Минфин предложил снять более 500 млрд рублей расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для "обеспечения сбалансированности" казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года. Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 годах, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на "Ведомости".
По сравнению с утвержденными на 2022–2024 года планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд рублей, в 2024 году — на 539 млрд рублей. На 2025 год конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации.
Относительно такого инерционного сценария в 2025 году ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд рублей. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.
Представитель Минфина объясняет оптимизацию тем, что "недоведение бюджетных ассигнований" [отказ от части расходов — прим.ред.] — дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина "недоведения" рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.
Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник "Ведомостей".
При этом "недоведение ассигнований" — дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.
В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по "незащищенным" статьям на 10%, госпрограмму вооружений — на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 году было сэкономлено 927 млрд рублей, в 2022 году — 970 млрд рублей, в 2023 году — около 900 млрд рублей.
Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году, — пояснял министр финансов Антон Силуанов.
Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм:
- "Развитие транспортной системы" — 390 млрд рублей в сумме за 2023–2025 года, примерно по 130 млрд рублей ежегодно;
- "Научно-технологическое развитие" — 150 млрд рублей за весь период;
- "Обеспечение обороноспособности страны" — 120 млрд рублей за следующие три года.
Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. По всем госпрограммам и непрограммным направлениям в общей сложности расходы растут примерно на 1,6 трлн рублей ежегодно — в 2023–2025 годах на них планируется направить 22,6 трлн рублей, 23 трлн рублей и 24 трлн рублей.
Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме "Социальная поддержка граждан": в 2023 году на 936,4 млрд рублей до 3,4 трлн рублей, в 2024 году на 1 трлн рублей до 3,6 трлн рублей, в 2025 году на 1,2 трлн рублей до 3,9 трлн рублей.
Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы:
- в 2022 году на уровне 25 трлн рублей;
- 2023 году — 25,5 трлн рублей;
- в 2024 году — 25,8 трлн рублей.
Расходы:
- 2022 год — 23,7 трлн рублей
- 2023 — 25,2 трлн рублей;
- 2024 — 26,4 трлн рублей.
Таким образом, в 2022 году ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн рублей (1% ВВП), в 2023 году — 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 году — дефицит на уровне 523 млрд рублей (0,3% ВВП).
Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд рублей в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн рублей в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он.
Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться "провальных" в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта "Образование".
О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики. — заметил Мстислав Афанасьев.
Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.