Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. А это 1885 год, когда Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма "Де Дион-Бутон" наладила серийное производство трициклов. Но применить мотоцикл "по-настоящему" удалось лишь в 1894-1903 годах. Спустя 10 лет начались испытания мототехники на плохих проезжих дорогах, которые были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения — International Six Day Trial (ISDT). После этого они получили название "эндуро". В Россия эта дисциплина появилась в 2001 году, а в Сахалинской области — только в 2006 году. С тех пор эндуро начал активно развиваться на Сахалине, с каждым годом привлекая к себе внимание все большего числа спортсменов. Для популяризации мотоспорта в островном регионе были организованы соревнования No Place To Run (16+). Как эндуро удалось войти в спортивную жизнь Сахалинской области, расскажет ИА SakhalinMedia.
ГОНКА ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ
Соревнования Эндуро выросли из испытаний техники endurance run и endurance contest, что переводится с французского как выносливость. Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк, после которого в дальнейшем и появилось понятие "эндуро".
Российский Чемпионат по эндуро проводится с 2001 года, в течение последующих 6 лет количество соревнований снижалось, как итог — одно соревнование в сезон. Попытаться возродить чемпионат пробовали в 2009 году, который был объявлен МФР "Годом Эндуро". Уже в 2016 году в России провели 3 федеральных чемпионата по классическому эндуро.
Современный Чемпионат по эндуро имеет статус всероссийского и предполагает проведение в несколько этапов. Примечательно, что они проходят в разных регионах России, при этом каждый этап является отдельными двухдневными соревнованиями. На каждом круге организовывают один или несколько спецучастков, которые спортсмен должен преодолеть на максимальной скорости. Особенностью является то, что специальные участки могут включать в себя скоростные повороты, прыжки, броды, искусственные и естественные препятствия в виде завалов из бревен и камней.
РЕВ ДВИГАТЕЛЯ И АДРЕНАЛИН: NO PLACE TO RUN НА САХАЛИНЕ
Дисциплина эндуро появилась на Сахалине в 2006 году. За это время изменился не только подход к проведению соревнований и организация маршрутов, но и выросло число людей, желающих совершенствовать навыки в мотоспорте. И вот в 2022 году на территории Южно-Сахалинска в седьмой раз прошли Всероссийские соревнования No Place To Run, собравшие десятки спортсменов из разных уголков России. К слову, география спортивного мероприятия в этом году оказалась действительно обширной — в островной регион прилетели экстремалы из Краснодара, Геленджика, Москвы, Татарстана, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Благовещенска, а также Южно-Сахалинска и других районов Сахалинской области.
Соревнования проходили в течение трех дней. Для их открытия организаторы построили на парковке комплекса "Аква сити" в Южно-Сахалинске специальную трассу с использованием 20-ти футового морского контейнера, волнорезов-тетраподов, огромных покрышек и колес, катушек от высоковольтных проводов, камней, трамплинов и бревен. Один из организаторов соревнований Сергей Карпов рассказал, что трассу подготавливали с весны. Основная часть работ пришлась на последние две недели. Накануне спортсмены оценили трассу, подсказали, что нужно доработать, и в ночь перед стартом подготовка была завершена на 100%.
— No Place To Run — масштабное мероприятие высокого уровня, подобные соревнования не только на Сахалине, но и на всем Дальнем Востоке никто не проводит. Значимость соревнований в Сахалинской области колоссальная. Во-первых, они подстегивает интерес жителей к развитию мотоспорта. Во-вторых, они прививают любовь к спорту. В-третьих, такие соревнования улучшают имидж островного спорта и дают большой толчок к развитию внутреннего туризма, да и туризма в целом. No Place To Run является ежегодными соревнованиями, и я вижу, что из года в год уровень их организации растет, привлекается большее внимание к дисциплине и самим соревнованиям. Такие мероприятия благоприятно влияют на социум, поскольку люди объединяются для того, чтобы достичь одну цель — провести соревнования качественно, безопасно и на высоком уровне, — поделился своим мнением с корр. ИА SakhalinMedia председатель региональной общественной организации "Сахалинский Клуб Экстремального Велоспорта" Игорь Балла.
Соревнования начались с пролога, где участники показали технику владения мотоциклом на коротком треке. По результатам пролога судьи определили участников гонок по бездорожью. Также в первый день чемпионата участников разделили на три категории: "Эксперт", "Хобби" и "Про". В них приняли участие профессиональные спортсмены, участники множества престижных соревнований всероссийского и международного уровней, а также любители мотоциклетного спорта, которые занимаются эндуро непрофессионально.
— Я принимаю участие в No Place To Run впервые. Много слышал об этих соревнованиях, очень ждал и решил проверить, справлюсь ли. Это праздник в мире эндуро. На Сахалин приезжают спортсмены со всей страны, чтобы просто поучаствовать в них, — отметил выступающий в классе "Хобби" Сергей Губкин.
Далее спортсмены состязались в трехдневной гонке, которая проходила через Сусунайсĸий и Майорсĸий хребты, окрестности маяка Анива, мыса Евстафия, изумрудных озер в Корсаĸовсĸом районе и завершилась в планировочном районе Хомутово.
— В заключительный день у меня отказали тормоза, пробилось колесо, электростартер сломался, приходилось заводить мотоцикл с горки, но оказалось, что пришел раньше остальных соперников. Второй день понравился больше всего, потому что мы проверили свою выносливость. Сложность была в каскаде камней, было много бревен и водных препятствий, — поделился впечатлениями победитель в классе PRO Артем Юрчук.
Ранее ИА SakhalinMedia рассказывало о развитии маунтинбайка в Сахалинской области. Сахалинскую молодежь он привлекает классными горными велосипедами, интересными маршрутами и некоторой рискованностью. Например, райдеры могут попробовать свои силы на 5 трассах разного уровня сложности. В то же время, для кого-то такой велоспорт является своеобразной медитацией.
В островном регионе райдеры могут попробовать свои силы на 5 трассах разного уровня сложности (ФОТО)