Открытие выставки декоративно-прикладного искусства "Семейные династии" (12+) состоялось в Сахалинском областном центре народного творчества. Мероприятие приурочено к Международному дню коренных народов мира и году культурного наследия народов России. Гостями праздничной встречи стали представители культуры и архивного дела Сахалинской области, мастера и мастерицы — носители культуры коренных малочисленных народов Севера и их почитатели. После торжественного открытия посетители выставки познакомились с уникальными экспонатами из рыбьей кожи, дерева, меха, национальными костюмами и другими предметами, вручную изготовленными целыми династиями северных мастеров, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Фамилии этих семей уже давно известны за пределами нашей области: Мыгун, Осиповы, Левкун, Садиновы. Их династии из поколения в поколение передают знания и культурные традиции коренных малочисленных народов Севера с целью сохранения этого наследия на сахалинской земле. Смотря на работы, выполненные мастерами, в уме невольно рисуется образ нивхской семьи или династии ульта, их быт и промысел и та их давняя жизнь, так существенно отличающаяся от современной.
— Все работы выполнены в ручную, в совершенно разных техниках. На выставке представлены не только экспонаты, но и литература которую написала и перевела носитель уильтинского языка, и хранитель традиций Елена Бибикова. Сегодня на территории Сахалинской области проживает чуть более 300 человек народности ульта. В основном в Поронайском и Ногликском районах, малая часть в Южно-Сахалинске. Они бережно хранят свою культуру, передают умения своим детям. К примеру, семья Осиповых в большей степени работает с рыбьей кожей. Этот материал считается основным в культуре коренных этносов. Раньше рыбу использовали не только как пищу, но и шили из ее кожи одежду. Сегодня мы видим красивые панно, различные сувениры, выполненные из этого материала, — рассказывает ведущий методист отдела культуры КМНС Сахалинского областного центра народного творчества Ольга Хурьюн.
Видя на манекене образец одежды, сотканный из рыбьей кожи, сложно представить сколько требовалось сил и времени женщинам, чтобы одеть всю семью в подобные наряды, особенно если она была многодетной.
— Как-то раз я решила изготовить небольшое украшение из рыбьей кожи. Могу сказать, процесс довольно трудоемкий. На один маленький кулон ушло около пяти часов. При этом сама шкура была готова, я ее не выделывала. На выделку уходит куда больше сил и времени. Для шитья кожа подготавливается вручную, после чего кровоточат раны и появляются мозоли на руках. Затем шкура долго вымывается и сушится, чтобы пропал запах рыбы, — объясняет организатор выставки Ольга Хурьюн. — Поэтому в культуре нивхов или ульта мало каких-либо развлечений. На это просто не было времени. Все женщины занимались рукоделием, рыбным промыслом, одевали и кормили семью.
Вероника Владимировна Осипова — представитель ультинского народа. Из рыбьей кожи она создает невероятные панно и рассказывает о непростой технике своим ученикам. Их работы также представлены на выставке.
— Мое мастерство началось с текстильных работ. В нашей семье все женщины мастерицы. Шьют, создают свои авторские орнаменты в качестве украшения для одежды. На платьях, которые я сшила есть орнаменты, придуманные моей мамой. Она вырезала их из бумаги, а я вышила на нарядах. Это традиционная одежда, которую носили наши предки, — поясняет мастерица, член союза художников России Вероника Осипова. — В основном изделия выполнены вручную, на одном есть внутренние швы, выполненные на старинной машинке, которая была передана нам в наследство. Сегодня эта машинка временно хранится в Ногликском краеведческом музее. Помимо текстиля, я работаю с рыбьей кожей. С учениками мы изготовили несколько панно, где в качестве холста используется не бумажный лист, а рыбья кожа. Многие панно выполнены по мотивам сказок и легенд Семена Надеина, в работе использовались трафареты фигурок, когда-то вырезанные писателем.
Выставочные экспонаты. Фото: Ксения Симчугова, ИА SakhalinMedia
Семен Надеин родился в маленьком эвенкийском стойбище Лок в центральной части Сахалина. Кочевал с оленями, ловил рыбу, добывал пушнину. С молоком матери впитал любовь к родной природе, неброская красота которой манила его своими тайнами. После Великой Отечественной войны Семен Надеин работал в оленеводческом колхозе. Был охотником и оленеводом. В 27 лет в тайге обморозил ноги и оказался прикованным к больничной койке. В больнице стал много читать, пробовал писать сам. Там же обнаружился и другой талант Семена Надеина — вырезать картинки. Неудивительно, что главным персонажем и в его легендах, и в картинках выступает олень. Образ этого животного с детства живет в сознании каждого эвенка. По мере того, как совершенствовалось мастерство Надеина — художника, возрастало творческое кредо Надеина — писателя и поэта. Творчество Семена Александровича — это первоначальный источник знаний, своеобразная лаборатория, как для искусствоведов, так и для этнографов. Несомненной заслугой Семена Нидеина является и то, что ему удалось вырвать из забвения и донести до современников поэтический мир эвенкийских легенд и преданий.
Организованная выставка "Семейные династии" объединила мастеров по декоративно-прикладному творчеству, на Сахалине этому направлению искусства посвящают себя многие семьи коренных народностей. Выставка показала преемственность поколений и доказывает, что мастерство коренных народов Севера продолжает жить, активно развивается и идет в ногу со временем. Это подтверждают представленные новоделы красивые браслеты, кулоны и женские сумочки, выполнены на современный лад и стилизованы традиционным нивхским орнаментом.
Впечатляют и экспонаты из коллекции братьев Левкун. Из дерева они способны изготовить практически все. Маленькие фигурки животных, традиционные амулеты, орудия быта и даже музыкальный инструмент.
— Помимо множества экспонатов братья Левкун представили однострунную смычковую скрипку "Тынрын". Существует одна нивхская легенда про женщину, которая долго была бездетной. Когда у нее все же родился сын, повзрослев он стал удачным охотником. Однажды ее сын ушел в лес и не вернулся. Тогда женщина стала ходить по лесу, кричала, но не смогла дозваться его. Отчаявшись, она вырвала свои голосовые связки и создала из них однострунный инструмент, чтобы сын услышал ее плач-мольбу, — рассказала легенду Ольга Хурьюн.
На выставке можно увидеть и небольшой проект нивхской деревни, который показывает традиционное жилище нивхов, их быт и промысел.
Выставочные экспонаты. Фото: Ксения Симчугова, ИА SakhalinMedia
Кроме невероятных экспонатов гостям мероприятия показали тяжелые будни и праздники представителей коренных народов Сахалинской области, заснятые на кинопленку около полувека назад, известных представителей КМНС областного региона.