Преподавание очень тонкий процесс. Задача учителя — выстроить доверительные отношения с учащимися, вовлечь их в образовательный процесс и создать все условия для того, чтобы их пребывание в учебном заведении было комфортным и разнообразным. Немаловажным аспектом является также помощь в профессиональном самоопределении.
Зачастую школьники, обучающиеся в старших классах, не могут определиться с будущей профессией, поэтому здесь учитель может выступить в роли наставника: указать подростку на его сильные стороны и рассказать про специальности, в которых он мог бы себя попробовать. Так, например, в нескольких школах областного центра созданы педагогические классы, обучаясь в которых ученик может решить для себя подходит ли ему профессия учителя, может ли он в ней состояться.
Образовательный процесс не стоит на месте, педагоги стараются идти в ногу с современностью и совершенствовать методы преподавания — такого мнения придерживается директор школы №13 Южно-Сахалинска Елена Мишенкова. В разговоре с корр. ИА SakhalinMedia она рассказала про то, как выстроена работа с учениками педагогических классов, которых в учебном заведении два, и какие дисциплины изучают ребята.
В школе №13 ученики педклассов обучаются классической педагогике: узнают, что такое урок, почему занятие должно соответствовать определенным стандартам, каким должен быть педагог. Более того, взрослые не поспевают за подростками, поэтому обучение — обоюдный процесс, в ходе которого и школьники, и учителя обмениваются идеями и мнениями, отметила Елена Мишенкова:
Если раньше преподавание строилось на концепции развития всесторонне развитой, гармоничной личности, то сегодня, оно, в первую очередь, направлено на развитие современных компетенций, не отстающих от впереди идущих.
Прежде спектр педагогических специальностей был ограниченным — учитель, замдиректора, директор — сейчас же он намного обширнее. Востребованными в школах специалистами являются логопеды, ассистенты, тьюторы и многие другие. Эти профессии, по мнению Елены Мишенковой, глубоко педагогические, они нужны сейчас и будут нужны дальше, поэтому образовательный процесс необходимо выстроить так, чтобы школьники смогли увидеть разные стороны преподавания.
Дисциплин предпрофессиональной подготовки в школе №13 четыре. В их число входят этика и культура общения, где ученики осознают свои стремления с точки зрения культуры речи, углубленное изучение литературы, направленное на развитие кругозора, введение в профессию. Последним разделом является курс "познай самого себя" — психология рефлексии, когда дети проходят тренинги и думают, насколько они хотят быть учителем, их ли это профессия.
Кроме того, на базе Сахалинского государственного университета, который является партнером учебного заведения, будущие учителя осваивают и узкие педспециальности.
— Мы понимаем, что в любой профессии есть люди, которые осознают, что это дело им не подходит. Поэтому такие процессы мы организуем как раз для того, чтобы в специальность они пришли четко и осознанно. Плюс у нас большая семидесятичасовая программа педагогических проб, — подчеркнула директор.
Елена Мишенкова. Фото: ИА SakhalinMedia
Также Елена Мишенкова рассказала, что стандарт старшей школы подразумевает понятие образовательное событие. Раньше его формировал учитель — ставил задачу, которую необходимо выполнить, сейчас же эта обязанность возложена и на детей.
Руководитель школы №13 привела в пример День ситцевых платьев, инициаторами проведения которого выступили школьники. Идея события — обратить внимание на красоту и элегантность девочек. Оба педкласса приходят в платьях, к ним присоединяются учителя, а затем и другие ученики. Или, например, День домашних тапочек, несущий в себе смысл "в школе как дома": также комфортно и уютно.
Главная задача учащихся — определить цель, объяснить необходимость проведения того или иного мероприятия, а педагога — предоставить возможность его реализовать. "Вот, казалось бы, такая бытовая штука, но она несет глубокую воспитательную функцию, познавательную и образовательную".
С одной стороны, это системно-деятельный подход в образовании, с другой — очень практико-ориентированный, уходящий от шаблонов, простыми словами — современный подход. Также в школе №13 для учеников педклассов действует такая зачетная единица, как медиапродукт.
— Учитель должен уметь себя презентовать. Он, фактически, актер очень маленького театра под названием школа, класс. Мы волнуемся, не всегда готовы говорить на большую аудиторию, иногда легче говорить на камеру. У детей зачетная единица — это медиапродукт. Играет технология "круговая порука": нет медиапродукта, зачета нет всем. Хочешь ты или нет, в зачетной единице ты все равно участвуешь. То есть ты можешь быть как участником, инициатором, так и наблюдателем, — рассказала Елена.
Педагогические классы выполняют функцию адаптации школьников к будущей профессии. Используя разнообразные инструменты и подходы, учителя прививают детям осознание педагогических целей и задач. Важно совершенствовать процесс обучения, иметь открытый диалог с учениками и помогать им в развитии своих навыков.