Большое количество информации человек получает через книги, научные статьи и документальные фильмы. Читая чье-то исследование, мы замечаем, как часто автор ссылается на множество других источников, либо делает врезки цитат, состоящие, порой, из целых абзацев. Создание любого труда — это кропотливая работа, требующая глубокого изучения первоисточников, умения вычленить из них самое необходимое и подать это в комфортном для читателя виде.
За сбором, сохранностью и систематизацией архивных документов отвечает архивист. Этот специалист может оказать помощь в поиске ценных материалов, направить человека и его будущее исследование по новому пути. С архивистами мы малознакомы — специальность очень узкая — а причины выбора ими данной профессии для некоторых и вовсе остаются загадкой, потому что "слишком скучно".
Южно-Сахалинск 14 ноября посетил директор Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ), доктор исторических наук Валентин Смирнов. В честь празднования 85-летия Государственной архивной службы Сахалинской области он провел встречу, во время которой уделил внимание выбору своего жизненного призвания, рассказал о работе в сфере патриотического воспитания молодежи, и длинном пути к той ступени, на которую ему удалось подняться, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Мечта стать моряком появилась у него еще в 8 классе, однако, имея все возможности поступить в профильное учебное заведение, юный Валентин Смирнов принял решение остаться в школе и не пожалел, потому что учеба в старших классах оказалась интересной и насыщенной событиями. Чуть позже старшеклассников посетили курсанты военно-морского училища имени Фрунзе и рассказали о повседневной жизни в высшем учебном заведении. Тогда же Валентин Смирнов принял твердое решение о своем дальнейшем жизненном пути.
При поступлении в военно-морское училище молодым людям необходимо было заполнить анкеты, содержащие биографические факты. Один из удивительных случаев, упомянутых Валентином Смирновым, касался его товарища. Несмотря на то, что 17-летний парень имел высокий средний балл, комиссия отказалась принимать его в училище, поскольку тот не смог документально подтвердить факт службы его отца в военные годы партизаном в Бельгии.
Валентин Смирнов. Фото: ИА SakhalinMedia
Валентин Смирнов учился на гидрографическом факультете — одной из узких специальностей Военно-Морского Флота, предназначенной для изучения океанов и морей. Пройдя присягу, молодой человек начал постепенно осознавать свои амбиции и желания, делать уверенные шаги к достижению намеченных целей. После второго года обучения принял участие в морском походе от Кронштадта вокруг Кольского полуострова с приходом в Архангельск, получив за это ценную медаль.
Училище Валентин Смирнов окончил в 1979 году, тогда же Правительство СССР заключило договор о сотрудничестве с рядом развивающихся стран, в том числе с Африкой. Было создано две экспедиции: №11 в Севастополе, в которую попал Валентин Смирнов, и №9 в Балтийске. Через год после прибытия в Севастополь 68 участников экспедиции №11 отправились в Эфиопию на океанографическом судне "Василий Головнин", где занялись прибрежным промером и созданием карт.
Наша страна настояла на том, что сотрудничество имеет для нас, в первую очередь, военно-патриотическое значение. Наши экспедиции искали там [в Африке — прим. ред.] нефть, а мы ездили изучать акватории в близлежащих водах, делать карты, измерять соответствующие метеорологические параметры для того, чтобы использовать все это в интересах Военно-Морского Флота, — рассказал руководитель РГАВМФ.
Чуть позже встал вопрос о закрытии экспедиции из-за разразившейся эпидемии гепатита и, как следствие, высылки домой двадцати пяти заразившихся. Команда осталась без офицеров и мичманов, катеров было больше, чем людей, которые могли на них работать. Затем в экспедицию набрали еще немного людей, кого-то прислали, поэтому работы благополучно продолжились. Как рассказал Валентин Смирнов, всего за свое пребывание в Африке он сделал 15 тысяч км промера.
По окончании экспедиции будущий ученый писал проект лоции Красного моря в Центральной картографической фабрике ВМФ, подавал свою кандидатуру на участие в кругосветном плавании вокруг Антарктиды, в чем ему было отказано по причине "негодности к работе в стране с влажным климатом". Около года Валентин Смирнов работал в экспедиции между Николаевым и Очаковым, где производил замеры для активно строящихся в те годы авианесущих крейсеров на Черноморском судостроительном заводе, а затем в течение двух лет командовал гидрографической партией.
Встреча с директором РГАВМФ Валентином Смирновым. Фото: ИА SakhalinMedia
В начале 1876 года уже состоявшийся гидрограф принял решение сменить профиль своей работы и переместиться в Ленинградское мореходное училище на должность командира флота. Тогда продолжалась война в Афганистане, а Правительство приняло решение снять отсрочку от призыва молодых людей, которые учились в среднеспециальных учебных заведениях. "Я пришел в роту, в которой было 33 человека бывших десятиклассников. Полгода назад их было 90 человек — 57 призвали. Еще через полгода осталось всего 9 человек".
Руководство Военно-Морского Флота приняло решение сменить систему обучения. С лета 1986 года на учебу стали принимать юношей после 8 класса, с ними и работал Валентин Смирнов. Всего через его руки прошли порядка 1 тысячи курсантов, которые потом получили гражданскую специальность:
Хочу сказать, что когда тебе звонит твой бывший курсант откуда-то из Индии, будучи капитаном какого-то крупнотоннажного судна и поздравляет тебя с днем рождения, безусловно, это приятно. А когда другой курсант ныне возглавляет один из ключевых комитетов в Совете Федераций, это тоже приятно.
Служба в учебном заведении сподвигла Валентина Смирнова погрузиться в занятия военно-морской историей. Дело в том, что со своими курсантами он проводил большую военно-патриотическую работу. При подготовке ко всяким лекциям и дискуссиям он изучал огромное количество профильных материалов, постепенно пробуждая в себе интерес к профессии историка-архивиста.
В 1993 году он занял должность начальника строевого отдела, а в 1994 году написал для училища программу военно-патриотического воспитания курсантов морского колледжа, рассчитанную на весь период обучения. Эту программу, состоящую из лекций, бесед с молодыми людьми, шлюпочных походов до Санкт-Петербурга и посещения музеев, Валентин Смирнов старался претворять в жизнь, воздействуя, тем самым, на своих подчиненных.
В 1995 году произошел побудительный толчок к действию. На праздновании 300-летия Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге Валентин Смирнов встретился с человеком, который предложил ему написать диссертацию и получить степень доктора наук, на что первый согласился. Ученый вспоминает: "Через 3 года и 4 месяца я защитил диссертацию в Санкт-Петербургском Институте истории Российской академии наук. Тогда я параллельно служил [в морской академии имени Макарова — прим. ред.], поэтому после работы ехал в свой архив, которым я сейчас командую и в который пришел первый раз в 1995 году. Соответственно, [на подготовку — прим. ред.] у меня оставался всего час, за это время я старался успевать делать какие-то вырезки, листал документы и шел домой. Выходные я проводил в Российской национальной библиотеке".
Чуть позже Валентин Смирнов ощутил, что достиг служебного тупика. В 42 года он решил вернуться в гидрографию в Центральную картографическую фабрику ВМФ, где с должности старшего помощника вечерних отделов 3-го ранга довольно быстро поднялся до капитана 1-го ранга. В его обязанность входила, как с иронией отметил ученый, "картографическая разведка". За время работы на командных должностях он написал книгу об истории морского картопроизводства в России в конце 19-20 веков, участвовал в различных конференциях, ездил в экспедиции.
Валентин Смирнов. Фото: ИА SakhalinMedia
Из Центрального производства Валентин Смирнов перевелся служить в Управление морской авиации ВМФ, где занимался планированием исследований в Мировом океане. После увольнения в запас отправился трудиться в университет, в котором начался его длинный путь в поисках своего признания. В течение 5 лет он занимался переизданием сборника собраний Михаила Ломоносова, изучал деятельность русского гидрометеоролога Михаила Рыкачева, а затем написал о его жизни две монографии.
Отработав в институте 5 лет, историк осознал, что находится в очередном застое. Он захотел как-то поменять свою жизнь, сменить вектор направления и, достаточно вовремя, такой случай подвернулся. Узнав о скоропостижной смерти директора Российского государственного исторического архива ВМФ, Валентин Смирнов написал письмо руководителю Росархива Андрею Артизову с просьбой рассмотреть его кандидатуру на открытую ныне должность. Через 2 месяца его пригласили на собеседование, после прохождения которого кандидатура Валентина Смирнова была одобрена. Работу в новом посту он начал официально с 1 декабря 2014 года.
Работая в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, Валентин Смирнов написал немало публикаций по истории гидрографии, океанографии, метеорологии, картографии, военно-морского дела, истории науки и техники, вошел в членство Российского исторического общества, был награжден благодарностью президента РФ и орденом "За трудовую доблесть" II степени Санкт-Петербургского морского собрания.