В 1945 году для открытия аэропорта на Сахалине в город Тойохара (с 1947 года Южно-Сахалинск) были направлены авиационные специалисты Дальневосточного управления Гражданского Воздушного Флота капитан ГВФ Бичун и старший лейтенант ГВФ Полозов, последний был назначен начальником аэропорта. Аэропорт связал воздушными трассами Южно-Сахалинскую область с Хабаровском, Александровском-Сахалинским, Охой и Курильскими островами. Для организации авиаперевозок на территории аэродрома в двухэтажном здании была открыта билетная касса и ресторан. В аэропорту организовали специальные службы для обслуживания перелетов и авиатехники, сообщает ИА SakhalinMedia.
По приказу начальника Дальневосточного территориального управления ДВТУ ГВФ на базе аэропорта "Южно-Сахалинск" и авиазвена 198-го лётного отряда (Хабаровск), состоявшего из прикомандированных лётных экипажей и трёх самолётов Ли-2, произошло объединение лётных подразделений ГВФ. В оперативное подчинение командира 198 ЛО вошли аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области (Александровск-Сахалинский, Оха, Кировское, Шахтерск, Ноглики, Виахту, Трамбаус, Рыбновск и другие). На базе авиазвеньев самолётов Ли-2 (Южно-Сахалинск) и По-2 (Александровск-Сахалинский, Кировское и Оха) в Сахалинской области 15 июня 1947 года был создан 38-й авиатранспортный отряд ГВФ СССР, первым командиром которого был назначен М.И. Приходовский.
В 1948 году начальником аэропорта стал Иван Семенович Лавров, а в 1951-м В. Г. Хандожко. В то время аэродром "Южно-Сахалинск" был подготовлен к приему самолетов Ил-12, благодаря чему появилась возможность выполнять пассажирские перевозки из Южно-Сахалинска в Москву. Полётное время составляло около 28 часов. Полёт выполнялся по маршруту Южно-Сахалинск — Хабаровск — Магдагачи — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Свердловск — Казань — Москва с дозаправками ГСМ и техническим обслуживанием после посадки в каждом аэропорту.
6 октября в 1806 году экспедиция Хвостова посетила селение Кусюнкотан (Томари-Анива), важнейший рыболовный промысел японцев на Сахалине
6 октября 1806 года русский бриг бросил якорь в заливе Анива, часть экипажа высадилась на берег и посетила селение Кусюнкотан (по русским источникам — Томари-Анива), которое являлось важнейшим рыболовным промыслом японцев на Сахалине. 8 октября Н.А. Хвостов провозгласил Сахалин владением России.

поселок Охотск, Сахалинская область. Фото: Фото: baikalvisa.ru
Вот как описывает эту церемонию сам командир "Юноны":
"В 8-мь часов пополуночи отправились на двух судах я, лейтенант Карпинский и корабельный подмастерье Корекин к тому же селению, подъезжая к берегу подняли на шлюпке военный, а на баркасе купецкий флаг; добрые аины встретили суда уже в большем числе и присели на колени, когда мы вышли на берег, старались объяснить кое-какими словами, что мы россияне и друзья их; я приказал на берегу поставить флагшток, на котором подняли оба флага как военный, так и коммерческий. Показывая на судно, одарил всех платками и разными безделицами, на старшину селения надел лучшие капот и медаль на владимирской ленте при троекратном из шести ружей выстреле, с судна на каждый залп из одной пушки. Здесь должно заметить, что ружейная стрельба не произвела на аинов ни малого страха, но когда увидели огонь и звук пушек, то ужаснулись и приклонили головы. Старшине при медали дал лист на котором написано:
"1806 года октября дня 4-го. Российский фрегат "Юнона" под начальством флота лейтенанта Хвостова, в знак принятия острова Сахалина и жителей оного под всемилостивейшее покровительство российского императора Александра I, старшине селения, лежащего на восточной стороне губы Анивы, пожалована серебряная медаль на владимирской ленте. Всякое другое приходящее судно как российское, так и иностранное просим старшину сего признавать за российского подданного".
После этого российские моряки разорили все найденные ими на берегу залива Анива японские магазины и фактории, захватили в плен четверых японцев. Находившиеся на японских складах товары были частично захвачены (всего на "Юнону" было погружено до 1000 пудов риса, до 100 пудов соли, а также невода, посуда, другие предметы), частично по предложению Н.А. Хвостова разграблены айнами. Затем все японские постройки и запасы строевого леса были сожжены. 16 октября "Юнона" покинула залив Анива и отправилась на Камчатку, где соединилась с тендером "Авось" под командованием мичмана Г.И. Давыдова.
6 октября в 1986 году на Сахалине был установлен обелиск в честь 40-летия Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией
Обелиск в честь 40-летия победы установлен в городе Углегорске на месте братской могилы 1945 года на берегу моря. Открытие памятника состоялось в День Советской Конституции — 6 октября 1986 года.
Памятник представляет собой изображение двух клинков — пилонов, соединенных массивным объемом кубической формы, на лицевой стороне которого помещена дата "1945". С южной стороны — табличка с текстом "Воинам-десантникам Советской Армии, освобождавшим наш город от японских захватчиков", с северной — изображение пятиконечной звезды с лавровой ветвью и надпись "Слава героям!". Пилоны облицованы плиткой. Памятник установлен на трехуровневом стилобате. Авторы проекта — художник В. Н. Борисов и архитектор В. Кривоносов.
_______________________________
airportus.ru/
archaeologysakhalin.ru
См.: Самарин И. А. Памятники воинской славы Сахалинской области. — Южно-Сахалинск, 2010. — С. 79: фот.; Обелиск воинской славы/фот. Г. Репухова //Ленин, слово (Углегорск). — 1986. — 7окт.; http://pobeda.aclmsakhalin.ru/book.memorial.data.php?uid=1926