Русская фантастика занимает свою нишу в мировой читательской аудитории, и ее не отменить. Увеличение количества китайских и южнокорейских авторов на конкурсе Премии им. Арсеньева — яркое доказательство популярности русской литературы и, в частности, русской фантастики. Так считают участники круглого стола "Премия Арсеньева: расширяя границы. Тренды 2024", который прошел в онлайн-формате 23 июля в рамках шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева" (12+). Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Открывая дискуссию, модератор встречи — член Президиума Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (АТАПРЯЛ), исполнительный директор фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+, ЛиТР), основатель сети PrimaMedia, председатель Приморского краевого отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, отметил что русская литература одна из величайших в мировой культуре.
— Русская литература является одной из наиболее известных и популярных литератур в мире, и ее произведения широко читаются за пределами России. Благодаря выдающимся русским писателям, как классическим, так и современным, русская литература завоевала международное признание и пользуется огромной популярностью в различных странах мира. Сейчас много говорят о некоей "отмене русской культуры", но, несмотря на прямое давление Запада, интерес к русской литературе и гуманитарному сотрудничеству с Россией остается весомым, — сказал Виктор Суханов.
Литературную Премию презентовали участники форума "Литературные мосты: навстречу друг другу" в Харбине (КНР) и Сеуле (Республика Корея)
Обратившись к участникам круглого стола, Суханов спросил: "Возможна ли отмена русской культуры и может ли быть популярная у современных читателей фантастика патриотичной"?
— Конечно, отмена русской культуры невозможна. Тут скорее произошла самоизоляция Запада от Глобального Юга. Это сказывается — возникает интерес к русским, не сдавшимся под нажимом. Поэтому отменить русскую культуру не получается и вряд ли получится,
— заявил российский писатель, пишущий в жанре научной фантастики и фэнтези, Роман Злотников.
Один из основателей современной российской фантастики, обладатель множества литературных премий, отметил, что современный виток интереса к русской фантастике сделал большой рывок после того, как фильм "Ночной дозор" (18+) купили многие страны. По его информации, русская фантастика пользуется популярностью среди русскоязычного населения многих стран, в тех странах, где изучали русский язык.
— Только та страна может определять мировую повестку, фантастическую литературу, которую знает мировой читатель. Работы фантастов переформатируют общество, готовят его к наступающим испытаниям. Конечно, фантастика не дает быстрого отклика, но для того, чтобы что-то сделать, сначала надо это представить. Так формируется наше будущее, — сказал Роман Злотников.
Модератор дискуссии Виктор Суханов обратил внимание, что сегодня мало написать хороший текст, нужно его еще довести до читателя.
— Сейчас прекрасное время для дистрибуции, потому что мысль границ не имеет. Каналов продвижения стало больше, и интернет как инструмент дистрибуции стал быстрее. Безграничный мир дает много возможностей для тех, кто почитает русскую культуру. Сегодня наши авторы могут приобрести популярность со скоростью света. Но надо помнить, книга жива только тогда, когда ее открывает читатель,
— отметил журналист, специалист по новым медиа, главный редактор журнала "Аэроэкспресс" (16+), автор Telegram-канала "Хемингуэй позвонит" (18+), член Малого жюри шестого сезона Премии им. В.К. Арсеньева Егор Апполонов.
По его мнению, русские ценности не утратили своей привлекательности, и у молодых авторов сегодня много возможностей для обретения обширной читательской аудитории, потому что обладают навыками и инструментами дистрибуции.
— Наших классиков неизменно читают, потому что они могли интересно раскрыть человеческую историю. Всегда первична история. Новым авторам надо стремиться к этому умению. Вся литература стоит на фундаменте прочитанных книг, — сказал Егор Апполонов.
В ходе часового разговора участники круглого стола обсудили падение чтения в мире, как развитые страны стараются забрать себе людей, которые имеют навыки осознания прочитанного, и что нужно делать, чтобы узнать больше о литературе стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Напомним, что заявочная кампания шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева завершилась 1 июля. Сейчас совету экспертов предстоит сформировать длинный список, куда войдут по 10 произведений в трех номинациях — "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей". Как сообщили в оргкомитете Премии, длинный список будет объявлен в сентябре этого года, короткий список (по три претендента в каждой номинации) огласят в ноябре, победителей и лауреатов шестого сезона Премии будут чествовать на торжественной церемонии (18+), которая традиционно запланирована на декабрь.
Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.