Безопасность дорожного движения в текущее время является одним главных приоритетов в стране. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу снизить смертность на дорогах в полтора раза к 2030 году и в два раза — к 2036 году. В 2023 году впервые за долгое время увеличился рост числа ДТП. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась из-за пандемии — в предыдущие года мобильность на дорогах была не такой высокой. Однако задача снижения аварийности на дорогах остается актуальной.
Общественный совет (ОС) при Минтрансе и Высшая школа экономики представили подготовленный совместно рейтинг регионов по уровню безопасности движения, рассказали "Известия" (18+). Сам рейтинг разделен на четыре уровня: "передовой", "высокий", "средний" и "низкий". Сахалинская область расположилась на 72 месте рейтинга, получив "средний" уровень безопасности, сообщает ИА SakhalinMedia.
В 2023 году в России в авариях погибли 14,5 тысячи человек и 166 тысяч получили ранения. Это не только человеческие жизни, но и серьезный удар по экономике. По статистике, треть погибших — это люди трудоспособного возраста 26–40 лет. При текущем уровне зарплат пешеходы и водители осуществляют свою деятельность через оплату труда и вносят вклад в экономику. Средний погибший в ДТП россиянин мог бы заработать до пенсии еще 8 млн рублей и создать ВВП на 20 млн рублей. Однако поскольку люди гибнут не в каждом ДТП, ущерб от среднего ДТП составляет примерно 1,8 млн рублей.
Рейтинг поможет определить факторы, влияющие на безопасность, и сформировать мероприятия для каждого региона по повышению показателей дорожного движения, — рассказала председатель общественного совета при министерстве транспорта России Татьяна Горовая.
Дорожно-транспортные происшествия сильно влияют на экономику, поэтому субъекты и федеральный центр тратят средства на повышение безопасности на дорогах. Например, объем финансирования национального проекта "Безопасные и качественные дороги" в 2024 году увеличился на 3 млрд рублей. Сейчас он составляет 606,5 млрд.
Например, в Сахалинской области проводится большая работа по повышению безопасности дорожного движения. С 2019 по 2023 год в островном регионе наблюдается улучшение ситуации на дорогах. Согласно рейтингу, на Сахалине больше камер на километр дорог и меньше нарушений скоростного режима по сравнению со средними показателями по России.
Тематическое фото. freepik.com
Приморский край и Республика Саха (Якутия) были отнесены к категории "высокий". Другие регионы Дальнего Востока, такие как Камчатский, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская, Магаданская, Еврейская автономная области, как и Сахалинская область, были отнесены к категории "средний" уровень дорожной безопасности.
Чукотский автономный округ не был включен в рейтинг. Это объясняется тем, что здесь численность населения и количество транспортных средств значительно меньше, чем в других регионах. Кроме того, в этом регионе самая большая протяженность дорог и относительно небольшое количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому данные об аварийности в этих местах могут быть не совсем точными, как отмечают разработчики рейтинга.
Эксперты также обсудили методы подсчета результатов и факторы, влияющие на уровень аварийности. Среди них — расходы на дорожное хозяйство, обеспеченность медработников и количество камер на дорогах. Так, например, в Сахалинской области на одного жителя приходится больше медицинских работников, чем в среднем по России — показатель составляет 0,007, а в среднем по стране — 0,0048.
Тематическое фото. freepik.com
Специалисты выражают надежду на снижение аварийности в 2024 году благодаря реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги" и внедрению технологий цифровой трансформации. Кроме того, эксперты не исключают такие аспекты, как культура вождения и влияние туристических потоков на дорожную ситуацию.
— Если говорить о 2024 годе, то тенденция идет на снижение аварийности, но не в разы, а плавно. В более дальней перспективе я склонен к большему оптимизму. Я считаю, что технологии цифровой трансформации транспорта должны привести к тотальному и высокому снижению аварийности, и в том числе исключению человеческого фактора из этого. То есть я говорю и об умных дорогах, и об умных транспортных средствах беспилотных, и о новых методах анализа, — сообщил ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.