Полина ОРЛОВА. Фильм японского режиссера Хирокадзу Корээда "Посредник" (16+) рассказывает историю молодой девушки, которая решает оставить ребенка в специальном бэби-боксе*, и о том, к каким последствиям привело это решение. Кинокартина поднимает острые социальные темы, связанные с материнством, семейностью и вопросами, на которые сложно подобрать правильный ответ. Корр. ИА SakhalinMedia поделится своими впечатлениями после просмотра.
Сюжет
Действия происходят в Южной Корее. Молодая девушка Со-ёнг (Ли Джи-ын) решает оставить своего новорожденного ребенка Усона в бэби-боксе при церкви. Дежуривший дьякон Сан-хён (Сон Кан-хо) вместе со своим помощником (Кан Дон-вон) стерли видеозапись с камер наблюдения и забрали малыша себе, чтобы в обход легальных процедур найти ему семью и получить за это крупную сумму денег. На следующий день молодая мать возвращается, но, узнав, что приемные родители уже найдены, соглашается отдать малыша на усыновление. Мужчины, девушка и малыш на старом микроавтобусе отправляются в другой город. Они не подозревают, что все это время за ними следят двое детективов (Пэ Ду-на и Ли Джу-ён) и мечтают поймать их с поличным.
Они не те, кем кажутся
Два главных героя Сан-хён и Донг-су являются так называемыми "брокерами", которые незаконно продают малышей. И по факту, это ужасный поступок, но если посмотреть на ситуацию в рамках кино, то можно увидеть, что помимо денежного вопроса мужчины и правда хотят найти семьи брошенным детям. Донг-су сам является ребенком, которого оставили и обещали вернуться. В нем часто говорят детские обиды, что заметно по его общению с мамой Усона, поэтому им движет желание не заполнять детдома, а подарить счастье и семью тем, кто появился на свет и уже никуда не денется. Сан-хён более алчный, как может показаться. Но если смотреть глубже — он стал жертвой зависимостей и испытывает душевные терзания, потому что потерял все.
Проблемы материнства
В этом фильме режиссер осветил несколько граней материнства. От бесплодия и покупки детей до ранних беременностей и детской проституции: на протяжении всей картины можно заметить, что молодая мама Со-ёнг любит малыша и не хотела бы его отдавать, но, размышляя рационально, она понимает, что не справится должным образом. Она не хочет, чтобы на ребенке стояло клеймо, и пытается обезопасить его, ища новую семью, которая предоставит Усону достойные условия, внимание и заботу. Также можно заметить, что, несмотря на попытки отстранится от сына, разум героини не всегда преобладает над материнским инстинктом. По этой причине мы наблюдаем сцены, где Со-ён поет колыбельную и искренне переживает за малыша во время болезни. Она не эгоистичный подросток, а маленькая женщина в безвыходной ситуации.
Также здесь показаны ситуации, когда мужья и жены оказываются в отчаянии и покупают детей у "брокеров". Пары устают бороться с бесплодием, переживать замершие беременности и находят вариант попроще — купить малыша и воспитать. Или купить малыша, чтобы продать подороже (и такое бывает).
Помогает или усугубляет
Одна из причин съемок фильма в Южной Корее заключалась в том, что там многие молодые мамы не хотят воспитывать детей самостоятельно и оставляют их. Бэби-боксы можно расценить, как спасение и как усугубление ситуации. С одной стороны, можно понять, что существуют безвыходные ситуации, и такое приспособление спасает детей от смерти в ужасных условиях и дает возможность обрести семью.
С другой стороны, бэби-бокс помогает "матерям" легко и просто избавляться от ответственности и не думать о последствиях. Тем самым люди не думают о безопасности во время интимных связей и не размышляют о постройке семьи в случае нежелательной беременности. Ребенка ведь просто можно положить в ящичек, а там уже разберутся. Давая человеку свободу и выбор, не всегда получается сохранить мораль.
Визуальная часть
По мнению автора рецензии, многие фрагменты завораживают. Различные моменты, когда в кадре маленький человек и огромное пространство с кучей вывесок, машин, зданий или, наоборот, крупные планы, сочетающиеся с репликами героев. Еще одна важная деталь — это эффект подглядывания в очень щепетильных и личных мгновениях. Светлая и теплая цветовая гамма, приятная музыка и романтика маленьких городков Южной Кореи — все это можно найти в "Посреднике".
Еще один стоящий фильм
Хирокадзу Корээда снова покоряет жюри и зрителей кинофестивалей. Большинство его фильмов ("Никто не узнает" (16+), "Сын в отца" (16+), "Магазинные воришки" (16+)) посвящены семейно-социальным проблемам и стали образцом качественного кино в таком направлении. В своей новой картине режиссер снова берет свои любимые темы. Несмотря на такую острую проблему как брошенные дети, фильм совсем не мрачный и жестокий, а, наоборот, спокойный и светлый. Автор не оправдывает персонажей, но и не вешает на них негативное клеймо. Также режиссер оставляет зрителю множество тем для размышлений уже после просмотра.
СПРАВКА: Беби-бокс — это специально оборудованное место для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам и органам. Может располагаться при медицинских учреждениях и при религиозных организациях. Бэби-бокс находится там, где нет окон или камер видео-наблюдения для сохранения анонимности человека, принесшего ребенка, и избавления его от любой ответственности. Рядом с ним должны располагаться информационные плакаты, говорящие о том, где молодая мама может получить помощь в трудной ситуации. Через некоторое время после закрытия, дверца блокируется и ее невозможно открыть снаружи. Сразу же на пульт наблюдающего за беби-боксом подается сигнал о том, что в приемнике находится ребенок. После поступления сигнала к малышу должны направиться специалисты, которые проведут медосмотр, и приглашаются сотрудники полиции для должного оформления. Затем ребенка передают в органы опеки.