Степан Осипович Макаров русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. После вступления в должность командующего 1-й тихоокеанской эскадрой 24 февраля 1904 года инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота. 7 марта 1904 года адмирал издал приказ о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы и определять, где находится их источник, сообщает ИА SakhalinMedia.
Степан Макаров родился в семье морского офицера — штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова. В апреле 1858 года чета Макаровых переехала в Николаевск-на-Амуре, и в сентябре Степан поступил в местное морское училище. С 1861 по 1864 Степан Макаров находился в ряде практических плаваний для получения практики, в том числе в заграничных вояжах и в Первой американской экспедиции. В 1865 году окончил Мореходное училище, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов.
В первом же офицерском плавании на броненосной лодке "Русалка" в 1869 году Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария "Русалки", севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. В дальнейшем Макаров много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.
Получив под командование пароход "Великий князь Константин", лейтенант Макаров переоборудовал его, в соответствии со своим проектом, для использования как базы для спускаемых на воду минных катеров. Во время русско-турецкой войны Макаров с их помощью осуществил несколько успешных атак турецких кораблей. В декабре 1877 и в январе 1878 года под руководством и при личном участии Макарова были впервые использованы в боевых действиях против турецких кораблей в Батуме самодвижущиеся мины (торпеды).
Командовал пароходом "Тамань" (1881-1882), фрегатом "Князь Пожарский" (1885), корветом "Витязь" (1886-1889), на котором совершил кругосветное плавание. Занимался океанографическими исследованиями. В 1880 году награжден Малой золотой медалью Русского географического общества.
Корвет "Витязь" 1883-1983 гг. Фото: mmflota.ru
В 1890 году Макаров, одновременно с производством в контр-адмиралы, был назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891-1894 годах исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. В 1892-1897 годах Макаров жил в Петербурге. С 1894 года стал младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря, затем был командующим эскадрой в Средиземном море (1894-1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток, командующим Практической эскадрой Балтийского моря (1896-1898).
Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола "Ермак" (1897-1898). В 1901 году, командуя "Ермаком", совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.
С 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 года Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. В этом качестве он составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.
После начала русско-японской войны назначен 1 (14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине.
Тематическое фото. Центр стандартизации, метрологии и испытаний в Сахалинской области. Фото: sakhcsm.ru
Степан Макаров внес значительный вклад в развитие русской океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надежных батометров. Не менее, а скорее и более важной его разработкой была теория непотопляемости корабля.
Имя Макарова носят город в Сахалинской области, котловина Макарова, несколько улиц в различных городах России и Украины. Три морских вуза: Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве; Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке.
Также в этот день
В 1998 году в Сиэтле прошла презентация представительства Сахалинского центра стандартизации и метрологии
______________________________________________
См.: Всесветно известный корвет // Восход — 1998.
См.: Ногин Е. Made in... в соответствии с ГОСТом//Губерн. ведомости. — 1999.
ru.wikipedia.org
mmflota.ru