В Сахалинской области бережно относятся к сохранению истории и культуры КМНС. На регулярной основе в регионе проходят различные мероприятия, форумы и мастер-классы, нацеленные на передачу традиций коренных малочисленных народов Севера подрастающему поколению. Кроме того, в области также бережно сохраняют элементы одежды и быта. Так, например, в этнографической коллекции Сахалинского областного краеведческого музея хранятся три нагрудника народов северной части острова Сахалин, сообщает ИА SakhalinMedia.
— Нагрудник как элемент традиционного костюма встречается у многих народов Сибири и Дальнего Востока. Называли его — "нэлу", "нэллю", "нолу". Нагрудник носили мужчины и женщины. Обычно его шили из оленьей шкуры и надевали под одежду на голое тело мехом внутрь. Он захватывал нижнюю часть груди и область живота на теле человека. Нагрудник для украшения верхней одежды носил ритуальный характер и использовался в свадебном и похоронном обрядах. Его украшали металлическими подвесками, монетами, вышивкой, различными кантами, вставками из кожи оленя, бахромой или меховой опушкой. Позднее такой нагрудник уйльтинские женщины стали носить и использовать как фартук, — рассказала старший научный сотрудник отдела хранения музейных предметов Анастасия Левковская.
Она также отметила, что нагрудники были собраны в разное время в период от 1962 до 1994 года. Первый экспонат попал в фонды музея в 1962 году из рук научной сотрудницы Е.Д. Корзо, которая принимала непосредственное участие в экспедициях в Ногликский и Поронайский районы для изучения материальной и духовной базы КМНС.
— В Сахалинском областном краеведческом музее этнографические коллекции — одни из самых богатых, ярких и насыщенных. Сахалин всегда был и остается многонациональным островом, свободно предоставившим свои земли самым различным народам, среди которых есть и потомки древних коренных жителей острова — айнов, нивхов, уйльта, эвенков. Многие предметы были собраны силами исследователей-этнографов Брониславом Осиповичем Пилсудским, Борисом Александровичем Жеребцовым, японскими сотрудниками национализированного музея губернаторства Карафуто города Тойохара, а также сотрудниками уже Областного краеведческого музея, — поделилась старший научный сотрудник отдела истории Ольга Соловьева.
Первый, переданный нагрудник в коллекцию музея, был сшит трапециевидной формы из ткани черного и белого цветов. По его краю была выполнена окантовка тканью розового цвета, а лицевая сторона украшена в верхней части и по подолу медными подвесками и вставками из кожи оленя. Этот нагрудник был выполнен в качестве элемента свадебного костюма уйльтинской невесты в первой половине ХХ века. Позднее его использовали как украшение к костюму в торжественных случаях, на праздниках.
Нагрудник. Фото: пресс-служба Сахалинского областного краеведческого музея
Как семейную реликвию нагрудник передала научному сотруднику музея Мария Михеева.
Второй нагрудник был создан мастерицей В.А. Осиповой по заказу музея для экспонирования традиционной одежды уйльта в 1994 году. Сшитый женский костюм состоял из платья, головного убора и нагрудника, который был сшит из коричневой ткани и окантован по краю плоской кожей. Лицевая сторона нагрудника была украшена стеклярусом, полосой ткани красного цвета, мехом оленя и белки, бахромой и аппликациями из кожи оленя, вышивкой в виде традиционного растительного орнамента.
В этом же году другой мастерицей Е.А. Бибиковой был сшит нагрудник из ткани бордового и черного цветов. Лицевая сторона по всему периметру украшена традиционной вышивкой в виде завитков, волн, трилистников.
В музее хранятся бесценные экспонаты по истории области, раритетные документы, фотографии, этнографические коллекции, являющиеся государственным и мировым достоянием, которые рассказывают о жизни народов и об их культуре. Одна из главных задач музеев — сохранение культурного наследия народа. Учреждения культуры воспринимаются в традиционном смысле как хранилища историко-культурного наследия, призванные способствовать образованию, воспитанию и просвещению, — рассказала Ольга Соловьева.