Воспитание подрастающего поколения сегодня остается одной из важнейших задач общества. В образовательных учреждениях Сахалинской области педагоги и опытные наставники прививают молодежи любовь к своей Родине, воспитывают в юных сахалинцах чувство патриотизма. Вместе с тем, в современных реалиях в образовательный процесс школьников и студентов вошли нестандартные, если так можно сказать, методы воспитания и формирования личности в соответствии с традиционными культурно-нравственными принципами России. К ним можно отнести воспитание подрастающего поколения посредством искусства, которое помогает наглядно и более правильно понять окружающую действительность. Какое место искусство занимает в воспитании современной молодежи, и как культурные уроки помогают развивать творческую сторону личности, постарался разобраться корр. ИА SakhalinMedia.
— Любовь к искусству подрастающему поколению необходимо прививать и сегодня, и всегда. Это очень важно. Искусство — важная часть человеческой цивилизации и культуры, в частности. Искусство существовало всегда. Об этом говорят нам археологические раскопки, видимо, человек не может жить без искусства, хотя, может быть, и не осознает этого. Знакомство с произведениями искусства — это не только расширение кругозора и повышение уровня эрудиции, это приобретение знаний о той части человеческой истории и культуры, которая, вызывая эмоции, помогает понять суть поступков людей, явления окружающего мира с помощью визуальных, звуковых образов. Изобразительное искусство создает художественные образы самостоятельные, возникшие в воображении художника, и образы, иллюстрирующие литературные тексты. То и другое рождается из впечатлений об окружающей жизни, из знаний, полученные благодаря системе образования и самообразованию. То есть из ряда увиденных и заученных образов рождаются новые — это и есть творчество. Молодые люди часто стеснительны, боятся знакомиться, общаться с людьми разных возрастов и даже со сверстниками. Хотят быть интересными, привлекательными людьми, чтобы к ним тянулись люди. Знания в области искусства помогают начать разговор с человеком любого возраста и положения, — отметила в разговоре с ИА SakhalinMedia заведующая научно-экспозиционным отделом Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова.
Восприятие произведений искусства способно расширить и углубить духовный мир человека, сформировать у него богатый спектр чувств и переживаний. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения искусства и школьником, который дает творческую оценку реальности, полагаясь на свое мироощущение.
— Музыка, живопись, кино и театр украшают нашу жизнь. И не секрет, что искусство дарит человеку мгновения радости, вдохновляет, учит думать, развивает воображение. Дети берут пример со взрослых, поэтому именно в этом возрасте происходит формирование личности, социально-приемлемые нравственные ориентиры. Занятия творчеством благоприятно влияют на интеллектуальный потенциал, способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе. Встреча с искусством происходит в самом раннем возрасте, когда на сказочном материале, детских песенках, первых рисунках дети учатся отличать радость от грусти, зло от добра, прекрасное от безобразного, учатся сопереживать. Развивается чувство уважения к национальным традициям, культуре, изобразительному искусству, уважение к старшему поколению, любви к родной природе. И чем раньше ребенок начинает познавать мир искусства, тем быстрее у него выработается особенная чувствительность к гармонии и красоте, развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание. Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем и, как элемент культуры, помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира, — разъяснила в ходе беседы с ИА SakhalinMedia министр культуры и архивного дела Сахалинской области Нонна Лаврик.
Нонна Лаврик. Фото: пресс-служба министерства культуры и архивного дела Сахалинской области
Проектная деятельность в последнее время стала неотъемлемой частью любого образовательного процесса. Культурное просвещение подрастающего поколения возможно через художественные выставки и творческие мероприятия, и учреждения культуры Сахалинской области в этом направлении работают очень успешно. В рамках государственной программы "Развитие сферы культуры в Сахалинской области" реализуется проект "Творческая одаренность", благодаря которому в области действует многоуровневая система исполнительских конкурсов и фестивалей для обучающихся ДШИ региона, регулярно проводятся мастер‐классы и семинары мастеров искусств, преподавателей ведущих вузов России.
В островном регионе созданы и более 20 лет функционируют областные учебно-творческие лаборатории:
- Сахалинский детский симфонический оркестр;
- Сахалинский сводный оркестр русских народных инструментов;
- Сахалинский детский сводный хор;
- лаборатория современной хореографии "Я — движение" для одаренных детей Сахалинской области и их преподавателей, главной задачей которых является создание условий для развития одаренных детей Сахалинской области и расширение возможностей их профессиональной самореализации.
— В целях демонстрации достижений участников проекта "Творческая одаренность", активизации культурно-просветительской и творческой деятельности детей и молодежи сформирован огромный художественный фонд учебных и творческих работ. Сформированные коллекции ежегодно пополняются новыми детскими шедеврами и ежемесячно демонстрируются как посредством передвижных выставок, так и с помощью официальных сайтов учреждений культуры и соцсетей. Второй год подряд у нас реализуется региональный проект исполнительского мастерства преподавателей школ искусств "Музыкальный вернисаж", многие из которых вчерашние студенты. Благодаря таким концертным мероприятиям не только популяризируется академическое музыкальное искусство, но и ученики имеют возможность увидеть и услышать своих преподавателей в качестве исполнителей. В нашем регионе сегодня проводится огромное количество конкурсов разной направленности для самореализации молодежи. Хочется пожелать ребятам пробовать свои силы во всех проектах, в которых они могут заявить о себе. О своих талантах, — рассказала Нонна Лаврик.
Одним из таких мероприятий стала художественно-образовательный выставочный проект в Сахалинском областном художественном музее "Оригинал. Копия. Подделка?" (6+), который поможет зрителям молодого поколения понять, что представляет собой копия произведения искусства в ее традиционном и историческом значении. На выставке представлено свыше 125 произведений из фондов Радищевского музея и 6 произведений из фондов Сахалинского областного художественного музея, представляющих западноевропейскую живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство эпохи барокко (XVI — XX вв.). Она рассказывает о становлении видов и жанров живописи, о то, как художники учатся друг у друга, совершенствуя навыки и таланты, и о том, как знания в области изобразительного искусства помогают распознать подлинное произведения от поддельного, узнать руку мастера и неумелого подражателя.
— Наблюдая творчество других, человек может узнать не только много нового об окружающем мире, но и расширить круг собственных интересов, которые оторвут его от быта, повседневного круговорота, от которого у людей возникает усталость не только и не столько физическая, сколько психологическая. Скорее всего, молодые люди не задумываются об этой пользе искусства, но взрослые должны приобщать их не только к быту, который способен утомить однообразием. Они должны показать детям все разнообразие жизни, ее самые прекрасные стороны. Искусство помогает человеку отдыхать душой, узнавать себя, заставляет размышлять, — добавила Ирина Малькова.