Бурное развитие водородных технологий во всем мире вызывает целый ряд вопросов: от необходимости России максимально ускориться в попытке догнать и перегнать страны, наиболее успешные в данном направлении, до полного отказа России от водорода как неперспективного энергоносителя при наличии у нее больших запасов углеводородов. За последние несколько лет спрос на водородные технологии вырос в несколько раз и не собирается останавливаться.
Одно из наиболее развитых направлений применения водорода в мире — водородный транспорт. Россия активно развивает проекты водородного транспорта на Дальнем Востоке. Крупнейшие российские компании ведут работу по проектированию и реализации комплексного водородного проекта на Сахалине, в рамках которого планируется строительство и внедрение водородной транспортной инфраструктуры для автомобильного и железнодорожного транспорта. Для развития и апробации водородных технологий при поддержке государства на Сахалине создается специализированный полигон. Особенности российского водородного транспортного сектора на Дальнем Востоке и будущее водородного транспорта в России в условиях ограничения импорта технологий обсудили на одной из сессий Восточного экономического форума (16+), сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
— Присутствуют неопределенность и спекуляция, но не стоит поддаваться лозунгу и хайпу, ведь ответ очевиден — догнать потом будет невозможно. Однако не надо сейчас, забыв все, поддаваться эйфории, и считать, что водородная энергетика поменяет мир. Скорее всего, реальная динамика будет ниже ожидаемой. Мы оказываемся в положении в обострении энергетической повестки с 2022 года. В 2021 году делали фокус на "голубой" водород с переводом в зеленый, рассчитывали на корейский и японский рынки, но теперь они закрыты. Водородная повестка сохранилась, и водород займет свое место к 2050 году — приблизительно до 10%. На мой взгляд, чтобы оставаться в повестке, необходимо сместить фокус на вопрос апробации технологий — нужно использовать потенциал внутреннего рынка для апробации. Смещается фокус и на внутреннее потребление — на государственные субсидии смогут рассчитывать погрузчики и коммерческий транспорт. При этом фокусироваться необходимо и на автономные источники энергообеспечения, представлять траектории и эволюцию технологии на ближайшие 15 лет, — объяснил первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин.
Прагматичный подход в сфере водородной энергетики показала компания "Русатом", на взгляд руководства которой, сегмент остается наиболее сложным из-за комплексного развития транспорта и инфраструктуры. Однако у водородного транспорта есть свои преимущества, а именно безуглеродность и возможность выходить на более длительные маршруты — 550 км без заправки топливом.
— Мы фокусируемся на российских технологиях и вкладываем 80-85% средств из всех, что вкладываются в водородные технологии — это в основном производство и хранение водорода. Отмечу, что проект водородных заправок железнодорожного сообщения является одним из экспериментальных и передовых. На Сахалине планируется запустить 2 заправочных комплекса. Работает над увеличением мощности, заправочный комплекс на половину российский, — рассказал президент "Русатом Оверсиз" Евгений Пакерманов.
Евгений Пакерманов. Фото: ИА SakhalinMedia
Если говорить о безопасности водородного сектора, то в современных условиях есть три способа транспортировки:
- трубчатый прицеп высокого давления, но есть опасность взрыва, путь спасения — контроль температуры;
- перевозка жидкого водорода — нельзя полностью изолировать, но без открытого огня опасности не будет;
- трубопровод — если трубы изготовлены из марганцевой или никелевой стали могут подвергнуться коррозии, однако алюминий не так подвержен урону от водорода.
— В настоящее время проблема энергоемкости и безопасности еще до конца не решена. Перевозка на дальние расстояния пока не возможна. Такие проблемы уже решены с доставкой аммиака ввиду большей простоты. Надо сказать, что 10 млн тонн спроса Китая на водород — аммиак. Таким образом, интеграция водорода и аммиака может стать ответом на сложности перевозки, — добавил генеральный директор ООО "Гэчжоуба Русс" Сун Лян.
Сун Лян. Фото: ИА SakhalinMedia
В ходе обсуждения китайская компания предложила инвестировать деньги в более чем 30 проектов водородной энергетики в России. Причем на данный момент обсуждается работа в водородной отрасли в Сахалинской области.
— Считаю, что выбранный акцент на два направления — экспорт и внутреннее потребление — является правильно выбранной стратегией. Сегодня мы ей следуем, всех участников водородного рынка призываем встраиваться в этот процесс. Со своей стороны готовы организовать полигоны, отрабатывать задачи с конкретными заказчиками. Сегодня отрабатываем совместно с "Камазом" вопрос заправочного комплекса для больших автомобилей на базе нашего полигона, чтобы тестирование можно было проводить на конкретном транспорте. Большой потенциал перехода на водородные технологии есть и в сфере ЖКХ, в этом направлении также ведутся переговоры, — рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.