Атака дронов на воинскую часть в Иркутской области - что известно к этому часу
01:05
Вахта Победы: Забайкальцы направили все силы на завершение весеннего сева
1 июня, 23:00
В Южно-Сахалинске открыли сезон летнего отдыха для детей
1 июня, 18:07
Солнце и дожди — прогноз погоды на Сахалине и Курилах на неделю
1 июня, 17:00
На Сахалине растет интерес к гастротуризму: чем регион привлекает гостей
1 июня, 14:30
"Росгосстрах" удостоен премии Сравни в номинации "Страхование ипотеки года"
1 июня, 14:25
Лучшие фотографии Сахалина и Курил за неделю
1 июня, 14:00
Поддержка инвалидов и ремонт дорог: хроника послевоенного времени в Якутии
1 июня, 13:15
Вахта Победы: жители Хабаровского края трудятся в полях и на заводах на благо Родины
1 июня, 12:30
Неделя с SakhalinMedia: ненужные квоты, новый мэр и кровавое прошлое
1 июня, 12:25
Победителя в конкурсе "Рыба моей мечты-Вишневый лосось" определили на Сахалине
1 июня, 11:04
Вахта Победы: нефтяницы Сахалина бьют рекорды, а у колхозов недельные простои
1 июня, 11:00
Девять человек тушили дачный дом в Охе
1 июня, 10:50
"Ростелеком" делится советами для родителей ко Дню защиты детей
1 июня, 09:00
Новые законы июня: что изменится в жизни россиян в начале лета 2025 года
1 июня, 00:00

"Быть целостным": нивхский художник Федор Мыгун рассказал о творческом пути на Сахалине

Лекция "Путь нивхского художника" состоялась в рамках проекта "Сахалинский ЭтноЛекторий" (ФОТО)
Лекция "Путь нивхского художника" ИА SakhalinMedia
Лекция "Путь нивхского художника"
Фото: ИА SakhalinMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Как известно, творчество является проводником в познании культур разных столетий и народов. С помощью различных его проявлений и форм художники передают будущим поколениям ценные знания и историю своего времени. В Сахалинской области сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов отведена особая роль. Региональные художественные и краеведческие музеи на протяжении многих лет знакомят современного человека с уникальными традициями нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев, помогая ему наследовать историю своего края. 

9 августа в Южно-Сахалинске прошла лекция (6+) известного нивхского художника Федора Мыгуна, который рассказал о направлениях своего творчества и пути сохранения культурной идентичности своего народа в современных реалиях. Мероприятие состоялось в рамках проекта "Сахалинский ЭтноЛекторий", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

— Эта лекция, в отличие от всех других, по-своему уникальна и интересна, потому что она представляет нам все то, за что мы больше всего любим этнографию. За ее человеческое измерение, за приближенность к настоящей жизни. За то, как мы видим и представляем мир в этнографическом аспекте, — обратилась к присутствующим заведующая научно-редакционным отделом краеведческого музея Юлия Дин.

Федор Мыгун родом из Николаевского района Хабаровского края. В 1980 году он окончил Некрасовскую среднюю школу-интернат. Как рассказал художник, впервые о принадлежности к культурному этносу он задумался будучи восьмиклассником. 

— В 8 классе, когда я проходил медкомиссию, мне задали простой вопрос: "Какой у тебя родной язык?". Естественно, я подумал, что раз я нивх, то мой родной язык — нивхский. Но мне сказали, что поскольку я живу в России, то и язык мой русский. Это меня по-своему задело. С этого момента я начал более осмысленно задумываться о том, что принадлежу к конкретному этносу, что мне надо глубже обдумать вопрос самосознания. Быть целостным — ни казаться, ни выглядеть, а именно быть, — подчеркнул Федор Сергеевич.

Федор Мыгун

Федор Мыгун. Фото: Фото: ИА SakhalinMedia

Вплоть до 1987 года он учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области. Выпустившись из учебного заведения, Федор Мыгун начал работать преподавателем в детской художественной школе села Некрасовка Хабаровского края, а затем перебрался на Сахалин. Здесь начался его путь сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов островного региона.

В 1997 году Федор Сергеевич поступил в Сахалинский государственный университет на специальность "Учитель технологии и предпринимательства". По его окончании стал одним из учредителей Охинской местной общественной организации "Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера "Кыхкых". С 2006 года работал корреспондентом и редактором нивхской газеты "Нивх Диф" (16+). Сейчас он — ведущий методист отдела музейных проектов Сахалинского областного краеведческого музея.

Параллельно с работой Федор Мыгун беспрестанно развивал свое художественное мастерство. Самым значительным для него стало изучение орнамента — древнейшего способа графической фиксации информации у нивхов. Выбор этого направления положил начало переосмыслению традиционности декоративно-прикладного искусства своего народа. Художник задумался о необходимости приспособить собственное творчество к современным реалиям, при этом сохранив его культурную идентичность.

Когда начал вырезать, я стал предлагать еще и роспись по дереву. К сожалению, эту идею не восприняли, сказали, что это нетрадиционно. На мой взгляд, традиционное как раз таки нужно приспособить к современному. Мы живем сегодня, наш народ живет сегодня, поэтому культура тоже должна присутствовать в этом процессе, — подчеркнул Федор Мыгун.

Свои идеи и мысли нивхский художник выражает по-разному. Так, гостям мероприятия он продемонстрировал созданные в разное время уникальные культурно-бытовые предметы из дерева (резные ложки, блюда различной формы, шкатулку), украшенные орнаментом. В своих узорах Федор Мыгун передает традиционные нивхские мотивы — изображения лент, лебедя, медведя и рыб. Помимо резьбы и росписи по дереву он развивается и в изобразительном искусстве. Основным направлением мастера являются контурные рисунки, однако в его планах освоить живопись маслом и акварелью. 

1 / 3

По мнению Федора Мыгуна, с помощью творчества художник пытается что-то донести до людей, рассказать им о своих мыслях. Оно, своего рода, язык общения, поэтому важно постоянно развиваться и создавать нечто новое. Тем не менее, прежде, чем что-то делать, необходимо изучать культуру и историю, относиться к ним с уважением. Стать причастным к искусству можно лишь поняв внутренний мир своего народа. 

— Культура любого народа существует и продолжает свою жизнь. Она не застыла в какой-то единой форме, в которую была обличена 100-150 лет назад. Сейчас она другая. Можно сказать, что традиционная культура застывает только тогда, когда народ вымирает. На примере Федора Сергеевича мы видим, что жизнь продолжается. Это и другая форма, другие способы выражения своего мировоззрения. Он делает все, чтобы сохранить культуру своего народа, продолжить ее дальше, для своих потомков, — заключила Юлия Дин.

229271
64
43