В марте 2022-го года Городская Дума города Южно-Сахалинска отмечает 25-летие с момента создания. История Городской Думы города Южно-Сахалинска берет свое начало в 90-х годах, когда у островитян впервые появилась возможность самостоятельно формировать сектор власти, свободный и не зависимый от государственной идеологии, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу Городской Думы Южно-Сахалинска.
Первые городские депутаты были избраны 16 марта 1997 года. Именно эти 11 самовыдвиженцев стали представителями народной воли — первым созывом городского Собрания Южно-Сахалинска. Вскоре состоялась и сессия, на которой, в результате тайного голосования, был выбран первый председатель. Им стала Светлана Белова, директор средней школы №26. В тот же день депутаты приняли Временный регламент городского Собрания.
— Мне было 30 лет. До этого я был в Макаровском районе в Совете народных депутатов, в 96-м году переехал в Южно-Сахалинск и стал главным санитарным врачом. Тогда не было никакого рейтингового голосования, партийных списков… Пришел, подал заявление и избрался в марте депутатом первого созыва. Я не был новичком, но окунулся в совершенно новую систему, — вспоминает один из первых народных избранников Дмитрий Сангадеев. — Без помощников, без аппарата, без группы технического обеспечения нам предстояло решить одну большую задачу — создать Устав, сформировать нормативную базу для полноценного функционирования города. Писали его буквально на коленке совместно с администрацией. И он, хоть и с небольшими доработками, действует по сегодняшний день.
Гордума, 1 созыв. Фото: пресс-служба Городской Думы Южно-Сахалинска
В непростые времена дефицита бюджетов, острого вопроса о разграничении правовых полномочий и обязательств, становления конституционных основ, демократических институтов, благодаря сложной, усердной работе депутатов-первопроходцев у города появились герб и флаг, была создана Контрольно-счетная палата и первая окружная газета "Южно-Сахалинск", камерный оркестр, а также организована работа пяти постоянно действующих комиссий по социальной защите населения, по образованию, науке, культуре и делам молодежи, по охране здоровья, экологии и природопользованию, экономике и бюджету, а также мандатная и по депутатской этике. Первым городским парламентариям удалось задать высокую планку и заложить четкий вектор для дальнейшей работы на пользу общества.
— Наше Собрание создано для того, чтобы объединять людей для хорошего дела. И мы прислушиваемся ко всем, кто хочет что-то изменить в нашей жизни к лучшему, — комментировала тогда работу представительного органа первый председатель Светлана Белова.
Второй созыв был избран спустя четыре года, в 2001 году. Свое доверие избиратели высказали 9 кандидатам в депутаты, и продуктивная работа продолжилась. Собрание возглавила директор школы №8 Алла Доронина.
Список и спектр вопросов комиссий расширился. Депутаты чутко и оперативно реагировали на возникающие остросоциальные проблемы, принимали программы развития, решали вопросы благоустройства и жилищно-коммунальной сферы. Этим же созывом был закрыт большой пул вопросов, касающихся правил землепользования и застройки городского округа.
В 2005 году стартовала работа третьего созыва. Число избранных депутатов увеличилось до 20 человек. А председателем впервые был выбран мужчина, врач Павел Алборов. Депутаты продолжили работу своих предшественников по разработке и внедрению программ развития ЖКХ, культуры, совершенствованию здравоохранения, реорганизации инфраструктуры городского пассажирского транспорта. Им удалось добиться снижения дефицита мест в детских садах, стартовала масштабная работа по капитальному ремонту улиц города и благоустройству дворовых территорий. Много работы предстояло народным избранникам и в связи с вступлением в силу нового федерального закона о местном самоуправлении. Редактуры требовало большинство существующих нормативно-правовых актов. Порой депутатам приходилось рассматривать до 60 вопросов за одно заседание.
В период работы третьего созыва были образованы депутатские фракции ведущих партий: КПРФ, "Справедливой России" и "Единой России".
Уже тогда Дума стала одним из основополагающих элементов местного самоуправления. После ухода из жизни действующего председателя Павла Албороваего полномочия депутаты решили передать Сергею Дмитриеву.
— Я пришел сюда в третьем созыве. Он стал основополагающим для "новой" Думы. Прежде она была Собранием. С января 2006 года мы начали работать по 131-ФЗ, наш регион стал одним из первых в России. Полторы тысячи нормативных актов было нами обработано, заседания проводились раз в месяц, но длились по несколько дней — столько было вопросов. Появились фракции, сформировалась партийная дисциплина. Но уже тогда мы понимали, что горожанам в целом не столь важно, какая партия будет занимать лидирующие позиции. Для них главное, как работает муниципалитет, как будут чистить город, кто будет вывозить мусор, — вспоминает Сергей Дмитриев.
О сложностях работы третьего созыва, теперь с легкой ностальгией, вспоминает и Олег Логачев, который также впервые получил депутатский мандат.
— Когда мы избрались, у нас еще не было своего здания, мы пришли работать в здание администрации города Южно-Сахалинска. Было очень много вопросов: где будет размещаться депутатский корпус, есть ли база нормативно-правовых актов, где их изучать. Все эти сложности существенно усложняли работу депутатского корпуса, не смотря на то, что и обращений было меньше и бюджет не был таким большим, — сказал Олег Логачев.
Олег Логачев. Фото: пресс-служба Городской Думы Южно-Сахалинска
Сергей Дмитриев оправдал оказанное доверие коллег и электората и был избран в следующий, четвертый, созыв и остался на вверенной ему руководящей должности.Кроме председателя на второй срок были избраны еще 14 городских парламентариев, что также подтвердило высокую степень доверия жителей. Депутаты без промедления включились в работу, были созданы четыре постоянных комитета, рассматривающие вопросы социальной политики, экономики и бюджета, городского хозяйства, Регламента и местного самоуправления.
В соответствии с изменениями, внесенными в городской Устав, этому созыву предстояло проработать 5 лет. Основным направлением стала максимальная ориентированность городского бюджета на социальную сферу: реализация целевых программ в области образования и здравоохранения, контроль и оптимизация коммунальных платежей, зарплаты бюджетников и меры дополнительной поддержки для отдельных категорий граждан, расходы на приобретение медикаментов, продуктов питания и горюче-смазочных материалов для муниципальных учреждений. Продолжилась работа над решением проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях.
Город активно застраивался и рос. Появилось несколько новых кварталов, набирало темпы индивидуальное жилищное строительство. В этот период остро встал вопрос о реконструкции и модернизации систем отопления, водоснабжения. Депутаты вынесли вопрос на обсуждение, и, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, рассмотрели инвестиционную программу ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания". Старт работе по совершенствованию системы инженерных сетей был дан. После утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа.
Работы у народных избранников четвертого созыва было не меньше, чем у предшественников. Город развивался, статус областной столицы повышался, сложнее становилось охватить все важные для горожан вопросы. Около 10 тысяч обращений граждан поступило депутатам за 5 лет работы. У Городской Думы появился сайт, который значительно упростил эту процедуру. Кроме того, теперь жители могли оперативно отслеживать все интересующие изменения правовых актов, знакомиться с отчетами о проделанной работе каждого из парламентариев.
Аппарат Городской Думы работал как слаженный механизм. Помимо помощников депутатов, он был усилен новыми специалистами Контрольно-счетной палаты и юристами. Сотрудники подразделений оценивали эффективность и рациональность статей бюджетных расходов, целесообразность и законность использования муниципальной собственности, сверяли выверенность, законность каждого предложенного на утверждение депутатам решения.
За время работы созыва были досконально проработаны вопросы арендных ставок на землю и имущество, значительное количество изменений претерпела сфера ЖКХ, в связи с реформой многие вопросы нуждались в правовом оформлении. Выделены средства на модернизацию оборудования городской больницы имени Анкудинова.
Иван Кардаш. Фото: пресс-служба Городской Думы Южно-Сахалинска
Кроме того, был принят и во всех отношениях сложный, спорный, объемный документ — Генеральный план городского округа, работа над которым велась на протяжении нескольких лет. Серьезных коррективов требовал еще один документ территориального планирования — Правила землепользования и застройки. Ранее разработанные правила были применимы лишь к границам города. Новая же редакция должна была сформировать единый подход к градостроительной политике на территории всего городского округа, включая села.
Не отступил от основного вектора работы и пятый созыв (2014-2019 гг.). В приоритете по-прежнему оставалось социально-экономическое развитие города, совершенствование управления муниципальной системой жилищно-коммунального хозяйства, актуализация нормативно-правовой базы.
С каждым новым созывом жители областного центра все активнее становятся участниками общественных слушаний, совместно с депутатами своих избирательных округов принимают решения о необходимости ямочных ремонтов, благоустройстве и реконструкции дворов. Народные избранники стали чаще устраивать встречи с жителями, посещать и организовывать праздничные мероприятия, субботники — все это давало возможность составить полноту картины о проблемах своего округа.
В 2019 году эстафету по применению и продвижению всех наработанных эффективных практик подхватил шестой созыв.14 депутатов, получив поддержку избирателей, перешли из пятого созыва. При выборе еще 11 представителей горожане отдали свои голоса известным общественным деятелям и лидерам профессиональных сообществ.
На должность председателя вновь был выдвинут опытный депутат и руководитель Сергей Дмитриев:
— Большую часть времени я занимал должность председателя Городской Думы. В случае муниципального парламента — это не значит быть начальником или руководителем. Это значит быть первым среди равных. Председатель обеспечивает бесперебойную работу Думы. Его задача — грамотно организовать функционирование административного аппарата, который создаст все условия для эффективной деятельности депутатов. В остальном, как депутаты, мы все равны. Конечно, у каждого депутата, как у народного избранника, есть привилегии. Их две. Ты можешь лично встретиться с руководством города и напрямую донести те больные вопросы, которые волнуют тебя и жителей. Вторая — ты владеешь информацией: что делается в городе, как, когда. И, в зависимости от того, как ты распорядишься этой информацией, как ты сможешь ею воспользоваться, напрямую будет зависеть благополучие жителей твоего округа.
Гордума, 6 созыв. Фото: пресс-служба Городской Думы Южно-Сахалинска
С начала созыва депутаты слаженно, сообща решают важные для города и горожан вопросы. У каждого из них есть своя четкая жизненная позиция, за каждым стоят настоящие люди с реальными проблемами, каждому хочется как можно больше сделать для своего округа.
Одна из главных задач Городской Думы на протяжении всего периода работы –утверждение и контроль за исполнением бюджета города. Неоценимую помощь в этом избранникам оказывает Контрольно-счетная палата, выполняющая роль проверяющего, надзорного органа. Кроме того, годовой отчет об исполнении бюджета городского округа проходит процедуру публичных слушаний, это открытое мероприятие, принять участие в котором могут все желающие. А по итогам года, традиционно, депутаты заслушивают отчет мэра о результатах деятельности городской администрации.
С момента основания органа депутатами ведется непрерывная работа по актуализации и совершенствованию Устава города. Он регламентирует взаимоотношения администрации и представительного органа власти, четко разграничивает их компетенции, определяет экономическую, финансовую, правовую основы местного самоуправления.
С каждым созывом состав Городской Думы "молодеет". Все больше активных, инициативных горожан, готовых решать насущные проблемы, хотят попробовать себя в роли городских парламентариев.
В начале 2022 года Сергей Дмитриев принял решение досрочно сложить полномочия председателя. Его преемником, по решению коллег-депутатов, стал Олег Логачев, прежде он занимал должность заместителя председателя. Вместе они проработали не один год и приоритетные направления созыва руководитель пока менять не планирует.
— В первую очередь руководитель задает вектор, которым будет идти Городская Дума. Работая в одной команде с Сергеем Вячеславовичем, мы направление уже выбрали, планируем продолжать двигаться тем же курсом. Будем продолжать доносить до жителей информацию о своей деятельности и приоритетных направлениях, работать над принятием нормативных актов, над устранением погрешностей в правовой документации, приводя их в соответствие с действующими нормами федеральных законов. Мы будем стремиться делать все возможное, чтобы наладить и максимально упростить процедуру взаимодействия между людьми и представительной властью, стараемся идти в ногу со временем. Депутатами уже давно ведется работа как с письменными, так и с электронными обращениями граждан, которые поступают через сайт. Мы есть почти во всех социальных сетях, у многих депутатов там есть и свои личные аккаунты, через которые можно обратиться напрямую к тому, за кого вы голосовали, т.е. муниципальный парламент всегда открыт для обращений, помощи и взаимодействия с избирателями, — поделился планами на будущее Олег Логачев.
За плечами депутатов шестого созыва уже более 880 принятых решений. Ведется активная просветительская и правовая деятельность. Инициативным жителям оказывается практическая помощь в создании территориальных общественных самоуправлений (ТОС), благодаря которым горожане получают возможность самостоятельно принимать решения и вести деятельность по благоустройству и ремонту своих дворов, содержанию общедомового имущества.
Сегодня Южно-Сахалинск — один из крупнейших городов Дальнего Востока. Областной центр продолжает активно расстраиваться, появляются новые микрорайоны, торговые центры, благоустраиваются общественные пространства. Но и сегодня горожане, инвесторы и администрация не всегда могут сразу сойтись во мнениях. Как и прежде, депутаты помогают выстраивать конструктивный диалог между органами местного самоуправления, общественностью и бизнесом, чтобы каждая из сторон получила максимум выгоды от реализации проектов. Ведь самое важное — не упустить в стремительном экономическом и территориальном развитии правило о том, что город растет и развивается для людей.