Привычное для каждого автомобилиста действие — заправка — может обернуться "смертью" машины. Мало кто из водителей знает, что на каждую партию бензина или топлива должен быть паспорт качества. Где найти эту заветную бумажку, которая обезопасит ваше авто — в материале ИА SakhalinMedia.
Каждая партия бензина или дизтоплива обязана иметь сопровождение в виде паспорта качества. С документом можно ознакомится в уголке покупателя/потребителя. Если там вы не нашли его, то стоит обратиться к оператору. А если и оператор не знает или не может вам выдать его — бегите с АЗС без оглядки, это сохранит жизнь вашему авто. Согласно закону — отказ предоставлять потребителю данный документ — серьезное нарушение.
Итак, вы все таки нашли паспорт качества, вот на что нужно обратить внимание. Начнем с того, что паспорт должен иметь синюю печать поставщика — нефтебазы или завода, никакой черно-белой копии вместо нее быть не может. В самом верху должно находиться название поставщика и его адрес. Обычно это нефтебаза или завод, расположенные неподалеку.
Далее следует информация о виде топлива и его маркировке. Для бензина используют обозначение АИ-**-К5: на месте звездочек обозначают октановое число — 92, 95, 98, 100 (оно определяет детонационную стойкость топлива при сгорании), а К5 — экологический класс топлива (в России горючее классом ниже К5 запрещено, это аналог "Евро-5"). Для дизельного топлива применяют пометку Дт-*-К5, в этом случае буква на месте звездочки обозначает сезонность: "Л" — летнее, "Е" — межсезонное, "З" — зимнее, "А" — арктическое.
В графе "Нормативный документ" указывается один из стандартов, которому соответствует качество топлива:
- ГОСТ;
- технические условия (ТУ) или стандарты организации-производителя (СТО).
Более подробная расшифровка параметров этого нормативного документа есть в паспорте в столбце "Норма по НД".
Номер партии, ее объем и дата изготовления служат еще одним доказательством того, что топливо поступило на АЗС с соблюдением установленных правил. Также октановое число обязано соответствовать маркировке продукта.
Пристальное внимание следует уделить сведениям о массовой доле серы, которая не должна превышать 10 мг/л (или 10 ppm). Чем ее меньше, тем лучше для автомобиля и окружающей среды.
Последним пунктом таблицы является температура фильтруемости. Она касается дизтоплива и сообщает, при какой минимальной температуре воздуха оно продолжает свободно проходить через топливный фильтр двигателя. Знание этого показателя становится особенно актуально с приближением зимы.
Паспорт качества должен быть датирован днем поступления топлива на АЗС. Как правило, в крупных городах партия горючего полностью реализуется на заправке в течение двух-трех дней, в регионах этот срок может быть немного больше, но тоже обычно не более семи дней. Соответственно, если в бумаге, которую показывает оператор АЗС, указана дата двухнедельной давности и более, то документ, скорее всего, недействительный.
Как рассказали в "Объясняем.рф", избежать неприятных историй на АЗС поможет соблюдение еще нескольких правил:
- Не стоит заправляться там, где цена на топливо значительно ниже его средней стоимости по рынку, это должно сразу насторожить.
- Помимо этого, опытные автомобилисты рекомендуют обратить внимание на то, целы ли пломбы на топливозаправочной колонке.
- В случае каких-либо сомнений, нужно сохранить кассовый чек, чтобы можно было предъявить претензии при возникновении спорной ситуации.