Танец — это искусство, которое позволяет нам выразить свои эмоции и чувства без использования слов. Он может быть страстным, романтичным, грустным или радостным. Каждый танец уникален и отражает внутренний мир танцора. Для многих людей танец становится способом самовыражения, возможностью рассказать свою историю без слов. О том, как танец перестает быть хобби и становится работой, рассказала профессиональный танцор в направлении High Hills Ольга Бухтоярова.
— Ольга, расскажи, с чего начинался твой путь в танцы? Кто ты по профессии?
— Как и многие коллеги, с танцами я повстречалась еще в детстве. Когда встал вопрос о кружках, мы как-то с родителями сошлись на танцах. Город был маленький, и в то время не было такого разнообразия, куда можно было отдать ребенка. И вот на протяжении 7 лет я все время занималась танцами: от классических народных до бальных. Пришло время выбирать дальнейшую профессию, и здесь я столкнулась, как сейчас модно говорить, с синдромом самозванца. Меня начали одолевать вопросы: "Куда я пойду?", "Столько крутых танцоров, мне еще далеко до их уровня". Вскоре пришла к выводу, что самым лучшим вариантом будет пойти отучиться на маркетолога. Я прочитала, что в дальнейшем это будет прибыльная профессия.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Определившись со специальностью, я поехала учиться на материк. Бросила ли я танцы? Конечно, нет. Как только я поступила, сразу нашла студию, в которой хотела бы танцевать. Так проходили студенческие будни: днем я постигала маркетинг, а вечером танцевала. Когда вернулась на Сахалин, еще не найдя работу, отыскала танцевальную студию. Танец стал занимать большую часть моей жизни, ведь параллельно я стала преподавать детям 5-6 лет. И, конечно, постепенно групп становилось все больше, что натолкнуло меня на мысль уйти с основной работы.
Я бы не сказала, что решение уйти в танцы, как в основной вид деятельности, было тяжелым. Я ушла туда, где мне нравится больше всего. Вообще, я считаю, что стоит иногда прислушиваться к себе и идти туда, где ты чувствуешь себя хорошо.
— Танец идет красной нитью через всю твою жизнь, скажи, какие стили ты танцуешь сейчас?
— У любого танцора, который начинал свою карьеру с народных танцев, остается исходная база, от которой уже никуда не денешься. Это накладывается на дальнейшие стили. К примеру, когда училась танцевать R"n"B, ломала себя, переучивая тело. Это как с языками. Если у тебя есть база произношения, которую ты ставил себе сам, то наложить на нее что-то другое будет сложно.
Наверное, благодаря любопытству и постоянному желанию учиться новому сейчас я могу танцевать практически все. Конечно, здесь уже играет вопрос времени и заинтересованности в стилях. В основном сейчас танцую в направлениях: High Hills (танцы на каблуках), хип-хоп и то, что нельзя отнести ни к одному стилю. Каждый тренер в последующим сталкивается с тем, что невозможно с точностью до каждой буквы назвать этот стиль.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Этот стиль, он больше не про танец, он про тело, вас и ваши ощущения. Что-то между телесными практиками, танцами, психологией и так далее. Одним словом, через тело мы открываем вас настоящих, снимая все оковы и зажимы. К этому я тоже шла долго, пропуская каждое знание через себя.
Основным толчком к такому направлению стало то, что я начала преподавать женщинам и пришла в шок от того, насколько это актуальная проблема. Меня поразило то, что красивые, энергичные девушки чувствуют себя некомфортно в себе, сомневаются в движении. Я бы сказала, они не двигались, они думали. После серии занятий все менялось. Движения становились плавными, а мысли уходили на второй план.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Как тренеру мне очень отрадно смотреть на то, какими шагами они идут к себе настоящим. Конечно, это не про скорость. Такая работа может занять и месяц, и полгода, и год. Важно не то, как быстро, а каким способом. Большинство идут вглубь себя и техники и ищут ответы на вопросы там.
— Как танцоры повышают свою квалификацию? Есть ли какие-то курсы переподготовки?
— Развею все стереотипы сразу. У преподавателей современного танца нет методической базы, как, к примеру, у учителя начальных классов. Кроме того, обучение танцам не регламентируется. Вся суть обучения в том, что есть основная база движений, на которые уже накладываются остальные. Есть стили, в которых абсолютно нет четких последовательных движений, они хаотичны. Иными словами, танец — набор беспорядочных движений под определенную музыку и настроение. Танец — эмоция, прожитая через тело.
— В таком случае, как танцору развиваться?
— Здесь все просто. Опытные танцоры проходят через огромное число внутренних батлов. После городских и областных выезжают на Россию. Кроме того, участие в конкурсах — это тоже залог вашего профессионального роста. Да, на все конкурсы можно выйти с одной и той же хореографией, но тогда в чем развитие?
Пока я училась, сама ходила к преподавателям, танцевала, изучала стили, выезжала за пределы острова. Часто ездила на классы в Питер, Москву и Сочи. К нам приезжали танцоры из Англии, Америки, Дании и так далее. Мы перенимали опыт коллег, адаптировали под себя. Невозможно станцевать одну и ту же хореографию дважды. Вы в любом случае перенесете ее на себя, свой опыт, способности и эмоции.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Кроме того, существует огромное количество танцевальных лагерей, где на протяжении недели вы с 9.00 до 18.00 просто танцуете. Согласитесь, здесь сложно не отточить свое мастерство. Для себя я нашла интересный лагерь со смешением танца и театра. Абсолютно новое веяние в моем творчестве, другое видение мира после посещения. Не знаю, как я смогу применить полученные знания на практике, а именно в своей работе, но что касается моего личного роста, я вышла из зоны комфорта, нашла точку роста и увидела те возможности, о которых я даже сама не знала.
— Какой карьерный рост у танцора?
— Как мне кажется, отличный вопрос. В последний год я как раз задумалась о том, что же мне делать дальше? Я не могу сказать, что я достигла своего потолка. Хочется идти дальше и исследовать какие-то новые грани пространства и своих возможностей.
Направлений, куда идти, у тренеров много. Кто-то может пойти в сферу онлайн преподавания и записать свои курсы для различных платформ. Мне кажется, это очень крутой идеей, так как большинство сейчас к своему времени относятся достаточно экологично, и такой курс будет достаточно удобен.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Или личный бренд будет развит на столько, что ты сможешь сам ездить по городам и давать классы. Можно стать хореографом, чтобы ставить танцы для известных исполнителей или создавать свои танц-шоу. Я вижу свою точку карьерного роста в открытии своего пространства. В настоящее время мне хочется создать то самое место, где будет уютно и атмосферно. Для меня важно, чтобы человек при входе в студию кайфовал и заряжался на крутой результат.
— С ростом твоей квалификации, навыков и в целом развития личности меняется ли и твой подход к преподаванию?
— Конечно, каждые полгода у меня меняется что-то в работе с учениками. И это вовсе не показатель непостоянности, легкомысленности и безответственного отношения к своему делу. Невозможно преподавать из года в год одну и ту же хореографию, ведь каждый раз ты вкладываешь туда абсолютно другие смыслы. Ты растешь, ты меняешься, меняются твои эмоции и мысли, а значит, и меняется твой стиль.
У меня был опыт, когда человек преподавал танцы механически, то есть без эмоций и чувств. К сожалению, могу предположить, что человек просто выгорел в своем деле, но уйти не смог. Я пока что горю этим делом и поэтому не могу прийти на класс и дать просто упражнения на прокачку физических данных. Нет, для меня все же важно, чтобы ученик погрузился в себя, отдался танцу и вышел с зала с совершенно другими мыслями.
Ольга Бухтоярова. из личного архива Ольги Бухтояровой
Кроме того, я не могу оставить в стороне человека, у которого не получается. Наоборот, мы будем стоять на месте до тех пор, пока не получится. Два-три занятия — не важно, важен результат, и мы к нему шаг за шагом идем. Смешно, но порой в таком деле приходят на помощь простые метафоры: "Двигай кистью так, будто рыбка плывет" или "Рисуй бедрами круг так, будто к ним приклеена кисть". Все это действительно помогает донести суть упражнения. А выдумывания таких своеобразных метафор доставляет мне удовольствие.
Что касается изменений в отношении к преподаванию, то я стала более открытой. Я стала выходить с учениками на один уровень и говорить им правду. Если мне что-то не нравится, я скажу. Вообще я стараюсь вести честный диалог с учениками обо всем, вплоть до причин отмены занятий. Это сохраняет благоприятный климат в группе и вообще выстраивает доверительные отношения с учениками.
— Атмосфера — это, конечно, очень важно, но на что ты делаешь более детальный уклон во время занятий?
— Безопасность. Конечно, я делаю акцент на безопасности как психологической, так и физической. Ведь когда мы начинаем учиться танцевать, мы еще не знаем, где и как правильно расположить корпус так, чтобы не навредить себе. А вообще, все первые занятия начинаются с диагностики движения. Мне важно понимать уровень человека и то, как его тело ощущает себя в пространстве. На основании результатов я уже выстраиваю программу.
Ольга Бухтоярова и группа. из личного архива Ольги Бухтояровой
Мы первостепенно изучаем способность контролировать свое тело, а после контролируем процесс. Чтобы понять себя и свое тело, нам нужно понять грани его возможностей. В какой-то момент ты уже понимаешь, как тело может и что ему нужно, а значит, можно перестать контролировать головой и просто чувствовать. Как по мне, высшая точка обучения — полное расслабление. На этом я также фокусирую внимание при составлении занятий.
Основа всех танцевальных направлений — импровизация. Танцуй так, будто никто не видит. Поэтому в работе тренера по танцам важно выстраивать психологическую обстановку так, чтобы всем было комфортно.
— А хотелось ли тебе принять участие в шоу "Танцы" (18+)?
— Где-то внутри. Конечно, хочется, но кажется, это уже не моя история. Может это связанно с синдромом самозванца, но я часто задаюсь вопросом о том, что я смогу показать на большой сцене. Если отодвигать на второй план этот вопрос, то можно было бы попробовать ради опыта. Возможно, когда-нибудь я смогу выйти на сцену и показать свое хореографию на всю страну.
— Если говорить о твоих фаворитах, то кем ты больше всего вдохновляешься?
— Мне нравятся люди, которые очень много учатся и после передают полученные знания. Я восхищаюсь Анастасией Вядро, для меня она кумир навсегда. Ее движения и виденья танца сильно откликаются мне. Еще и Алекс Рукинов остается моим фаворитом. Мне нравятся его необычный стиль в съемке и передаче своих смыслов.
— Существует ли люди, которые не умеют танцевать?
— Понятия "я бревно" не существует. Научиться танцевать может каждый. Ко мне недавно пришла девушка с ДЦП и большим желанием танцевать. Для меня это был первый опыт такого взаимодействия. Однако мы справились, и она сейчас танцует. Стать танцором и услышать свое тело не так сложно, достаточно просто захотеть.
— Как наши читатели могут записаться к тебе на занятие?
— Все очень просто. Достаточно просто написать мне в любую социальную сеть или по номеру телефона +7 (914) 097-70-56.