Правительство Сахалинской области проводит комплексную работу по обеспечению энергетической безопасности островов. Ветхие сети меняются на новые, модернизируются ТЭЦ и ЛЭП, а также расширяется сеть электрозаправок для экологически чистых автомобилей. О том, как изменилась электроэнергетика островного региона, и что ждет сахалинцев и курильчан в ближайшие годы, корр. ИА SakhalinMedia рассказал заместитель министра энергетики Сахалинской области Илья Колосков.
— Каковы основные задачи правительства Сахалинской области по развитию электроэнергетики Сахалинской области?
— Одной из важнейших задач правительства Сахалинской области является обеспечение энергетической безопасности Курильских островов. В связи с геополитической обстановкой этот вопрос стоит особо остро. Областным властям необходимо в первую очередь провести модернизацию электроэнергетики Курил, а именно построить новые электростанции и электросетевое хозяйство.
На данный момент электроэнергетика на Курильских островах состоит из 12 изолированных энергорайонов, в которых основным видом топлива является привозной и достаточно дорогой дизель — сжигается 31 тысяча тонн дизельного топлива стоимостью более 2 млрд рублей. Все электростанции уже имеют значительный физический износ, при этом на территории Курил планируются реализация новых инвестиционных проектов, которые дадут дополнительную нагрузку на энергосистему.
Учитывая все эти факторы, правительство ставит перед собой задачу, помимо того, чтобы построить новые станции, внедрить туда возобновляемые источники энергии, что позволит увеличить автономность энергоснабжения для потребителя. Мы планируем ввести в эксплуатацию 5 газовых электростанций, которые смогут работать как на газу, так и на дизельном топливе, 3 ветроэлектростанции и 1 гидроэлектростанцию. "Газпром" будет заниматься газовой инфраструктурой на Курильских островах на собственные средства.
Таким образом, к 2026 году выработка электроэнергии на базе восполняемых источников энергии будет достигать 15%.
Также островное правительство столкнулось с проблемой — запертые мощности на Сахалине. Есть такие определенные районы, где уже отсутствует возможность присоединения новых потребителей. В частности это Корсаков и Южно-Сахалинск. Поэтому еще одной задачей для региона стала необходимость строительства крупных подстанций на 110 кВт. На сегодняшний день решения приняты, будем приступать к проектированию и строительству этих подстанций.
— Какие вызовы стоят перед островной энергетикой из-за введения санкционного режима в отношении Российской Федерации?
— Основной вызов, с которым мы столкнулись в связи с санкционным давлением — это отсутствие возможности проводить капитальный ремонт газотурбинных установок на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Установленная мощность ТЭЦ-1 составляет 455 МВт из них 230 МВт — это газовая генерация на базе газотурбинных установок General Electric производство США. Для проведения капремонта, необходимо горячую часть турбины перевозить в Хьюстон в США.
Указом Президента РФ Владимира Путина №100 от 8 марта установлен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенной номенклатуры товаров, среди которых газотурбинные установки. Соответственно их ремонт на сегодняшний день затруднителен, компетенции для ремонта пока у российских заводов нет.
Поэтому правительство Сахалинской области и Сахалинэнерго приняли решение о приобретении двух газотурбинных установок по 25 МВт АО "ОДК-Авиадвигатель" пермского моторного завода. Ввод в эксплуатацию первой турбины ожидается в 1 квартале 2024 года, а второй турбины — в 3 квартале того же года.
— Расскажите о реализации программы обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса (ПОУРЕК).
— Реализация ПОУРЭК — еще одна основная задача по развитию энергетики островного региона. Конкретно для Сахалина — это реконструкция линии электропередачи и подстанций напряжением 35-220 кВ, что является системообразующей линией.
На полях Восточного экономического форума (16+) был подписан план-график по реализации программы обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса. С 2019 года островное правительство вело работу по определению источника финансирования. В 2022 году эти источники были утверждены и согласованы правительством РФ — это 35 млрд рублей до 2032 года: 15 млрд рублей собственный средства ПАО "РусГидро", 10 млрд рублей — это дивиденды ПАО "РусГидро" и 10 млрд за счет включения в необходимую валовую выручку Сахалинэнерго.
На сегодняшний день по 6 объектам работы уже завершены уже работы ведутся.
— Какой эффект ожидается от реализации данной программы обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса?
— Мы ожидаем снижение аварийности на электрических сетях. Это системообразующие линии, связывающие между собой наши электрические станции, которые обеспечивают электроснабжение центрального энергорайона — это Сахалинская ГРС, Южно-Сахалинская ТЭЦ и Ногликская газоэлектростанция — были построены в свое время по одним расчетно-климатическим условиям. Сейчас условия стали суровее, ветра — сильнее, а стенки гололеда увеличились, поэтому необходимо проводить реконструкцию сетей, чтобы привести к существующим расчетно-климатическим условиям.
Илья Колосков. Фото: ИА SakhalinMedia
— Планируется ли реализация проектов возобновляемых источников энергии на территории Сахалинской области?
— В селе Рейдово на Итурупе компания ООО "ДальЭнергоИнвест" установила станцию солнечную 250 кВт, которая показывает достаточно высокие показатели.
Еще у нас есть ветродизельные электростанции в селе Новиково Корсаковского района и в Головино на острове Кунашир. Также у нас работает Менделеевская геотермальная электростанция на Кунашире, мощность которой планируем увеличить за счет увеличения скважин. Ну и малые гидроэлектростанции на острове Парамушир общей мощностью 1,6 МВт. Но всех их необходимо модернизировать, так как они работают от 10 и более лет.
В планах у нас есть потенциальный инвестор по строительству геотермальной электростанции на острове Итуруп — "Океанская-2".
— Какие основные сложности возникают при реализации проектов ВИЭ?
— В настоящее время сложности вызывает локализация оборудования на территории РФ, а поставка оборудования с дружественных стран накладывает определенные отпечатки на ситуацию. Также сложности связаны с тем, что проекты возобновляемых источников энергии должны быть экономически окупаемые, а они наиболее конкурентно способные там, где производство электроэнергии дорогое. В основном это изолированные районы, где основной вид топлива — дизельное.
Там проводится расчет окупаемости, после которого можно оценить целесообразность размещения, например, ветроэлектростанций или солнечных панелей.
— Для чего в Сахалинской области развивается зарядная инфраструктура?
— Все взаимосвязано. Мы развиваем зарядную инфраструктуру для того, чтобы развивать электротранспорт. Электротранспорт — стратегический проект, направленный на улучшение экологической обстановки в наших городах. В то же время его развитие включено в климатическую программу Сахалинской области, в рамках подписанного президента федерального закона по проведению на территории региона эксперимента по достижению углеродной нейтральности к 2026 году.
— Сколько зарядных станций уже установлено и сколько ожидается в ближайшее время?
— На территории всей Сахалинской области установлено 170 зарядных станций. Еще 8 штук находятся в стадии пусконаладочных работ. До конца года общее число станций должно составить 318 единиц.
Если взять статистику, то в России насчитывается около 1600 зарядных станций из них более 300 на Сахалине.
— Достаточны ли темпы развития электротранспорта на территории Сахалинской области?
Темпы и прогресс есть — 25% роста в 2022 году. На сегодняшний день 320 электромашин уже зарегистрировано, но, если честно, мы не удовлетворены темпами.
Хотелось бы больше. Для этого как раз и развиваем зарядную инфраструктуру в Сахалинской области и ожидаем, что начиная со следующего года темпы будут еще больше.
— Планируется ли что-то делать для стимулирования роста электротранспорта?
— Мы хотим активно вовлекать людей, чтобы они пересаживались на этот транспорт, соответственно на ВЭФ губернатор встречался с председателем правления ПАО "РусГидро". Между ними была достигнута договоренность о реализации инвестпроекта на территории города Южно-Сахалинска по электрокаршерингу.
Мы ожидаем в середине 2023 года уже реализацию этого проекта: ПАО "РусГидро" планирует привезти в областной центр около 40 электромобилей, чтобы они функционировали как сервис каршеринг.