Сахалинские кинематографисты вместе с дайверами погрузились на дно залива Анива и сняли затонувший в 1945 году у мыса Анастасии японский эскортный корабль CD112. Один из дайверов облетел корабль на скутере, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу АНО "Творческое объединение Сахалинских кинематографистов".
ЭКСПЕДИЦИЯ ПЕРВАЯ
Первую экспедицию, целью которой было получить видеоматериал о затонувшем корабле, провели в начале июня. Из прежних участников, занимавшихся поиском корабля в 2020 году, остались трое — Александр Зарчиков, Ян Дятлов и Алексей Несмеев.
— Когда мы собрались на съемки корабля в июне, у нас образовалось матриархальное поисково-водолазное сообщество. Две девушки и Ян. Остальные — группа поддержки. Надо признать, в тот раз мы не очень хорошо все продумали и подготовились, что и сказалось на результате. Такое погружение требует концентрации сил — моральных, физических, интеллектуальных. Требует серьезной организации. Вместе с тем были ограничения, которые определял уровень финансирования. Слишком много приходилось делать "на голом энтузиазме", — рассказал директор АНО "Творческое объединение Сахалинских кинематографистов" Александр Зарчиков.
В итоге, когда на третий день экспедиции команда приступила к погружению, оказалось, что в нужном месте сильное течение. Настолько сильное, что дайверы не могли его преодолевать, и спуск к кораблю был возможен только при помощи троса-проводника.
— В принципе, если рассматривать ту экспедицию как разведочную, а погружение — пробное, то цели мы достигли. Провели наблюдения, измерили скорость и направление течения, уточнили местоположение корабля. Установили буй, — разъяснил Александр Зарчиков.

Японский затонувший корабль времен Второй мировой войны впервые попал в объективы сахалинцев. Фото: Фото: предоставлено АНО "Творческое объединение Сахалинских кинематографистов"
CD112 лежит на глубине 37 метров. С обычным сжатым воздухом дайвер может находиться на такой глубине всего 10 минут. Потом при всплытии еще нужно проводить "декастопы" — отвисать на разных глубинах по несколько минут. У дна — сильное течение, вокруг корабля закручиваются дополнительные потоки, поднимая муть из ила. Как рассказали кинематографисты, в тот раз водолазам не удалось поснимать корабль, хотя с собой были две камеры, оснащенные мощными подводными фонарями. Однако корабль удалось увидеть.
ЭКСПЕДИЦИЯ ВТОРАЯ
Все лето "Пираты Охотского моря" возили и окунали в море приезжих туристов. Им было не до съемок. Александр Зарчиков проездил пол-лета по киномастерским и лабораториям, работая над двумя другими фильмами. В сентябре Ян Дятлов налетел на бревно, обходя мыс Крильон. У катера погнулись лопасти винта. Пока Ян Дятлов чинил винты, Александр Зарчиков ломал голову над движением масс воды в акваториях Сахалинской области. Интересную лекцию ему прочел профессор из лаборатории СаХГУ Владимир Пищальник.
— Я узнал, что движение вод в заливе Анива складывается из двух потоков. Один идет из Охотского моря, огибая мыс Анива, другой — из Японского (ветка Куросио — течение Соя). Вихри образуются на стыке течений, но в разные времена года, в зависимости от температур, эти вихри видоизменяются. Они рождаются, порождают парные вихри, закручиваются вокруг возвышенностей (например у Камня Опасности) и распадаются. Простой прогноз по течениям дает Windy (6+). Но самое интересное, что в момент смены прилива и отлива должна быть и смена течений. Это небольшой период времени, в который мы должны успеть сделать погружение к затонувшему кораблю, — рассказал Александр Зарчиков.
Наконец Ян Дятлов починил винты, спустил катер на воду. В конце сентября осенняя погода стала давать о себе знать, однако выходные выдались спокойные. В точке нахождения корабля, в шести километрах от мыса Анастасии, Windy дает прогноз по ветру 4 м/с, по волне 0,4 метра, по течению 0,1 узла. На взгляд кинематографистов, это идеальная погода в суровых осенне-сахалинских реалиях.
— Еще не рассвело, мы собираемся в яхт-клубе в Первой Пади. Отсюда мы уходили два раза и в 2020 году. План такой — с минимальными запасами и снаряжением быстро долетаем до точки, ныряем и сразу возвращаемся. На этот раз в команду "Пиратов Охотского моря" завербовались дайверы: капитан Ян, Евгения с мужем Сергеем и Вадим. Я пошел маркитантом. Традиционный патриархат. Море суперспокойное. Долетели до точки за два часа, в отличие от шестичасового "телепания" в июле (тогда мы перегрузили катер). Однако ближе к проливу Лаперуза волна пошибче. На подходе к Анастасии от качки все кроме капитана впали в дрему. Море раскачивает катер, но мы к этому уже привыкли и можем работать. Пока готовились к тралению, из-за мыса появился пограничный сторожевой корабль. Оставив после себя водяной фонтан, он моментально оказался около нас. Запросил по УКВ связи. Ответили по регламенту. Отправили за борт кошку. В прошлый раз мы поймали корабль с пятого или шестого раза. На этот раз опять долго не можем зацепить, — продолжил рассказ Александр Зарчиков.
Ян Дятлов со скутером исчез под водой, а оставшиеся на катере отсчитывали время и внимательно вглядывались в волнующееся море. На поверхности появляется красный вертикальный буй — значит, что Ян нашел корабль и обозначил его. Проходит двадцать минут, и Ян появляется недалеко от буя. Потом быстро доезжает до борта катера. Часть команды погружается в воду.
— С правого и левого борта черные ихтиандры, обвешанные баллонами и шлангами, с плеском вываливаются в море. Мы подаем им камеры и тащим вдоль борта к якорной веревке. Ян напоминает о необходимости на обратном пути освободить якорь, который зацепился за борт затонувшего корабля, и отвязать линь буя. Разговаривать они уже не могут, поскольку подключены к аквалангам, и знак, что все хорошо, как любят показывать дайверы даже на берегу, не могут показать, потому что руки заняты. Они просто кивают и быстро уходят вниз, чтобы не тратить драгоценный воздух. Я мысленно проматываю в голове весь проект, начиная с идеи, когда в 2019 году Александр Сергеевич Челноков рассказал мне про затонувший у мыса Анастасии корабль, про подлодку "Барб" и ее отважного командира Лаки Флаки. Про Тихоокеанский Ленд-лиз и наш "Трансбалт". Вспоминаю своего деда, которого я никогда не видел, а видел кочегар с "Трансбалта" Володя Панков. Мыслями пролетают наши экспедиции по поиску CD112, — рассказал Александр Зарчиков.
Все произошло, насколько было возможно, изображение корабля получено. Видно, что корабль лежит дном вверх, пушек не рассмотреть. Времени для съемок было совсем немного. Видимость слабая.
— Но есть самое важное. Теперь те, кто посмотрит фильм, проживет эту историю с нами до конца, до прикосновения к вечности, как говорил Лёша Ильин, который очень хотел дойти с нами до конца, — добавил Александр Зарчиков.