В пятницу, 14 июня, Чехов-центр представил финальную премьеру 93-го театрального сезона — спектакль "Свадьба Кречинского" (16+), поставленный по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина. Комедия в трех действиях вышла в свет в 1856 году, но режиссер-постановщик Андрей Сидельников (Санкт-Петербург) задал цель перенести действие в современные реалии, а именно, близкие для нашего понимания 2010-е. Через тернии, но все же, отмечает режиссер, удалось воплотить задуманное, причем не только благодаря удачным сценографическим решениям главного художника Чехов-центра Кирилла Пискунова, но и образовавшейся между создателями спектакля и артистами синергией. Своим мнением о спектакле поделится корр. ИА SakhalinMedia.
Лидочка Муромская, дочь богатого помещика, переезжает из провинции в Москву вместе с отцом и тетей, узнает зритель в начале первого акта. Последняя подкрепляет очарованность героини столицей, возможностями, которые этот город обязан предоставить на блюдце — как-никак в распоряжении девушки молодость, красота и жизнерадостность. Очень кстати в поле зрения мечтательной Лидочки появляется Михаил Кречинский — статный, обаятельный, принимаемый в любом, даже самом недосягаемом обществе мужчина. Настолько блистательной предстает эта персона, что и большой разрыв в возрасте — около 20 лет — не отталкивает девушку. Бонусом являются и бесчисленные связи Кречинского, которые, кажется, могли бы открыть для нее любые дороги.
Мишель, как называет обольстителя Лидочка, постоянный гость в доме Муромских, отчего в восторге тетушка, но не глава семейства. Подозрительный этот Кречинский, думает он, ни капитал его неизвестен, ни род деятельности, да и поговаривают, что в шулерских делах замешан. То ли дело Нелькин — богатый помещик, которому так же, как и Муромскому-старшему мила размеренная деревенская жизнь. Только очень уж неловкий и зажатый Владимир Дмитриевич по сравнению со светским львом "Мишелем", не так-то просто ему выставить себя в выгодном свете перед Лидочкой.
В конце концов Кречинский делает Лидочке предложение и с ловкостью начинает добиваться расположения ее отца, отчего даже бедному Нелькину приходится смахивать платком капли пота со лба. Но главный козырь все-таки остается в руках последнего, который тот с удовольствием пускает в ход.
Свадьба для Кречинского — его идея фикс, коварный, но ненадежный план. Хотя для человека зависимого от азартных игр и растерявшего на них все свое состояние он кажется вполне успешным и точно выверенным. Как, оказывается, просто человеку попасться на опасный крючок единичных удач и с головой погрузиться в иллюзию о том, что успех тебя настигнет обязательно, и если не сегодня, так завтра, послезавтра и до бесконечности. А ради выигрыша можно пойти на любую авантюру, хоть в брак вступить. "Моя жизнь как пасьянс", говорит Кречинский в одной из сцен.
Ведущего двойную жизнь "Мишеля" сыграл Сергей Максимчук. Его герой очень ловко использует природное обаяние, чтобы пускать пыль в глаза всем, на кого он имеет свои особые планы. Напускные эмоции и преувеличенные фразы всегда доходят до своей цели и поражают даже самых стойких и подозрительных. А его стремление казаться идеальным подчеркивается с помощью видеоряда, где он изображается то в лепестках роз, то в блестках.
Константин Вогачев в роли Николина предстает перед зрителями самой неловкостью и зажатостью, слегка гротескной фигурой, имеющей успех в делах управленческих, но не любовных. Среди запоминающихся персонажей можно отметить Ивана Расплюева (Никита Хвостиков), карточного шулера, и Федора (Леонид Всеволодский), слуги, чьи действия и реплики способны если не рассмешить зрителя, то вызвать у него ухмылку. Каждый из них харизматичен и интересен. Или троица Степан Радьков, Сергей Усов и Олег Царев, которая подстраивается под любую ситуацию: и Кречинскому подтанцевать может, и Лидочке, и кейтерингом поработать.
Одной из самых непростых задач спектакля стала адаптация классического текста к нормам современного языка, сказал режиссер Андрей Сидельников. От одних речевых оборотов было решено избавиться, а другие, например, "господа", оставить. Это не навредило постановке, не разрушило эффект "недавних дней" так же, как и наличие у героев "имений" и "душ". Архаические элементы скорее добавили шарм, без которого комедия не комедия, да и в очередной раз подчеркнули — как ни меняй обертку, суть остается та же.
Декорации для спектакля придумывали около года. "Долго искали с режиссером те точки соприкосновения, которые перекликаются с нашим днем, чтобы заинтересовать не только любителей классики, но и молодежь", — сказал художник-постановщик Кирилл Пискунов. Пространство спектакля в разные моменты действия трансформируется, перемещая акцент на конкретный эпизод, а происходящее на сцене дополняется с помощью видео, которые транслируются на экране. Благодаря лаконичным декорациям, удачным световым — и видеорешениям действие в спектакле становится живым и динамичным.
В финале спектакля Кречинский выкрикивает протяжное "Сорвалось" и это воспринимается не как конец, а как начало новой игры, которую он непременно намерен довести до конца. К счастью, от тяжелой участи его спасает обманутая им же Лидочка.