До 2021 года значительный объем доходов бюджетагорода Южно-Сахалинска формировался за счет безвозмездных поступлений из бюджета Сахалинской области, за счет чего город активно строил новые социальные объекты и дороги, ремонтировал дворы и проезды,проводил капитальный ремонт учреждений, жилых домов. Однако в экономике области произошли изменения: снизились мировые цены на нефть, и, как следствие, уменьшились поступления налогов в региональный и местный бюджеты. Но, несмотря на это, администрация Южно-Сахалинска продолжает выполнять свои обязательства и работать над сбалансированностью финансовой составляющей своей политики. О сбалансированности городского бюджета и муниципального долга ИА SakhalinMedia рассказал вице-мэр Южно-Сахалинска Виталий Данилов.
— Виталий Валерьевич, расскажите, от чего зависит бюджет Южно-Сахалинска, и что повлияло на его сокращение?
— Начиная с 2021 года, на территории Сахалинской области были заметны сокращения добычи полезных ископаемых. Доходы Южно-Сахалинска в большей степени зависят от налоговых отчислений резидентов шельфовых проектов. Для примера, на протяжении последних лет мы получаем налог на доходы физических лиц в размере около 1 млрд рублей в год от "Сахалин Энерджи" и "Эксон Нефтегаз Лимитед". Этот налог является одним из основных источников доходов нашего бюджета.
Однако времена, как и экономическая обстановка, меняются. В прошлом году произошло снижение стоимости барреля нефти на международных рынках. Отсюда складывается и наполняемость бюджетной системы не только города, но и всех уровней — сократился областной бюджет, соответственно уменьшился объем финансовой поддержки для местного бюджета.
— Давайте подробнее поговорим о бюджете. В каком размере он был утвержден, и почему его можно назвать сбалансированным?
— В настоящее время бюджет Южно-Сахалинска утвержден в следующем размере: 28,1 млрд рублей приходятся на расходы, а 26,5 млрд рублей — на доходы. Сегодня бюджет сформирован с дефицитом, который составляет 1,6 млрд рублей. В 2021 году бюджет также был дефицитный.
Городской бюджетдо 2021 года был более обеспеченным, поскольку нам хватало собственных и привлекаемых в виде безвозмездной помощи из областного бюджета источников. Однако сегодня этих источников в полном объеме не достаточно, чтобы реализовать потребность наших социальных учреждений и учреждений производственной сферы.
Дефицит же возникает из-за разницы между доходной и расходной частью бюджета. На его финансирование нам необходимо привлекать дополнительные ресурсы в виде кредитов у коммерческих банков. Это позволяет обеспечить необходимую потребность, которой не хватает за счет собственных доходов, и соответственно, обеспечить сбалансированность местного бюджета.
Виталий Данилов. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Из чего формируется доходная часть бюджета, и каков ее объем?
— Доходная часть нашего бюджета составляет 26,5 млрд рублей. Она на 51% состоит из безвозмездной помощи областного бюджета. Это субсидии и субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий, субсидии на финансирование оплаты труда работникам образовательных учреждений. Также субсидии направляются на формирование дорожного фонда и на выполнение начатых в прошлые годы строительных работ, например, строительство детской школы искусств в планировочном районе Луговое и домов в селе Березняки.
Собственные доходы составляют порядка 12,5 млрд рублей. Если учитывать, что мы привлекаем кредитные ресурсы для финансирования дефицита, то собственных источников у нас порядка 14,1 млрд рублей — налоговые и неналоговые доходы бюджета и источники финансирования дефицита. Это то, чем муниципалитет может свободно распоряжаться.
— На что направляются средства из доходной части?
— В большей мере, а это около 42%, доходы идут на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, что составляет около 7 млрд. рублей. Порядка 2,3 млрд рублей направляем на формирование дорожного фонда. Общий же размер дорожного фонда за счет областных денег и местного бюджета составляет порядка 4,5 млрд рублей. Иными словами мы сохранили его на уровне предыдущего года. Поэтому тот объем работ, который был запланирован на 2022 год в рамках мероприятий дорожного фонда, будет в этом году выполнен в полном объеме.
Кроме того, 2,2 млрд рублей идет на текущее содержание бюджетных учреждений: различные выплаты работникам, оплата коммунальных услуг учреждений, питание детей, приобретение оборудования и инвентаря и др. Еще порядка 2 млрд рублей направляются на субсидии предприятиям ЖКХ и производственной сферы. В целом, все обязательные расходы обеспечены в полном объеме.
— Почему муниципалитет для закрытия потребностей не начнет привлекать кредиты?
— В СМИ часто появляется информация, что город вновь и вновь объявляет конкурсные процедуры на привлечение кредитных ресурсов у банков, тем самым наращивая свой муниципальный долг. В основном мы начали привлекать кредитные ресурсы с 2021 года, чтобы обеспечить финансирование дефицита и направлять средства на погашение ранее привлеченных кредитов.
В связи с тем, что все заложенные в бюджете расходы обеспечены доходами, у нас нет дополнительных доходов, чтобы финансировать погашение кредитов. То есть обращение к банкам является вынужденной мерой. Однако объем долга принципиально не изменяется, потому что мы привлекаем и направляем средства на погашение задолженности — наша финансовая политика не нацелена на постоянное увеличение роста муниципального долга.
Также следует учитывать требование Бюджетного кодекса РФ. Мы не можем постоянно увеличивать размер муниципального долга, есть определенные нормативы. Например, у нас объем долга порядка 30% от собственных налоговых и неналоговых доходов, а в случае превышения порога в 40%, могут поступить дополнительные требования к муниципалитету вплоть до внешнего управления финансовой системой муниципального образования. Поэтому, конечно, мы такого не допускаем.
Виталий Данилов. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Виталий Валерьевич, на что направлена политика города по управлению долгом?
— Сегоднямы ориентируем свою деятельность на снижение накопленного долга перед кредитными организациями. Для примера, если у нас на 1 января 2022 года муниципальный долг составлял 4 млрд 195 млн рублей, то на сегодняшний день — 3 млрд 600 млн рублей. То есть нам удалось за счет собственных доходов снизитьзадолженность перед кредитными организациями, не привлекая дополнительные кредиты коммерческих банков.
— За счет чего удалось сократить муниципальный долг?
— Наступило то время, когда необходимо оценить свои возможности, посмотреть на те затраты и потребности, которые нужно реализовывать в первую очередь и сосредоточиться на их финансировании. Это содержание бюджетных учреждений, выплата зарплат и дополнительной социальной помощи гражданам, оплата коммунальных услуг, исполнение переходящих муниципальных контрактов.
Поэтому мы начали процедуру экономии бюджетных средств по определенным направлениям. Также нацелили наших бюджетополучателей на пересмотр своих подходов, приучаем их к экономии бюджетных средств. Это позволит изыскивать дополнительные возможности и за счет собственных средств рассчитываться перед кредитными организациями.
— Каков размер муниципального долга на сегодняшний день?
— У нас осталась задолженность в 3 млрд 600 млн рублей.
При этом по раннее привлеченным бюджетным кредитам перед регионом — 400 млн рублей. Мы уже обратились к Правительству Сахалинской области с предложением о реструктуризации на 3 года этой суммы задолженности, чтобы освободить дополнительные средства на погашение коммерческой задолженности. Областной бюджет может на это пойти, потому что это предусмотрено законодательством.
Более жесткие требования у кредитных организаций — привлекаемые кредиты рассчитаны на один год. В течение 2022 года долг распределен не равномерно, например, следующий платеж в размере 100 млн рублей предстоит погасить за счет собственных средств в апреле. Самая большая сумма задолженности придется на сентябрь-октябрь, поэтому сейчас мы аккумулируем денежные средства, чтобы в полном объеме исполнить свои обязательства перед кредитными организациями.
Виталий Данилов. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— По каким причинам сегодня нецелесообразно привлекать дополнительные кредитные ресурсы?
— Во-первых, из-за роста процентной ставки, которая потребует изыскать в бюджете дополнительные средства на обслуживание долга. Во-вторых, мы уже достигали предельной границы муниципальныхзаимствований, поэтому сегодня работаем на снижение долга, а не на привлечение дорогих кредитов для погашения ранее привлеченных по более низкой ставке.
Например, в 2021 году мы привлекали кредиты со ставкой 5,5-6%, то в начале текущего года привлекли уже по 9-11%. Сейчас же на рынке банки предлагают кредиты по ставке 23,5%. Поэтому этот инструмент становится дорогим для покрытия непредвиденных затрат и дефицита бюджета.
— Поговорим немного о непредвиденных расходах городского бюджета. Что они собой представляют?
— В связи с введением санкций против России у нас возросла стоимость строительных материалов, продуктов питания, запчастей для техники. Поэтому сейчас проводим работу с подрядчиками в целях пересмотра стоимости контрактов. Соответственно мы должны понимать, что для этих целей нужно изыскивать дополнительные ресурсы — это порядка 2 млрд рублей. Средства связаны с импортозамещением и ростом затрат на строительные материалы. Уже обратились в правительство Сахалинской области для возможности получения дополнительной финансовой помощи.
Кроме того, с ростом цен на продукты питания возможно вырастет стоимость контрактов по детским садам и школам. Здесь нам следует помнить, что придется изыскивать дополнительные средства для направления на эти цели.