Морской порт Невельск — расположен на юго-западном побережье острова Сахалин, в южной части Татарского пролива. В черте одноименного города, названного в честь адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Навигация круглогодичная. Площадь акватории — 2,25 кв км, в порту имеется 26 причалов общей протяженностью 2701 погонных метра. Пропускная способность порта — 784,8 тысячи тонн грузов в год, 11 000 пассажиров. В состав порта входят морские терминалы: Южно-Курильск, Крабозаводск, Малокурильск, Курильск и Северо-Курильск, сообщает ИА SakhalinMedia.
До 1905 года на месте Хонто (город Невельск) был небольшой разбросанный айнский поселок Турумай. Сама природа побеспокоилась о создании здесь естественного мола. Издавна парусные суда, возившие рыбу в Японию, находили убежище в этой бухте. После того как Южный Сахалин присоединился к Японии, началось переселение в Хонто японских рыбопромышленников.
Уже в 1915 году бывший тогда губернатором Окада Бундзи запланировал перестроить бухту при минимальных строительных затратах в порт. Исследовательские работы проводились профессором Иосимо Камэсабуро и инженером Учита Томийоси. Строительство порта началось в 1916 году и велось непрерывно в течение 10 лет. Была ограждена водная поверхность в 528 тысячи кв метров. Дно выравнивалось из расчета захода в этот узкий и длинный порт судов водоизмещением до 2,5 тысячи тонн. Глубины в порту были в пределах 6,9 м и 7,2 м. Грунт засыпали от устья реки Тоомаигава (ныне река Казачка). Строительный камень вулканического происхождения возили с острова Кайбато (Монерон). Строить быстро мешал скалистый грунт, покрытый песком, илом, булыжником, галькой. Сильные ветры до 30 м в секунду приостанавливали работы. Весной и осенью разнобой в работу вносили приливы и отливы, изменявшие уровень воды до 60 см. Постройка мола заняла период с 1920 по 1925 год. При подготовке фундамента под мол использовалась природная скала, выровненная водолазами. Порт Хонто вступил в число действующих в 1927 году. В 1946 году на его базе был организован Невельский морской рыбный порт.
Основной рывок в своем развитии и в укреплении значимости морских ворот острова порт сделал в послевоенные советские годы, когда началось массовое заселение южного Сахалина. Завозился крупный рогатый скот, свиное поголовье, регулярно пошли караваны с хлебом, стройматериалами. Налаживание рыбохозяйственной деятельности на Курилах требовало постоянной водной магистрали, надежно связывающей Сахалин с островами. Невельская незамерзающая гавань как нельзя лучше подходила к такой роли. Насыщенный оборот судоходства выдвигал перед портовиками задачу создания новой береговой инфраструктуры. Были построены мощной холодильник, склад ГСМ, складские помещения, собственная электростанция, цех рыбообработки. Порт имел свой маломерный флот — катера, плашкоуты, а три его земкаравана сооружали порты в Холмске, Корсакове, Поронайске, Северо-Курильске, Южно-Курильске. И это, не считая создания портовой линии для НБТФ. На свои средства моррыбпорт возводил капитальное жилье, содержал подростковый летний лагерь "Сокол", имел базу отдыха.
Невельский рыбный порт сегодня не только достояние города, но и исторический памятник. Ведь он был первым на Южном Сахалине.
Также в этот день
В 1969 году на базе цехов и участков комбината подсобных предприятий управления "Сахалинремстрой" был организован завод стройматериалов
В этот день
В 1996 году было заключено соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-1"
Тематическое фото. Фото: www.sakhalinenergy.ru
"Сахалин-1" — нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин по условиям соглашения о разделе продукции. Составление Соглашения о разделе продукции — основного документа проекта "Сахалин-1" — потребовало почти двух лет переговоров и было завершено в 1996 году. Данное соглашение предусматривало ряд четких инструкций, главным образом в отношении финансовых, административных и рабочих вопросов проекта. Проект "Сахалин-1" реализуется международным консорциумом в составе российских, японских, индийских и американских участников. Оператором проекта является компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", дочернее предприятие американской корпорации "Эксон Мобил".
"Сахалин-1" — один их крупнейших проектов в России по объему прямых иностранных инвестиций. Инвестиции в проект, включая затраты на разведку, изучение состояния окружающей среды, инженерное проектирование и строительство сооружений к середине 2006 года превысили $6 млрд. В декабре 2008 года "Сахалин-1" получил престижную в нефтегазовой отрасли награду за отличное качество проектной интеграции от комитетов и спонсоров Международной конференции по нефтегазовым технологиям. В декабре 2014 года "Сахалин-1" признан победителем ежегодного городского конкурса "Благотворитель города Южно-Сахалинска".
______________________________________________________________
См.: Летопись Южно-Сахалинска, 1882-2005: история города со времени основания до наших дней: в ист. документах, фактах, схемах, картах, диаграммах, иллюстрациях / авт.-сост. А. Т. Кузин. — Южно-Сахалинск, 2006.
См.: Маленков, В. В. Сахалинская ойкумена: (крат. ист.-религиоз. справ.) / В. В. Маленков. — М., 2006.
См.: Сахалин-1 = Sakhalin-1 / Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". — Южно-Сахалинск, [2009].
См.: Касаткин А. Как ворота перестроить в калитку/А. Касаткин //Рыбак Сахалина. — 1997; Коваленко И. Впервые за многие годы / И. Коваленко // Невельские новости. — 1998; Коваленко И. С чего начинался порт? / И. Коваленко //Невельские новости. — 1992.