Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года, когда Правительствующим сенатом было опубликовано распоряжение Министерства финансов "Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав". Предложения об их открытии было поручено разработать министру финансов В. Н. Коковцеву. Позже в 1912 году в заливе Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. А 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня, сообщает ИА SakhalinMedia.
Поражение России в Русско-японской войне 1904–1905 гг. привело к прекращению единоличного русского владения островом Сахалин. По условиям Портсмутского мирного договора (1905 г.), Россия уступила Японии южную часть острова. В новых условиях изменились приоритеты правительственной политики на Дальнем Востоке. Отечественные промышленники теперь рассматривали дальневосточные окраины как стабильный рынок сбыта своих товаров. Закон 16 (29) января 1909 года, которым отменялось порто-франко в Приамурском крае, сохранил беспошлинный ввоз товаров в местности севернее устья Амура, на Камчатку и Сахалин. Необходимость распространения на эти отдаленные территории общих таможенных постановлений не вызывала сомнения в правительственных кругах. Предложения об открытии таможенных учреждений в Александровске-на-Сахалине и Петропавловске-на-Камчатке было поручено разработать министру финансов В. Н. Коковцеву. 1 (14) июня 1910 года одобренный Государственной Думой и Государственным Советом закон об отпуске из Государственного казначейства средств на установление в портах Петропавловске и Александровске таможенного надзора был подписан императором.
Пристань поста Александровского. Фото: ashcbs.ru
Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года. В 1912 году в заливе Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня.
Следующее упоминание о таможенной службе на Сахалине встречается в Приказе Народного комиссариата внешней торговли СССР № 60 от 5 февраля 1938 года, согласно которому было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты Александровская на Сахалине с постами в Агнево, Владимировке, Дуэ, Пильво и Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Колнги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво. На юге Сахалина первым таможенным органом стала Корсаковская таможня. Она была образована Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 17 декабря 1945 года.
Также в этот день
В 1887 году у южной оконечности Сахалина затонула плавучая тюрьма — пароход "Кострома". Корабль вез каторжников из порта Одессы для освоения острова
За все годы морского "этапирования" арестантов на Сахалин затонула лишь одна плавучая тюрьма "Кострома". Крушение случилось у южной оконечности острова в ночь на 16 мая 1887 года. Как раз этим этапом следовал марксист-каторжник Гилярий Госткевич. В своих мемуарах он писал, что корабль налетел на подводные камни из-за того, что, завидев, наконец сахалинский берег, капитан начал пьянствовать с начальником конвоя.
Тематическое фото. Арестанты на пароходе. Фото: museum.ru
Корабль тонул буквально в сотни метров от берега, но команда и матросы-конвоиры "Костромы" боялись разом выпустить на палубу всю массу каторжников. Когда вода в трюмах залила уже нижние нары, положение спас один из трюмных "старост", каторжник-рецидивист Кузьмин. Он уже второй раз плыл морским "этапом", так как ранее сбегал с Сахалинской каторги. Опытный зек сумел договорится с другими каторжными "старостами", капитаном и начальником конвоя — от имени всего "этапа" он дал слово, что выпущенные из трюмов каторжники будут соблюдать порядок при посадке в шлюпки и на берегу не предпримут попыток к бегству и бунту. Каторжники сдержали данное слово, побегов не было, но, как вспоминал Госткевич, под шумок наиболее ушлые "жиганы" сумели пограбить покидаемое судно. Утром, когда рассвело, столпившиеся на диком берегу каторжники увидели рядом лежбище моржей, "удивленно смотревших на людей".
Тематическое фото. Берега острова Сахалина. Фото: museum.ru
Плавучие тюрьмы ходили через Египет на дальневосточную каторгу почти четверть века, с 1879 по 1903 год. Третий год XX века поставил точку в истории морских "этапов" — завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и теперь дорога каторжников в вагонах, которые вскоре назовут "столыпинскими", от Москвы до Владивостока занимала всего две-три недели. После этого почти двухмесячное плавание заключенных в раскалённых трюмах из Одессы через Суэцкий канал потеряло практический смысл.
В этот день
В 1994 году было организовано открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский дом торговли"
Дом Торговли г. Южно-Сахалинск, 1990 год. Фото: oldsakhalin.ru
Строительство здания Дома торговли было закончено в ноябре 1987 года. В мае 1994 года было организовано открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский дом торговли". В 1999 году за заслуги в области торговли и многолетний добросовестный труд генеральному директору АО "Южно-Сахалинский дом торговли" Кмитто Александру Алексеевичу было присвоено почётное звание "Заслуженный работник торговли Российской Федерации". Основным видом деятельности ЗАО "Южно-Сахалинский дом торговли" является сдача внаём собственного нежилого недвижимого имущества; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не включённых в другие группировки; дополнительным видом деятельности — прочая оптовая торговля.
___________________________________________________
Лит.: Становление таможенной службы на Сахалине. 1910–1925. // Сахалинская таможня. — Владивосток: ВФ РТА, 2005. — С. 5–13; История таможни [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: [сайт].URL:http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=6144:2017-02-03-06-40-38&catid=131:2010-12-23-04-0046&Itemid=119 (14.05.2017); 10 лет Сахалинской таможне, 1998–2008 / Сахалинская таможня. — Южно-Сахалинск: Сахалин. обл. тип., 2008.
Книга "Неожиданная Россия". Глава 79. "Египетский этап или тюремные пароходы России". Автор: Алексей Волынец
См.: Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2005: история города со времени основания до наших дней. — Южно-Сахалинск, 2006.