Ксения ЖЕРТОВСКАЯ. Отношения с родителями являются основой формирования личности человека. Они оказывают влияние на доверие к миру, самооценку, восприятие других, результаты и успехи. С первых дней жизни ребенка родители формируют у него определенные установки, которые выстраивают особенности мышления и эмоциональные реакции. Во многом они определяют жизнь человека.
Родители учат своих детей, со своей точки зрения, правильному поведению. Тем самым они формируют наши ценности и характер. Дети видят в родителях образец для подражания. Именно поэтому, когда мы вырастаем, то неосознанно повторяем модели поведения родителей.
О формировании родительских установок, их классификации и трансформации расскажет корр. ИА SakhalinMedia.
КАК РОЖДАЮТСЯ УСТАНОВКИ
Установки — это бессознательные внутренние программы, основанные на пережитом опыте, которые влияют на восприятие человеком информации, реакции и действия в определенной ситуации.
Здоровые детско-родительские отношения позволяют сформировать психологически устойчивую личность. Если ребенок чувствует свою значимость, то в будущем легко сможет быть собой и любить себя таким, какой он есть. Но реальность такова, что гармоничные отношения родителей и детей встречаются не так уж и часто. Многие родители демонстрируют ребенку некорректное поведение, сами того не понимая.
Тематическое фото. Фото: unsplash.com/ante_kante
Например, родители считают, что они много работают на благо детей. Это так и есть, но сложность в том, что ребенок видит это иначе. Он видит отсутствие родителей дома, их заботы и внимания. А когда родители приходят, то они раздражены и не хотят с ним играть. Постепенно малыш начинает сомневаться в любви родителей и обрастать комплексами. Ребенок не понимает, что они просто устали, потому что зарабатывали деньги для его нужд. Тогда он начинает чаще плакать и болеть, чтобы получить нужную ему дозу внимания.
Но взрослые не всегда понимают, что это значит и как лучше отреагировать, потому что у них тоже уже давно сформированы свои установки. Когда они видят капризное поведение детей, то начинают указывать, как ребенок должен и не должен себя вести. Например: "Не веди себя как ребенок". Все это и рождает установки.
Потом этот ребенок вырастает и забывает, как звучали установки родителей, но несмотря на это, продолжает вести себя в соответствии с ними: не может построить гармоничные отношения, уходит с головой в работу, испытывает сложности с принятием себя и так далее.
КАКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ СУЩЕСТВУЮТ
Одним из первых, кто классифицировал родительские установки, был О. Коннер.
Позиция родителей | Словесные выражения | Способ поведения с ребенком | Влияние на развитие ребенка |
Принятие и любовь | "Люблю ребенка, несмотря ни на что" | Нежность, внимание, забота | Чувство безопасности, нормальное развитие личности |
Явное отвержение | "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться" | Невнимательность, жесткость, избегание тактильных контактов | Агрессивность, склонность к преступности, низкий эмоциональный интеллект |
Излишняя требовательность | "Не хочу ребенка такого, какой он есть" | Критика, придирчивость | Неуверенность в себе, фрустрация |
Чрезмерная опека | "Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя целиком" | Чрезмерные поблажки или ограничение свободы с целью обезопасить | Инфантилизм, неспособность к самостоятельности |
То есть родительские установки — это стереотипные правила поведения, которые выражаются в поступках, словах и жестах.
Как это работает: например, дочь часто слышала от мамы упреки и фразу "ты все делаешь не так" — очередная ссора с мамой стала для девочки решающей, потому что огорчила ее сильнее обычного. Она подумала, что раз мама так говорит, то она действительно все делает неправильно и ничего не может. А значит, не стоит и пытаться — девочка стала меньше стараться, хуже учиться и перестала помогать маме в домашних делах — со временем она уже не помнила, что сама приняла решение не стараться, но в итоге в школе она не отличалась успехами, а позже поступила туда, где не нужно прикладывать особых усилий для поступления. Учиться в итоге стала не там, где хочет, а там, где проще. Работу нашла не ту, которая нравится, а ту, которая подвернулась и куда легко взяли. Но и там не преуспела.
Тематическое фото. Фото: unsplash.com/philhearing
А в основу всего этого жизненного цикла легла установка родителей о девочке, сформировавшая программу реакций.
ИЗМЕНЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК
Проработать такие установки поможет только самоанализ. Сложность самостоятельной работы с установками заключатся в том, что их сложно отследить. Определить установку можно через анализ отношений со своими родителями. Среди основных посылов и руководств к действию, которые родители регулярно повторяют своим детям, вызывая их негативные реакции и решения, терапевты Боб Гулдинг и Мери Гулдниг выделили 12 возможных родительских приказаний:
- не живи (сгинь, умри);
- не будь самим собой;
- не будь ребенком;
- не расти (оставайся маленьким);
- не делай успехов;
- ничего не делай;
- не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);
- не принадлежи;
- не будь близким;
- не будь здоровым (не чувствуй себя хорошо);
- не думай;
- не чувствуй.
Изучение этих приказаний поможет ответить на вопрос: "Почему теперь я веду себя именно так?"
Пример: если ребенок получал излишнюю заботу о своем здоровье, и все время слышал: "Ты больной, ты плохо себя чувствуешь", то это приказание "не будь здоровым". Ребенок регулярно слышит это, думает, что он какой-то не такой и начинает действительно постоянно болеть. Чтобы этого избежать, не нужно излишне опекать здоровье ребенка, пугать его болезнями и при заболевании делать акцент на том, что он болен.
Тематическое фото. Фото: unsplash.com/nate_dumlao
Выявленную негативную установку важно заменить на позитивную. После ее осознания и замены, нужно научиться выстраивать другие реакции вместо тех, что были у вас раньше. Это большая серьезная работа, проделать которую может помочь только грамотный психолог.