Полина ОРЛОВА. Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова радует жителей и гостей Южно-Сахалинска своей третьей мартовской премьерой — "Песочница с вайфаем в космосе" (12+), режиссером-постановщиком которой выступил Михаил Заец. История рассказывает о подростках и взрослых, которые коммуницируют между собой в разных обстоятельствах и пытаются понять друг друга. Мир заполнен абсолютно разным мусором — от информационного и словесного до полиэтиленового. Дождь не прекращает идти уже 20 дней и мы часто слышим слово "потоп". Мрачноватый, красивый, заставляющий думать, посмотреть на детей и родителей с другой стороны. Корр. ИА SakhalinMedia поделится своими впечатлениями после просмотра.
Примечание: основой для данного материала стал спектакль, показанный зрителям 23 марта. Указанные далее по тексту актеры актуальны именно для этой версии постановки и могут отличаться от последующих итераций.
Сюжет
По ощущениям и визуальной составляющей, действие происходит в недалеком будущем. В городе 20 дней идет дождь, люди ходят под зонтиками из дома на работу и обратно. В постановке несколько сюжетных линий, которые, так или иначе, связаны между собой.
Школьницы Майя с Наташей и учитель Игорь Иванович
Школьницы Майя (Диана Атанова) и Наташа (Светлана Задвинская) устроили перфоманс. По мнению учителя, они пришли в мусорных пакетах на голое тело, матерились и пропагандировали наркотики, но девочки утверждают, что все было не так. Их отправили на исправительную беседу к учителю обществознания и истории Игорю Ивановичу (Константин Вогачев). Он включает камеру, чтобы никто не обвинил мужчину в домогательстве, хотя Майя и правда проявляет активность в сторону преподавателя. Они обсуждают сложности детей и профессии учителя. Девочки пессимистично настроены на жизнь, им кажется, что вокруг лишь хаос. Мужчина пытается переубедить их, объясняя, что мир прекрасен, а добро победит всех.
Паша и мама Наташи
Еще одна сюжетная линяя посвящена переписке двух людей, которые никогда не виделись. Они познакомились на форуме любителей ракет и переписываются полгода, парень постоянно зовет девушку на встречу, а она отказывается. Они обсуждают свои дни, общаются сленгом. В момент своей слабости, мама Наташи (Наталья Красилова) признается, что она взрослая женщина с дочерью и проблемами. Она благодарна Пашке (Илья Ловкин) за то, что он не врет и не пользуется ею, как многие парни вокруг. Они даже смогут встретиться.
Доктор и Стас
Пожалуй, самая непонятная для понимания сцена. В недалеком будущем доктора, чтобы проверить внутренности пациента, будут проникать прям в организм. Когда пациент нервничает, то начинается сложность в процессе осмотра. Стас (Роман Болтаев) спрашивает у доктора (Илья Романов), что с ним и перебирает кучу современных диагнозов. Специалист утомлен псевдоинтеллектуальностью пациентов и спокойно говорит Стасу, что тот здоров, пока что.
Наташа и ее мама
Эта история про тревожную, немного несчастную мать и депрессивную, закрытую и не особо эмоциональную дочь. Женщина борется с собой, чтобы не нарушать пространство дочери и не лезть в ее личные вещи. Она боится негативных исходов, и в то же время хочет быть к ним готовой. Девочка не особо хочет идти на контакт, потому что мать часто ведет себя нестабильно и не слышит ее проблемы, но в то же время ласково называет Наташу енотиком и в каждое прикосновение вкладывает нежность. Мама Наташи хочет быть правильной матерью и злится из-за того, что у нее это не выходит, а девочка страдает от того, что жизнь — это хаос.
Майя и ее отец
Отец Майи (Сергей Усов) очень грустный и уставший взрослый. Он любит дождь и старается говорить дочкой на ее языке, спрашивать про дела и школу, немного вникать в ее проблемы. Но получается не совсем удачно, потому что отец имеет зависимость от странной игры для взрослых, где человек закапывает послание, оставляет геолокацию в чате, а другой находит и должен расшифровать его. Дочь злится и боится терять отца, мужчина поглощен увлечением и забывает про дочь. "Не переживай, это всего лишь взрослые, а их задача тебя подводить" — говорит Наташа своей подруге Майе.
Дедушка и Пашка
Очаровательный, хоть и нарушающий многие границы, дедушка (Леонид Всевлодский) очень любит своего внука Пашку и беспокоится за то, что тот постоянно сидит в своей комнате. Внук максимально отстранен, просит его не трогать, иногда игнорирует дедушку и за него отвечает нейросеть. Дед пытается научить внука жизни, спрашивает его о всяких новых словах, об отношениях, рассказывает разные истории из прошлого. Он помнит, как Пашка любил пряники и покупает их для него. Подростку тяжело справляться с напором деда, но хоть он и холоден, все равно его любит.
Финал спектакля объединяет всех героев на школьном собрании. Во время встречи происходит множество диалогов, задаются разные вопросы, учитель и отец Майи куда-то уходят, все постепенно разбредаются по домам. Майя читает свой финальный монолог. Взрыв.
"Отцы и дети"
По мнению автора рецензии, самой первой и понятной темой является проблема поколений. Дети и взрослые регулярно спорят, говорят на разной скорости и непонятными друг для друга словами. Родители не всегда понимают личные границы, иногда обесценивают, делают лишние действия и не слышат. Дети же отстраняются, потому что проще выстроить коммуникацию друг с другом, нежели со стеной в виде родителя. Ребятам тяжело жить в хаосе и они просят поддержку у взрослых, но те сами не понимают, как жить и получается замкнутый круг.
Эйджизм
На протяжении многих сцен в спектакле, можно проследить множество стереотипных мнений, как от молодого поколения, так и от старшего. "Да какие у вас там проблемы?", "Вот я в ваши годы....", "Ну жили так, и что? Выросли же нормальными!" — все эти фразы часто мелькают от родителей, учителя и доктора. Никто не спорит о том, что взрослых нужно уважать и ценить опыт прожитых лет, стоит не забывать, что мир не стоит на месте и многие устои не имеют актуальности для тех же подростков. Произведения в школьной программе не делают жизнь лучше, а ребенка умнее, так же как и преуменьшение их проблем. Думаю, что стоит просто стараться жить вместе с детьми в их время и быть рядом. Давать советы, но, когда это нужно. Помнить, что каждый человек, в абсолютно любом возрасте, имеет право на выражение своего мнения, на слово "нет" и на проживание любой проблемы так, как хочется конкретно ему.
Дети также дискриминируют взрослых, считая их "отсталыми" и "не в тренде". Понятно, что родители, особенно дедушки и бабушки, далеки от того пласта культуры, который волнует молодежь. Они не так быстро принимают новшества, тяжело ладят с технологиями и пугаются многих прогрессивных моментов. Просто стоит набраться чуть больше терпения и помочь им справиться с "этим страшным новым". Со взрослыми и правда трудно, но и им тоже. Об этом не стоит забывать.
Визуальная составляющая
Помимо удачно подобранного черного зала, декорации погружают зрителей в постапокалиптический мир. Темные цвета, таймер с обратным отсчетом, неоновые полосы, мусорные мешки, странное растение, прозрачные платформы — все это окунает в ощущение будущего и мрачного времени. Очень впечатлили звуковые сопровождения и разбросанные буквы, выведенные проектором. Эта постановка показалась автору рецензии современным искусством, которое хочется понимать, рассматривать и запоминать.
Артисты лаконично вписываются в происходящее. Каждый герой одет под стать своим характеру и нуждам, например огромный комбинезон, в который влезают бинокль, рация, пряники и все необходимые дедушке вещи. Или черные толстовки, капюшоны, кепка — Пашка и мама Наташи не хотели, чтобы их заметили, они сохраняли тайну даже для самих себя, поэтому такая маскировка помогла им чувствовать себя безопаснее. Девочки выглядят экспрессивно и вызывающе, их одежда привлекает внимание и указывает на внутренние расстройства.
"Почему так много мусора?"
Такое понятие как "мусор" использовано в постановке по-разному. Например, при просмотре зрители слышат звуки дождя и раскатов грома, видят зонтики у героев, а также наблюдают, как девочки раскидывают повсюду куски черных пакетов. Современный мир тонет во множестве отходов, пластика, пакетов и проблема с экологией считается одной из глобальных и щепетильных тем. Таким образом, можно предположить, что бросание мусором и демонстрация каждого предмета в виде кусочков черных мешков, означает засорение окружающей среды и появление природных катаклизмов.
Если рассматривать сцену подруг у Майи в комнате, то можно увидеть, как девочки перенасыщаются новостной лентой. Они произносят разные заголовки громко, быстро и не всегда понятно. Они кричат, не могут остановиться и будто сходят с ума. Сейчас нас мы находимся в большом количестве информации, на которую нет блока и психика не всегда готова этому. Стоит начать искать баланс между полным провалом в информацию и полноценным отдыхом. Сцена с дедушкой и кроссвордом указывает на проблему того, что новых, выдуманных слов на каждое действие слишком много и запомнить их почти невозможно.
Заключение
По мнению автора рецензии, эта постановка создана для того, чтобы ее смотрели всей семьей. Она прекрасно подойдет для обсуждения или небольшого психотерапевтического процесса. "Песочница с вайфаем в космосе" пропитана трепетом и нежностью к такой профессии, как родитель, несмотря на негативные или мрачноватые сцены, каждая из них оканчивается легко, смешно и трогательно. Взрослые — не монстры, как и дети. Все мы просто люди со своими "тараканами" в голове. Помимо темы про родителей и детей, спектакль поднимает глобальные проблемы на уровне технологий, экологии и избавления от культурного наследия.
Самый важный вывод, который удалось сделать, это то, что нужно уметь разговаривать и делать это часто. Важно уметь слушать и договариваться, а также заботиться и стараться понять сторону каждого. И, конечно же, необходимо помнить, что все мы очень разные и не стоит требовать или лепить из другого человека то, что хочется конкретно тебе.
Спектакль "Песочница с вайфаем в космосе". Фото: пресс-служба Чехов-центра