В Сахалинской области дали старт кадровой программе для участников СВО
Читать
Владелец балкера AN YANG 2 подписал договор о снятии судна с мели в Невельске
Читать
Экс-мэр Корсакова Ивашов и его заместитель подозреваются в превышении полномочий
Читать
Только тот, кто учился в советской школе, наберет 10/10 верных ответов – ТЕСТ
Читать
У вас железобетонный разум, если осилите 7/7 хитрющих вопросов — ТЕСТ
Читать
Угадайте детскую книжку из СССР по обложке - ТЕСТ
Читать
Сахалинский областной краеведческий музей
Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

В стиле императорской короны: как возводили легендарные здания Южно-Сахалинска

Сегодня в городе можно увидеть несколько архитектурных сооружений, которые хранят в себе немало тайн до сих пор неразгаданных краеведами

Ксения СИМЧУГОВА. Областной центр, впрочем, как и весь Сахалин пережил удивительную историю своего развития, испытав на себе влияние различных культур. Южно-Сахалинск — один из немногих городов, становление которого проходило через сложные события времени, что не могло не отразиться на его внешнем облике. Когда-то скромное русское поселение Владимировка на сорок лет превратилось в центр губернаторства Карафуто и долгое время носило японское название Тойохара. Позже, под влиянием исторических событий, оно все же сменится на Южно-Сахалинск. Прогуливаясь по городу, невольно обращаешь внимание на то, как естественно черты давней японской архитектуры переплелись с архитектурой советских времен. Именно это придает особенный стиль современному Южно-Сахалинску.

Не каждый задумается, как появились уникальные здания, архитектура которых обращает на себя внимание даже самого безразличного прохожего. Первыми, кто решился раскрыть тайны строительства замысловатых объектов, стали местные краеведы. Сотрудники Сахалинского областного краеведческого музея рассказали ИА SakhalinMedia про то, как строили одну из главных достопримечательностей областной столицы.

Назад в Карафуто

Нежный аромат цветов из утонченного сада, сверкающие на солнце брызги фонтана и мистические львы у самого входа… Так встречает своих посетителей краеведческий музей, история создания которого уходит в японский период. О наследии эпохи Карафуто на Сахалине бытует множество легенд, развеять которые мы решили, пообщавшись с сотрудниками музея, но, как оказалось, многие из них все же имеют реальное подтверждение.

— Само здание музея открылось для посетителей 1 августа 1937 года, к этому времени уже были сформированы экспозиции. Строительство здания началось в 1935 году. Музей строился на деньги жителей Карафуто, то есть на пожертвования, — рассказывает заведующая отделом истории Сахалинского областного краеведческого музея Евгения Пашенцева. — Главным архитектором был Ёшио Кайзука, он же являлся и главным прорабом. Занимаясь проектированием музея, он использовал популярный в то время (20-30-е годы XX века) стиль "тейкан дзукури", в переводе с японского "Императорская корона".

Тэйкан [яп. 帝冠, в букв. переводе "Императорская корона"; латиница: teikan yoshiki — прим. ред.] — один из традиционных стилей японской архитектуры. Стиль в целом подчёркивает военную мощь японского государства, но при этом он также уделяет внимание и изяществу японской культуры, которая проявляется в деталях. В конце XIX — начале XX вв. этот средневековый по своему происхождению стиль пережил своеобразное неоклассическое возрождение. Интерес к возрождению средневекового стиля начал проявляться в Период Мэйдзи, и достиг апогея в 1930-х годах. Стремясь подчеркнуть крепнущую Японскую империю, милитаристское правительство Японии строит новые общественные здания в японском традиционном стиле и ограничивает использование более утилитарных, неомодернистких стилей. В связи с утратой Японией после Второй мировой войны ряда подконтрольных территорий некоторые из самых характерных зданий этого стиля оказались на территории сопредельных государств (ныне это Российская Федерация, Тайвань и другие)

К наиболее характерным чертам стиля относятся: черепичная крыша в виде японского замка, фонари-окна в потолке, вход-портик, японские украшения-кадзари (хризантемы) на крышах и скатах.

— Если внимательно посмотреть на музей, то мы увидим, что часть цокольного и первого этажей выложена каменной кладкой — как у японских старинных замков. На первом и втором этажах — узкие вытянутые окна — будто смотровые. В японских замках такие окна были очень удобны для лучников, защищавших свою крепость. Надстройка на втором этаже отсылает к смотровой башне. В древности между смотровыми башнями были специальные крытые переходы. Ёшио Кайзука использовал эту стилистику при строительстве музея. Левая и правая части кровли плоские. Помимо своего прямого назначения крыша музея использовалась в качестве смотровой площадки. Там же находятся световые колодцы, поэтому второй этаж здания полностью освещается за счет дневного света, — продолжает Евгения Александровна.

Само здание выполнено в классическом стиле, технологии строительства использовались самые современные для того времени. Стены музея железобетонные, внутри отделаны штукатуркой. Облицовка фасада выложена из разных плиток, привезенных из Японии с разных префектур. Черепицу тоже изготовили в Японии специально для строительства музея. К сожалению, даже после нескольких исследований краеведам не удалось определить, в каком именно городе. Известно лишь, что черепица довольно необычная для тех лет, и в стране Восходящего Солнца подобный материал тогда не использовали.

— Архитектор Ёшио Кайзука к строительству музея подошел со всей душей и использовал много декоративных элементов. Если пройти по периметру, практически на каждом углу мы увидим разного рода металлические накладки, декоративные стилизованные цветы. На центральной части фасада — две декоративные накладки в виде шестиугольников. Архитектурное решение сочетает в себе синтоинские и буддийские традиции в оформлении. К примеру, в залах установлены радужные витиеватые балки между стеной и потолком, явно — этот прием взят из модели оформления буддийских храмов. Также мы можем увидеть, что полы на первом этаже выложены очень маленькой плиточкой. Все это сделано вручную и смотрится очень оригинально, — объясняет Евгения Пашенцева.

Интересно, что при строительстве музея архитектор контролировал работы практически каждый день. Он приходил со специальной палочкой, постукивая которой проверял качество штукатурки на стенах. Если в какой-то момент она давала трещину — он сдирал всю стену и заставлял рабочих переделывать заново.

В целом, можно сказать, что музей был построен в рекордные сроки, особенно если учесть строжайший контроль со стороны архитектора. Позже на территории высадили деревья и разбили клумбы. Перед зданием соорудили фонтан, сзади обошлись небольшим водоемом и сотворили альпийскую горку. Так, за два года на небольшом пустыре возвели поистине превосходное здание. В 1937 году краеведческий музей открыл свои двери для посетителей.

На цокольном этаже уже отстроенного здания разместили экспозиции, посвященные археологии и геологии. На первом этаже были представлены экспозиции природного мира и этнографии. На втором — выставки рассказывали о развитии промышленности в период Карафуто, а на третьем этаже находилась экспозиция, посвященная метеорологии.

На крыше музея можно увидеть флюгер — ранее сотрудники вели наблюдения за погодой. С момента открытия музея здесь работали специалисты узких отраслей — археолог, ботаник, этнограф и метеоролог. В здании не было предусмотрено централизованной системы отопления, с помощью которой можно было обогревать все помещения, поэтому музей работал только в теплое время года. Вход для посетителей был бесплатный.

Тайные символы масонов и лай каменных собак: что скрывают стены сахалинского краеведческого музея

Сегодня вход в музей охраняют две мифологические собаки, похожие на грозных львов. С ними как раз и связано одно из древних поверий.

— Собаки, которые размещены у входа в музей первоначально располагались по дороге в храм Гококу Дзинзя в городе Тойохара (территория городской больницы Южно-Сахалинска). Этот храм возвели в честь падших воинов. После установления на острове советской власти в городе стали все переделывать, в частности, старались избавиться от японского наследия. Часть японских зданий тогда была отдана военным, деревянные строения частично сгорали. Храмы стали потихоньку растаскивать: у некоторых из них стояли фонари или каменные собаки. По преданию собаки защищали вход в святилище, поэтому их устанавливали у ворот. Считается, что ворота храма отделяют священную территорию от земной жизни, а собаки, в свою очередь, охраняют святыню от злых духов, — рассказывает историк.

Вход в храм Гококу Дзинзя в городе Тойохара, 1935 год

Вход в храм Гококу Дзинзя в городе Тойохара, 1935 год. Фото: Собрание библиотеки города Саппоро. Сайт: oldsakhalin.ru

В конце 1940-х годов этих собак, их еще называют львами, перенесли к первому в Южно-Сахалинске Дому офицеров. Сегодня трудно сказать, по какой причине это было сделано, главное, что собак не стали разлучать и перевезли парой. Возле Дома офицеров они простояли несколько лет, потом начались возмущения, правительственные органы посчитали, что собаки здесь неуместны. Вскоре их перенесли на территорию краеведческого музея.

Старое здание Дома офицеров, 1963 год

Старое здание Дома офицеров, 1963 год. Фото: ГИАСО. Фотофонд. ОЛп. 11. Ед.хр. 71. Л. 42 (об.)

— Сначала собак установили неправильно: лев с открытой пастью должен стоять справа, а с закрытой — слева (если смотреть на лицевую часть здания). Символизируют они добро и зло, мужское и женское начало. Лев с открытой пастью — мужское начало, олицетворяет добро. Он произносит звук "ан". Собака с закрытой пастью символизирует женское начало и олицетворяет зло. Она закрывает пасть говоря — "ун". "Ан" и "Ун" — первая и последняя буквы японского алфавита. Таким образом, собаки символизируют гармонию, стабильность в мире между добром и злом, между мужским и женским началом. Соответственно, если расположить собак неправильно — все нарушается. Сейчас наши хранители располагаются правильно, — поясняет заведующая отделом истории Сахалинского областного краеведческого музея Евгения Пашенцева.

Самое интересное, что, когда собак убрали с территории японского храма — через некоторое время он был разрушен. А после того, как их перенесли на территорию музея — сгорел Дом офицеров, где они находились раньше, тогда это было деревянное здание. А вот сами собаки, несмотря на смену мест своего нахождения, продолжают сохранять свою охранную функцию, беречь от злых духов. Что касается музея — время от времени возникали попытки разместить здесь другие ведомства или вовсе перестроить здание на советский лад.

К примеру, в 1955 году облисполком хотел организовать в здании музея больницу для онкологических больных, но взбунтовалась общественность. А при первом секретаре Сахалинского обкома — Павле Леонове пошли разговоры о том, чтобы адаптировать музей под советскую архитектуру. Снести некоторые надстройки, спрямить углы, убрать декоративные накладки — в общем сделать его типовым советским зданием. Подготовили даже проект реконструкции музея, но московская государственная инспекция по охране объектов исторического наследия притормозила этот вопрос. А когда вновь вернулась к нему, Леонова уже перевели в Калининградскую область — на этом все успокоилось. Сотрудники музея верят — все дело в собаках, они храбро отстаивают свою территорию. Да и легенда об их мистических способностях, как видим, не раз подтверждалась в реальности.

Сегодня собаки вмонтированы в крыльцо музея и вряд ли перебегут отсюда куда-то еще. К тому же здание краеведческого музея является объектом культурного наследия, поэтому перестроить в нем что-то практически невозможно.

Помимо экспозиционных залов в музее размещалась комната для гостей, теперь ее называют деревянным залом. В отличие от других он обшит деревянными балками и имеет кессонный потолок, который также выполнен из дерева. В самом зале с восточной стороны есть три специальные ниши. Раньше там находились полки с самыми ценными экспонатами, найденными на Карафуто и Курилах. С тех пор сохранилась одна фотография, на которой изображено чучело птицы топорок и аммонит. Возможно, это был самый большой аммонит, который тогда удалось отыскать японцам, из-за чего он считался уникальным. Деревянный зал помимо ценных экспозиций хранит в себе немало загадок. Одна из них — небольшие камушки с масонскими символами. Они были найдены в четырех углах комнаты и теперь хранятся в музее. А вот как эти камни попали туда, и в чем заключалось их предназначение — по сей день остается загадкой.

Комната для гостей в музее губернаторства Карафуто

Комната для гостей в музее губернаторства Карафуто. Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

— Есть предположение, что в этих символах заложено тайное послание. Как-то мы показывали найденные камушки японцам, но они, к сожалению, не смогли ничего разъяснить по этому поводу. На камушках изображен традиционный масонский треугольник с всевидящим оком, есть и другие символы. Сами камни и их фотографии мы пока храним в тайне от посетителей. Скорее всего при строительстве музея их заложил сам архитектор Ёшио Кайзука. Не исключено, что он мог относить себя к тайному сообществу. А может все гораздо проще — и это не более чем амулет от злых духов, в которых так верили японцы. Также есть предположение, что камушки раскладывались для привлечения благополучия. Хотя вполне возможно и то, что в них заложен куда более глубокий смысл, — размышляет Евгения Александровна.

Для сокрытия тайных знаний от непосвященных масоны использовали шифры. Масонских символов очень много. Это знаки, которыми подмастерья-каменщики в средние века помечали свою законченную работу. Их находят высеченными на многих германских соборах и других средневековых постройках. Масонские ложи были могущественными цехами каменщиков. Члены этих цехов были тесно связаны в своей работе. Первоначально эти масонские ложи всецело контролировались церковью, но впоследствии вышли из-под ее влияния, однако остались мощным союзом людей, отличающихся своей принципиальностью и приверженностью церкви. По окончании своего обучения подмастерье получал знак, присваивавшийся ему его мастером. Этот знак был взят из так называемой материнской фигуры, которая отличала каждую масонскую ложу. Символы могут точно указать, откуда подмастерье, который работал над каким-либо определенным зданием.

Всевидящее око или лучезарная дельта является одним из символов масонского символизма. Она появляется в степени ученика в виде Всевидящего ока, вписанного в треугольник. Треугольник — знак огня и просвещения, и трактуется также как Троица в христианстве. В этом случае треугольник понимается как отсылка к числу три в масонской нумерологии. Иногда Всевидящее око изображается с ореолом вокруг глаза, а лучи, исходящие из него, распространяются вниз. Открытый глаз символизирует сокрытую истину, призывает к мудрости и обращается к совести. Он символизирует собой первопричину всего сущего, олицетворяет собой совершенное добро и победу над злом. Такой символ можно встретить в декоре каждой масонской ложи, на масонских документах или в их облачении.

Глубоко зарытые экспонаты

В 1945 году, когда советские войска вошли на южную часть острова, музей закрылся. В 1946-м вновь отворил свои двери, к тому времени все экспозиционные этикетки с японского перевели на русский язык. Из экспозиций убрали все, что прославляло японскую культуру, и ввели все то, что прославляет Советский Союз. До 1949 года в музее продолжали работать японские специалисты. Они довольно просто находили общий язык со своими советскими коллегами, трудясь над общим делом. В музее сохранилась большая коллекция японского гербария, некоторые предметы из экспозиций. Осталось много работ по археологии и этнографии японских сборов.

— Когда наступила угроза того, что советские войска начнут войну и переступят границу, японцы приступили к описи предметов, представляющих особую ценность. Есть версия, что в эту коллекцию вошел самородок золота, найденный на реке Найба, и другие не менее ценные экспонаты, — рассказывает заведующая отделом истории Сахалинского областного краеведческого музея Евгения Пашенцева. — Вывести коллекцию японцы не успели, и вполне возможно, что они просто закопали все экспонаты прямо на территории музея. Даже после захвата южной части острова советской армией японцы надеялись, что эта земля все же останется за ними, и после войны они смогут вернуться. Возможно, какие-то ценные бумаги, документы сотрудники музея сумели вывести. А вот экспонаты вряд ли, поэтому пришлось закопать. Конечно, это версия не подтвержденная и была опубликована лишь однажды в одном сахалинском издании, но она вполне имеет место.

Выходит, что, если провести на территории музея археологические изыскания — можно раскопать много интересного и таинственного из того, что японцы оставили храниться на островной земле. Вот только вряд ли это когда-нибудь случится… И даже не потому, что сегодня музей является объектом культурного наследия, что обеспечивает ему некую неприкосновенность. Нет, все дело в мистических собаках, которые уже много лет преданно охраняют легендарный японский замок.

224232
Это интересно