши у нас не сидят за партами, им этого не нужно в дошкольном возрасте. Парты еще будут у детей 11 школьных лет. Некоторые родители недоумевают, почему, когда ребенок выходит с занятий, на вопрос: "Что вы сегодня делали?" они получают ответ: "Играли". Но в этом и суть, мы учим через игру, в этом возрасте другие способы обучения куда менее эффективны.
В большинстве своем родители думают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к первому классу. Ой, какое это ошибочное мнение! Научить считать и читать для нас — задачка простая. Куда важнее развить мышление, слуховое внимание — самое важное качество в школе, память, чувство ответственности и уважение к старшим. Также мы развиваем в ребенке умение соблюдать правила игры, принимать поражения, логически мыслить и рассуждать, правильно формулировать вопросы и искать на них ответы. Мы прививаем любовь к книгам, учимся чувствовать время, а также проводим много экспериментов и опытов.
Кроме того, у нас маленькая наполняемость групп, поэтому каждый ребенок находится на виду. Мы не докучаем родителям с дополнительными затратами, например, купить книжку или настольную игру. Наоборот, понимаем их занятость. С родителями у нас открытый диалог — проводим консультации для мам и пап, выкладываем посты в наш Инстаграм-аккаунт.
— Какое внимание вы уделяете педагогическому составу?
— Василий Сухомлинский сказал: "Как ювелир оттачивает алмаз, присматриваясь к каждой грани, думая, где прикоснуться к драгоценному камню, чтобы получился бриллиант, так и педагогу приходится думать, как подступиться к самым сокровенным уголкам детского сердца. Это не просто труд, а осторожное прикосновение к детскому сердцу".
С нами работают именно такие "ювелиры", специалисты своего дела. Талантливые педагоги с профильным образованием и богатым педагогическим опытом.
На протяжении всех лет в нашей команде работали единомышленники. Наш девиз: "Ребенок должен получить удовольствие от занятия и хотеть вернуться!". Мы стараемся вносить яркие моменты в жизнь нашего дружного коллектива, посещая театры, мастер-классы, тренинги, семинары, проводим творческие педсоветы.
Команда центра "АБВГДейка". Фото: предоставлено учебно-воспитательным центром для дошкольников "АБВГДейка"
— Насколько в Сахалинской области развита образовательная сфера в бизнесе?
— Конкурентов много, они растут как грибы. Думаю, их создают по нескольким принципам. Например, молодые мамы с педагогическим образованием могут открывать развивающие центры. Или инвесторы вкладывают деньги, делают упор на большую материальную базу: бассейны, столы для робототехники, супермебель и прочее. Или открываются по купленной франшизе, где прописаны наперед все правила, а развитие и вариативность не предусматривается.
Все варианты имеют право жить.
Такой пример. Есть одна школа — новая, технологичная с интерактивными досками, сделанная из мрамора и стекла, но в преподавательский состав входят лишь родственники директора. А рядом стоит старенькая школа, но там работают проверенные педагоги, у которых есть специальное образование, они постоянно учатся сами. И молодым мамам задают вопрос: "Куда вы отдадите своего ребенка: в красивый фасад или в содержательную часть?". Я всегда себе отвечаю, что мне важнее содержательная часть. Хотя и не скажу, что наш центр "АБВГДейка" как-то отличается внешне от современных, все же марку мы держим.
— Боитесь ли вы конкуренции?
— Конкуренции стоит бояться, если ты что-то делаешь плохо или не развиваешься. Если делаешь хорошо, то, думаю, не надо ее бояться. В Южно-Сахалинске открывается и закрывается много центров. Мы более 20 лет продолжаем работать.
Отмечу, что 15 мая 2022 года открывается электронная запись на следующий 2022-2023 год на сайте учебно-воспитательного центра.
— Какими региональными мерами поддержки бизнеса вы воспользовались? Обращались ли за помощью в центр "Мой бизнес" или центр поддержки предпринимательства Сахалинской области?
— Никакими мерами поддержки мы не пользовались и, возможно, никогда не воспользуемся. Однако центр "Мой бизнес" сегодня активно помогает предпринимателям.
Если бы стартовали сейчас, то, скорее всего, обратились за помощью в центр "Мой бизнес". Мы открылись давно и за это время сами себе помогли, изучили сопутствующие профессии для предпринимательства. Поэтому каких-то бизнес-трудностей не боимся. Хотя от помощи в подборке подходящих нам арендных площадей на условиях социального найма мы бы не отказались. Думаем прийти за консультацией в центр "Мой бизнес" по вопросу внедрения современных цифровых технологий, уверена, что отзывчивые клиентоориентированные сотрудники нам помогут.
— Центр "Мой бизнес" проводит проект "Наставничество". Принимали ли вы в нем участие?
— Меня приглашали в проект рассказать, как заниматься бизнесом. В моей команде было 3 девушки, которые хотели открыть свое дело. Одна из них все же занялась тем предпринимательством, которым хотела. Вторая осознала, что открыть свое дело сложно, поэтому отказалась от этой идеи и осталась в статусе наемного работника. Третья, совсем юная, пока решила не спешить.
Проект интересный и хороший. Когда с начинающим свое дело может работать человек, который уже прошел путь в сфере бизнеса, открывает все карты и рассказывает о нюансах — это дорогого стоит. Когда мы начинали, у нас поводырей не было, набивали шишки, двигаясь самостоятельно. Жаль, что два десятка лет назад не было проекта "Наставничество".
Я восхищаюсь работой центра "Мой бизнес", потому что там занимаются правильными вещами, и у них подобрана дружелюбная команда профессионалов, во главе которой стоят сильные управленцы.
Благодаря центру "Мой бизнес" и ООО "Агентство Персонал" во главе с Еленой Черновой я с успехом выступала спикером перед сотнями сахалинских предпринимателей. Это большая честь и ответственность, так как на этой площадке выступали настоящие эксперты, которых Елена Чернова всегда тщательно выбирает и приглашает. Спасибо за доверие и новый для меня опыт.
— Вы упоминали о втором бизнесе. Расскажите о нем немного подробнее.
— Да, это бизнес ООО "Южно-Сахалинская типография "Транспорт". Бизнес появилась в лихие 90-е. Государство поставило типографию на торги. Был у нашей команды конкурент, который хотел сделать на этом месте сауну и прачечную, ведь место выгодное в центре города сразу за банком "ВТБ". Однако мы победили и сохранили печатный профиль.
Наверное, мне нравится работать с трудностями. Легко купить шарф за 3 рубля, продать его за 5 и 2 рубля положить себе в карман, особо не напрягаясь. Но мне для этого шарфа нужно найти нитки, связать его, сделать дизайн, найти покупателя. Я производственник.
Этот крупный полиграфический комплекс хороший, многотиражный, объемный, сложный, с дорогой техникой, с большим штатом профессиональных работников. Сейчас происходит цифровизация, организации и люди уходят от бумажных носителей. Конечно, становится все сложнее выживать, но, считаю, мы одни из тех печатных компаний, которые №1 в Южно-Сахалинске. "Печатаем все, кроме денег!" — шуточный девиз нашей типографии. Печатаем на любой бумаге, баннерной ткани, пленке, холсте, пластике. Этикетку, календари, свадебные альбомы, постеры, стенды, книги, чертежи, аншлаги и многое другое мы изготовим с виртуозным профессионализмом. Разработан большой комплект наглядных материалов по ТБ и ОТ. Мы рады каждому клиенту.
Елена Сергеева. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Как вы считаете, в чем заключается особенность ведения бизнеса на Сахалине?
— Основная особенность — это честность в бизнесе и камерность, которая не позволяет тебе делать ошибки. Если ты в Южно-Сахалинске дал слово и не сдержал его, завтра тебя все будут знать в лицо как ненадежного человека. Поэтому чистота договоренности на Сахалине еще работает.
— Какое влияние на ваш дошкольный бизнес оказала пандемия коронавируса?
— Пандемия была психологическим ударом для всего населения. Весной 2020 года нам пришлось быстро "переобуться", уйти в telegram-канал, поскольку до лета было необходимо доработать 3 месяца и довести детей по программе. И в нашем изменяющемся мире мы быстро научились осваивать новые технологии.
Завершив занятия в telegram-канале, распустили преподавателей, раздали финансовую подушку среди коллектива. Позже, когда прошла паника, мы вновь вернулись к работе.
Для нас моменты безопасности и чистоты всегда были важны. Конечно, мы усилили меры: родители и администраторы всегда в масках, дети обрабатывают руки, в центре 2 раза в день проводится влажная уборка.
— Насколько хорошо, на ваш взгляд, в Сахалинской области выстроено взаимодействие власти и бизнеса?
— Раньше, 20 лет назад, власть сильно мешала бизнесу. Сейчас власть повернулась совсем в другую сторону: наоборот, поддерживает предпринимателей, предоставляет льготы. Надеюсь, это сохранится.
— Вернемся немного назад и еще немного поговорим о воспитании детей. В чем суть воспитания детей, и какие существуют подходы?
— На слуху два метода воспитания: старый и современный. Старый — это так называемый авторитет взрослого, который, как правило, добивались строгостью и наказанием. Современный же метод заключается в свободе выбора ребенка, при воспитании родители ставят себя и ребенка на равные позиции. Мы же стараемся найти золотую середину.
От родителей требуется усилие для развития в ребенке понятия "хорошие дела". Конечно, следует делать замечания и корректировать плохое поведение детей, но главное — искренне хвалить и радоваться вместе с ним, когда у него получается хорошее дело. Это гораздо эффективнее с точки зрения воспитания.
Воспитание не равно "наказание". Воспитание — это закрепление хороших поступков у ребенка. Следует вызвать у ребенка желание делать хорошо, потому что это приятно ребенку и другим, за это его хвалят. Главное сформировать потребность в этом желании.
Желание подкрепляется материальными и нематериальными стимулами, похвалой, одобрением, конфетой, походом в кино. Родители должны заботиться о том, что ребенку необходимо, а не исполнять все его желания как золотая рыбка. Задача мыслящих и осознанных родителей — умение соблюдать тонкую грань между "не передавить" и "не распустить".
— Как можно сохранить эту грань?
— В атмосфере любви, сочувствия и тепла, сохраняя границы дозволенного в общении со взрослыми. Границы нужны в любых отношениях, без границ можно только любить. Ребенок должен понимать, что родители старше, опытнее, ответственнее. Чтобы не получилось так, что в подростковом возрасте мама обращается к ребенку и просит вынести мусорное ведро, а он ей осмеливается кричать: "Сама выноси свою помойку".
Родители должны иметь здоровый авторитет у ребенка — где авторитет и уважение, там и послушание.
Центр "АБВГДейка". Фото: предоставлено учебно-воспитательным центром для дошкольников "АБВГДейка"
— На какой возраст в воспитании ребенка родителям стоит обратить внимание?
— Основы закладываются в ребенке до 7 лет. Родители должны четко понимать, кого они хотят вырастить. В соответствии с разными возрастами ставить себе задачи и цели воспитания.
Тяжело смотреть на взрослую, уставшую после работы маму, которая, встретив ребенка после занятий начинает одевать своего ребенка: натягивает колготки на ребенка шести лет, застегивает молнию на куртке, завязывает шнурки на ботинках, а ребенок в это время, развалившись на диване, играет с машинкой, жует конфеты и еще издает возмущенные фразы, чтобы мама была осторожнее. В этом возрасте ребенок уже должен уметь одеваться сам, ему можно помочь, но не делать за него.
Или когда делают работу, заданную ребенку, за него — зачем? Ночное выполнение поделок на конкурс работ в детский сад, когда ребенок спит, а мама с папой пыхтят над произведением искусства вместо ребенка. Не наигрались в детство? Нечем больше заняться молодым родителям, а главное зачем?
Эта любовь и забота со стороны мамы, сокращение времени, чтобы быстрее его одеть — кому она делает лучше, когда выполняет за ребенка весьма простую задачу одеться самому? Ответ: она усложняет жизнь ребенку и себе, ведь маленькие отклонения в воспитании в дальнейшем дают большие проблемы. Также необходимо убрать завышенные ожидания и никуда не торопиться. Нужно понимать, что ребенок еще многого не знает, и многому ему предстоит научиться, для этого нужно время, нужно помочь и подождать, а только потом требовать результата.
Результат этот полностью зависит от его умений и возможностей на текущий момент, а не от видения мамы, как бы она это сделала.
— Почему в становлении ребенка важен именно этот возраст?
— Дошкольный возраст — это возраст эффективного воспитания. Ребенок должен пройти все стадии психологического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Родители должны понимать, что если это все ни развить, ни заложить в ребенке-дошкольнике, то вы получите бомбу замедленного действия, которая ворвется в подростковом возрасте, а хуже, если позже.
— В реальной жизни мы видим достаточное количество не полных семей. В воспитании детей, определенно, должны участвовать оба родителя. Почему это важно?
— В воспитании ребенка должны в идеале участвовать мама и папа, и это важная составляющая становления ребенка. К сожалению, даже в полных семьях реалии жизни заключаются в том, что папа, придя с работы, ужинает и уходит к телевизору, сказав, что устал на работе. Но прятаться за ширму важности своей работы от родительской ответственности — трусливые действия. Участие папы в воспитании жизненно необходимо ребенку.
Еще одно отклонение, которое очень заметно в современных реалиях, когда родители не могут договориться о "правилах игры". Ребенок очень быстро адаптируется к такому дуализму и успешно лавирует. Например, мама говорит: "Пока не уберешь игрушки, мультики смотреть не будешь". Через 5 минут картина: игрушки не убраны, ребенок смотрит мультики, потому что папа разрешил. И пока папа с мамой конфликтуют и выясняют отношения, ребенок наслаждается победой собственных хотелок. В результате игрушки убрала мама, которая не разговаривает с папой, а ребенок получил еще раз закрепление возможности получить то, что он хочет. Вывод: воспитывая ребенка, родители должны вместе ставить условия, правила, требования и стоять вдвоем на исполнении ребенком этих правил. В результате мы получаем то, что ребенок понимает: других вариантов нет, нужно просто убрать игрушки, а после он получит похвалу мамы и папы, плюс просмотр мультиков.
Вот еще пример, мама запрещает играть в планшет, так как отпущенное время для гаджетов уже истекло, и говорит ребенку "нет", а он непрерывно просит, начинает плакать. Вдруг позвонила соседка, и мама говорит: "Да на тебе, только замолчи!". После ста раз "нет" следует "да". Узнаете себя, родители? Так знайте, что после таких взаимоотношений ребенок найдет способ выдавить из вас "да".
Плюс родители должны понимать, что в большинстве случаев поведенческое подражание ребенок берет со своих родителей. Есть мудрые слова: "Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, так как ребенок будет делать, как вы делаете". Например, папа по утрам делает зарядку, как правило, ребенок делает зарядку тоже, это привычка сохраняется у него в его взрослой жизни. Мама курит, но при этом говорит ребенку, что курить вредно. Чаще всего ребенок подрастет и будет курить, так эта поведенческая норма заложена в детстве.
Дети все разные. Требуется особенная родительская и педагогическая проницательность, чтобы найти к каждому ребенку ключик и подход. Очень хорошо это можно сделать через призму любви к ребенку.
— Всегда ли капризное поведение ребенка является признаком плохого воспитания?
— Как-то мы гуляли на детской площадке с дочкой, ей было 5 лет. Там был капризный, нервный и плачущий мальчик четырех лет со своей бабушкой. Она непрерывно делала ему замечания и сетовала на плохое воспитание.
Мы играли в песочнице, мальчик подошел к нам. Я разговорилась с ним, пригласила в игру, где выяснила, что он жалуется на боли в ногах. Я спросила, в каком месте, а он показал на ступню. Я посоветовала бабушке, снять с малыша обувь и проверить, может быть, туда попал камушек, и мальчику неудобно. Разумная, но немного нервная бабушка согласилась снять ботинки. Так вот, в каждый ботинок был засунут носок. Не знаю, кто обувал ребенка и не заметил посторонний предмет в обуви, впихнул туда ноги и отправил его гулять.
Я вам так скажу: если бы мне так надели ботинки, я бы тоже вела себя неадекватно. Вывод: не всегда поведение ребенка зависит от воспитания. Иногда это внешние факторы или медицинские показатели. Нужно внимательно следить за ребенком и выяснить, где скрывается причина плохого поведения.
— Вернемся к теме бизнеса. Поделитесь своими правилами успеха.
— Во-первых, нужно любить свое дело. Если ты его не любишь, оно никогда не сдвинется с точки. Если ты заходишь в бизнес с таким понятием, как заработать много денег и уехать отдыхать на острова, то бизнес не пойдет. Лично у меня не было такой цели. Мне хотелось реализовать свою мечту, получать удовольствие от того, что я делаю, и делиться своим зарядом эмоций с командой. И, к счастью, все 20 лет у меня получается это делать.
Во-вторых, нельзя подводить партнеров, клиентов, нельзя обещать и не делать. У бизнесмена всегда должна быть чистота и прозрачность в отношениях.
В-третьих, успех — это постоянная учеба.
Фрагмент занятия. Фото: из архива центра "АБВГДейка"
— Есть ли у вас свой бизнес-девиз?
— Думаю, он заключается в позитивном мышлении. Я люблю детей и людей, люблю то, что делаю. Считаю, если человек больше смотрит на положительные моменты, то он живет ярче и интереснее, у него все получается. Ну а если не получается, то я вспоминаю песню кота Леопольда:
"Если получается все наперекос, не впадай в отчаянье и не вешай нос! В самом трудном случае хвост держи трубой — и тогда получится все само собой! Никогда не теряй, не теряй своей мечты! Твердо верь, твердо знай — все на свете можешь ты!".
— Какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям?
— Считаю, что предпринимательство — это врожденное качество, отдельная когорта людей, когда горят глаза. Когда мне говорят, что из любого человека можно сделать предпринимателя, я могу поспорить. Например, нельзя человека без слуха научить писать хорошую музыку. Начинающему бизнесмену в первую очередь следует задать себе вопрос: "А есть ли у меня врожденные предпринимательские настройки?"
Открыть свое дело — сегодня модно, кажется легким. Но на самом деле предпринимательство — это адский труд, который занимает все ваше время, и тратятся все ваши силы.
Предприниматель — это тот человек, который перед тем, как дойти до успеха, падает раз 300, разбивает нос и коленки, приклеивает пластырь, зализывает раны и опять идет дальше. Нужно быть готовым к трудностям. Верить в себя и свое дело.
— Как вы планируете в дальнейшем развивать свой бизнес?
— Мы планируем остаться в тех рамках, которые у нас есть сейчас. Продолжим и дальше работать на качество, будем учиться идти в ногу со временем.
Для молодых родителей открываем цикл семинаров "Как воспитать хорошего ребенка?", записаться можно через WhatsApp: 8-914-755-17-43.
Конечно же, мы открыты к сотрудничеству, обмену опытом, участию в конференциях, тренингах и семинарах в качестве участников и экспертных спикеров.