В 2022 году россияне перестали вкладывать средства в строительство и покупку нового жилья, а также стали реже обращаться к мастерам по ремонту и чаще стали брать в руки строительные инструменты. Об этом говорят данные ценового агрегатора Price.ru (18+) (входит в многопрофильный холдинг S8 Capital) и СК "Росгосстрах". Специалисты проанализировали спрос на товары и услуги, связанные с ремонтом и строительством жилья за 2022 год, и сравнили показатели с данными 2021 года.
В 2022 году по сравнению с 2021-м в минус ушел спрос на услуги, связанные со строительством (-8% в среднем): просела частота таких запросов, как "строительство домов" (-18%), "строительство каркасных домов" (-25%), "строительство домов из бруса" (-35%), "установка ворот" (-8%), "гидроизоляция фундамента" (-12%). Упал онлайн-спрос и на строительные материалы: на 2% по всей стране, на 17% — в Москве, на 13% — в Екатеринбурге, на 4% — в Новосибирске.
Значительно снизился онлайн-спрос на услуги, связанные с ремонтом квартир (-17%) и строительством домов (-8%). Например, онлайн-спрос на услуги, связанные с сантехническими работами, по всей стране упал на 8%, на оконные работы — на 17%, на отделочные работы — на 4%, на установку кондиционеров и систем вентиляции — на 26%, на установку и ремонт полов — на 13%, потолков — на 10%. Услуги плиточников потеряли в спросе 8%.
При этом по сравнению с прошлым годом в Рунете вырос спрос на покупку сантехники (+4%), электроинструментов (+6%) и электротоваров (+17%).
"Россияне реже строили новое жилье и делали масштабный ремонт в 2022 году. При этом косметический ремонт собственными силами — в тренде. Об этом говорит выросший онлайн-спрос на инструменты и снижение интереса к услугам профессионалов", — рассказал руководитель отдела аналитики и маркетинга Price.ru Денис Логанов.
Аналитики Price.ru также зафиксировали, что соотечественники чаще покупают в интернете запчасти, а не новую сантехнику. Так, на 29% вырос онлайн-спрос на бачки для унитазов, на 12% — на изливы для смесителей, на 16% — на шланги для душа.
Интересно, что в интернете вырос спрос на услуги, связанными с эстетическим благоустройством жилья — например, на организацию пространства (+13%) или художественную роспись (+16%). Потребители занимаются благоустройством и сравнивают цены на Price.ru в поисках лучших предложений на покупку горшков для цветов (+13%), удобрений и грунта (+34%).
Эту тенденцию подтверждает и статистика старейшего российского страховщика.
"Мы видим, что россияне стали ценить не только свое жилье в целом, но и свои силы и финансы, вложенные в его ремонт и обустройство. В этом году количество договоров страхования квартир, в которых отдельным пунктом застрахована отделка, выросло до 86%, в 2021-м этот показатель составлял 71%, — говорит начальник управления андеррайтинга имущества физических лиц ПАО СК "Росгосстрах" Екатерина Зенченко. — Собственно, при самых распространенных ЧП в квартирах — а это заливы или аварии систем водоснабжения — именно отделка в основном и страдает. И в нынешних условиях, когда отделочные материалы серьезно подорожали, даже самостоятельное восстановление после таких происшествий требует серьезных финансовых затрат. Каждый год мы актуализируем цены, применяемые для расчета и установления страховых сумм, в этом году в среднем они выросли на 20%. Таким образом, страховой полис позволит потери минимизировать, а при разумном подходе к определению страховой суммы и вовсе компенсировать ущерб полностью".