"Зимняя сказка" (16+), "Отелло" (16+), "Гамлет" (16+), "Макбет" (16+) и "Король Лир"(16+) — легендарные пьесы Уильяма Шекспира вошли в основу нового сахалинского спектакля "Шекспир. Сон" (18+) режиссера-постановщика Маргариты Красных. Головокружительная премьера прошла в минувшие выходные на сцене Чехов-центра, оставив у публики довольно двойственные впечатления, сообщает ИА SakhalinMedia.
Новая постановка собрала полный зал гостей. Зрители в ожидании начала перешептывались между собой с вопросами: "удивит — не удивит", "насколько спектакль окажется близок к самому Шекспиру?".
Как только в зале погас свет, внимание аудитории приковали вышедшие на сцену артисты. Необычные и масштабные декорации, виртуозная лестница, ведущая в поднебесье, крутящийся на весу шар, в котором с особой элегантностью танцевала одна из главных героинь спектакля, действительно удивляли. Но обо всем по порядку…
Трехчасовую постановку разделили на два действия.
Первое начинается с пышного бала. Король Леонт и его жена Гермиона готовятся к приему гостей. На балу помимо знатных персон появляются потусторонние силы: шут, богиня Луны, магии и колдовства Геката и четыре таинственных призрака. Перед гостями они разыгрывают страшное и в то же время комичное представление, предсказывая героям скорые несчастья.
В одно мгновенье светский бал превращается в настоящее сумасшествие.
Король Леонт вспыхивает ревностью и убеждает себя в том, что жена неверна ему. Несмотря на все оправдания, он устраивает ей страшный суд. Так, некогда взаимная любовь и нежность оборачиваются необузданной жестокостью. Что станет с королевой и наследниками? Зал в замешательстве...
Игра актеров эмоциональна и выразительна, легкий фарс и элементы трагедии мастерски переплетаются на сцене. Искусно вышитые наряды подчеркнули замысловатое и эффектное действие, придав королевского настроения. Пугающие крики призраков и безжалостные, неоправданные убийства добавляют инсценировке оттенки безумства и помрачения. Особой экспансивностью постановку наделяет музыкальное сопровождение.
Следующей на сцене появляется дочь Леонта и Гермионы — принцесса Утрата. Она проживает жизнь от младенчества к девичеству в одиночестве, превращаясь в прекрасную Дездемону. Девушка встречает молодого полководца Отелло, и между ними вспыхивает страсть. Талантливый, опытный воин оказывается наивным, как дитя, и попадает под влияние своего подчиненного Яго, ведущего двойную игру. Яго отчаянно завидует славе военачальника, его счастливой любви с Дездемоной. Вскоре влюбленные попадают в ловушку, ловко расставленную им.
Интересно, закончится ли все по классике или постановщик вдруг откроет нам новую линию в сюжете? Зал с нетерпением ждал развязки.
Не менее интересно в спектакле представлены декорации: прозрачная шелковая ткань спускается с неба в руки Дездемоны, олицетворяя собой непорочность и в то же время — воспоминание о счастливом дне ее свадьбы. Легкая ткань плавно окутывает героиню, и теперь все понимают — дело идет к шекспировской развязке. К сожалению, новых линий красочное действие не открывает, оставив при себе тот же изложенный классиком смысл — не доверять чужим наговорам и иметь собственное мнение, и, уж тем более, не делать скоропалительных поступков.
Как правило, театральное действие предполагает интерпретацию произведения, где режиссер-постановщик реализует собственное видение. В данном случае оно максимально приближено к представленной пьесе. И, наверное, зря. От современной и динамичной постановки хотелось чего-то большего — неожиданных поворотов, новых трактовок, новых действий. Но автору спектакля виднее.
Третье действие, в основе которого лежит произведение "Гамлет", показывает зрителю, что нет ничего дороже на этом свете, чем семья и любовь, честь, совесть, верность и преданность.
Принц Гамлет помутнен осознанием ужасного преступления, которое совершила его мать, королева Гертруда. Он убежден: поддавшись кровосмесительной страсти, королевская чета намеренно погубила его отца. Принц жаждет справедливости и намерен отомстить убийцам. Его жертвами становятся не только мать и дядя, которых он считает преступниками, но и невинные люди. Финальная жертва этой вендетты — сам Гамлет.
Удивительно, как постановщик спектакля сумела передать нужную атмосферу, используя декорации, музыку, свет и эффектные сценические приемы. Актеры восхищали не только игрой, безжалостно вызывая зрителя на эмоции, но и своей экстравагантностью.
Во второй части спектакль рассказывает историю Макбета, как жестокие супруги захватывают власть. Презрев человеческие и божественные законы, новоиспеченный король избавляется от соперников, в конце концов оставшись в одиночестве. Наблюдая за безумствами супруга, леди Макбет сходит с ума, а казавшееся преданным войско оборачивается против захватчика трона. Макбет уничтожен собственными пороками — жесткостью и тщеславием.
В завершении трехчасовой постановки разыгрывается пьеса Король Лир. Раздор в семье могучего правителя приводит к раздору в государстве. Вся королевская семья гибнет, а некогда процветающее королевство погружено в хаос и разруху. И вот связующий персонаж спектакля Леонт завершает свое путешествие. С помощью Шута, Гекаты и Призраков он стал свидетелем всех произошедших смертей и трагедий, причины которых — ревность, властолюбие и ненависть. В каждом из героев он видит отголоски своих собственных опрометчиво принятых решений, ошибок и пороков.
Пять шекспировских сюжетов в одном спектакле — смело, ярко, грациозно! Сама постановка в основном воздействует на чувства и эмоции, нежели заставляет анализировать проигранные действия и находить что-то новое. Меняются лишь воображаемые в наших головах образы главных героев, красочные декорации и спецэффекты, которые оживляют старую пьесу и придают ей оттенки современности.
Получился ли спектакль? Воспринял ли его зритель, так как хотелось автору?
— Нам было важно чтобы зритель погрузился в постановку и пошел вслед за артистами, чтобы он прочувствовал сзади шекспировский подпор. Для тех, кто не знаком с этой литературой — просто погрузился в действие. Интересно следить за артистами, их передвижением из пьесы в пьесу, их перевоплощением. Необязательно опираться на Шекспира. Все-таки мы приходим на самостоятельный вид искусства, здесь не так важно, насколько мы близки к литературе. Мы хотели окунуть зрителя в определенную атмосферу, пообщаться с ним, передать настроение, эмоции — комментирует режиссер-постановщик спектакля, главный балетмейстер Чехов-центра Маргарита Красных.
Восприятие у каждого зрителя осталось свое: кто-то раскритиковал автора за максимальную приближенность к Шекспиру, кто-то и вовсе не увидел в нем шекспировских нот. Многие ожидали чего-то нового, совершено не похожего на известные всем сюжеты пьес.
Изначально спектакль не цепляет ничем кроме декораций, даже игру актеров по достоинству можно оценить лишь в кульминационных действиях. Трагедии, фарс и безумие — воплощение всего этого расценивается поначалу двояко, есть и яркие краски, и негатив, и безудержные эмоции. И лишь проанализировав спектакль в целом — от начала и до конца, остается приятное послевкусие. Да, пусть без новаторства в сюжетах, но это было на самом деле ярко, вкусно и сумашедше!
Над спектаклем работали:
- Режиссер-постановщик — Маргарита Красных,
- Художник-постановщик — Кирилл Пискунов,
- Композитор, соавтор спектакля — Федор Сенчуков,
- Художник по свету, видео-дизайнер — Сергей Рылко,
- Постановщик сценического боя — Сергей Сергеев,
- Ассистент хореографа — Вячеслав Окладников,
- Помощник режиссера — Маргарита Горчакова.