Реабилитационный центр для детей и подростков "Преодоление" появился на Сахалине в 2001 году. В 2018 году он переехал в новое просторное здание, расположенное в центре Южно-Сахалинска — до этого учреждение располагалось в Луговом. Такое изменение положительно сказалось, в том числе, на качестве реабилитационных услуг. Сейчас в центре стремятся создавать условия, при которых у сахалинцев и курильчан отпадет необходимость выезжать на лечение в другие регионы или за рубеж. Делается это и с помощью внедрения новых технологий реабилитации, и с помощью применения в работе современного оборудования.
Кроме того, если раньше в "Преодолении" обслуживали только детей-инвалидов, то с 2022 года здесь принимают также детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На данный момент 80% ребят, проходящих реабилитацию в учреждении, имеют ментальные заболевания, еще 20% — неврологические. В интервью ИА SakhalinMedia директор центра Татьяна Егорова рассказала о методах, которые специалисты используют в работе с детьми, важной роли родителей в реабилитационном процессе и ошибках, которые могут негативно сказаться на прогрессе ребенка.
— Какими способами можно проходить реабилитацию в "Преодолении"? На сколько детей рассчитан центр?
— Медицинскую помощь в центре могут получать одновременно 105 детей. У нас есть несколько форм обслуживания. Это стационарная форма, где дети и их родители со всей области приезжают к нам и живут здесь весь срок реабилитации — он длится 25 дней. Есть полустационарная форма, куда входит дневное пребывание в группах с воспитателями, и амбулаторное, когда родители с детьми сами ходят на занятия.
Одним из самых востребованных направлений в "Преодолении" является группа присмотра. Ребенка к нам можно привести на целый день, таким образом мы даем возможность мамам спокойно работать. Особой популярностью это отделение пользуется у родителей тяжелых детей, которым ни садик, ни какая-либо инклюзия не помогает. В группу присмотра ходят дети от 8 до 18 лет.
Также хочу отметить услугу "мама на час". Правда, она работает только в случае, если ребенок находится у нас на обслуживании. Если он проходит реабилитацию, мама может оставить ребенка со специалистами, чтобы, например, сделать маникюр или к врачу сходить. Это очень удобно.
— Расскажите про методы, которые используются в вашем центре при работе с детьми.
— Коррекционная работа и реабилитация детей с ОВЗ выстраивается, в первую очередь, игровым методом. То есть мы используем игры для мотивации и вовлечения ребенка в процесс обучения. Все это требует комплексного подхода и взаимодействия множества специалистов: психологов, логопедов и дефектологов, специалистов, владеющих поведенческой коррекцией и многих других. Я выделю методы, которые использует каждый из перечисленных специалистов.
Психологи проводят с детьми игровую и групповую терапию. Так, игры используются для создания безопасной среды, где ребенок может выражать свои эмоции и развивать социальные навыки. А работа в группе нужна для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта детей.
Если говорить про логопедов, то их задача, конечно, заключается в коррекции речевых нарушений. Специалист проводит с ребенком индивидуальные занятия по исправлению произношения, развитию словарного запаса и грамматических навыков. Также он применяет в своей работе методы слухового восприятия — упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия речи, в том числе с помощью таких современных технологий, как Форбрейн [специальные наушники, которые помогают мозгу лучше обрабатывать сенсорную информацию — прим. ред.] и Логозеркало.
Дефектологи корректируют развитие ребенка. Они проводят индивидуальные занятия, направленные на развитие моторики, координации и других навыков. В обучении используются специальные материалы и технологии, например, визуальные пособия и компьютерные программы; методы сенсорной интеграции, социальная адаптация. Хочу отметить, что большой блок в нашем центре занимает метод поведенческой коррекции по направлению АВА-терапии.
Татьяна Егорова. ИА SakhalinMedia
— Вы давно работаете по этому методу?
— Направление поведенческой коррекции у нас достаточно новое. Два года назад мы были вынуждены развернуться в сторону детей, у которых имеются ментальные нарушения — это аутисты и детишки с расстройствами поведения. Сейчас у нас их очень много, около 80% от всего числа. Так как с такими детьми нужно работать по определенной технологии, мы сделали выбор в пользу АВА-терапии. Для работы по этому методу в центре создано целое отделение. Там расположены кабинеты с объединенной средой, где у ребенка не разбегаются глаза. Он присаживается напротив специалиста, выполняет какое-либо задание, его хвалят за успехи. Таким образом начинается выстраивание реабилитационного процесса.
— Сколько времени в среднем занимает работа с детьми? Когда специалист понимает, что ребенок готов к функционированию в социуме?
— Длительность реабилитационного курса в среднем занимает от 21 дня до двух месяцев. На реабилитацию направляет лечащий врач: если речь идет о ментальном заболевании, то это психиатр, если о неврологическом — невролог, ортопед и другие. Затем ребенок попадает к профильному специалисту, который уже нацелен на решение определенных задач и достижение целей.
К примеру, одним детям необходимо научиться самостоятельно ходить в магазин без опоры, другим — усидеть за столом дольше трех секунд и так далее. На самом деле целей и задач очень много, кроме того, они все индивидуальные. Поэтому, конечно, измерять готовность ребенка к полноценной жизни должен не один специалист, а целая мультидисциплинарная бригада совместно с родителем и самим ребенком.
— Что делать, если у ребенка в какой-то момент происходит откат в поведении и развитии? Возможно ли раз и навсегда закрепить освоенные навыки или это будет повторяться?
— Откаты в поведении и развитии у детей — это довольно распространенное явление. Они могут происходить по разным причинам, включая стресс, изменения в окружении, отсутствие закрепления вне реабилитационного процесса, невыполнение рекомендаций врачей и специалистов. Также могут повлиять возрастные кризисы.
Закрепить освоенные навыки раз и навсегда возможно, но сложно, так как развитие — это динамичный процесс. Чтобы ребенок преодолевал трудности и продолжал развиваться, важно поддерживать его, выстраивать быт по этим "новым навыкам".
— Выделите самые распространенные ошибки педагогов, которые могут отразиться на поведении детей. Какие слова и действия под запретом?
— К распространенным ошибкам педагогов и специалистов в целом можно отнести недостаток индивидуального подхода. Из-за унификации методов обучения и отсутствия учета особенностей каждого ребенка есть риск снижения мотивации и интереса. То же самое грозит и при отсутствии поддержки, положительного подкрепления от специалиста. Также нельзя игнорировать эмоции детей, поскольку это может усугубить их стресс и тревожность.
Под запретом находятся уничижительные или стигматизирующие слова, сравнения, а также фразы, которые предсказывают неудачу или подчеркивают ограничения ребенка (например: "Ты никогда не сможешь это сделать"). Все это может вызвать у ребенка чувство стыда или изоляции.
— Бывают ли случаи, когда родители, в силу разных причин, пагубно влияют на реабилитацию ребенка? Скажем, не создают дополнительных условий для его развития или давят на него психически.
— Да, к сожалению, такие случаи бывают. Это может происходить по разным причинам, включая недостаток знаний, эмоциональное истощение или даже страх перед будущим. Поэтому здесь крайне важно наладить открытый диалог с родителями, проводить встречи, семинары и тренинги по вопросам поддержки детей с ОВЗ. Очень важно вовлекать родителей в процессы реабилитации, показывать им успехи ребенка и важность их роли.
У нас в Центре есть родительский клуб, куда входят психологи и инструкторы по труду. Последние вовлекают родителей в хобби, проводят индивидуальную психотерапию, групповую работу и так далее.
— Расскажите про ситуации, когда не получалось социализировать ребенка. Что в таком случае делать родителям?
— Не может не получится социализировать ребенка в той или иной степени! Если что-то не получается, значит где-то есть ошибка: в диагностике, подходе, в чем угодно. В таком случае собирается консилиум врачей со специалистами, приглашаются родители. Уже совместно они разбирают методы и подходы до тех пор, пока не придут к единой тактике. Родителю необходимо не опускать руки и всегда идти на контакт. Открытость врачей, родителей и специалистов — важный и верный ключ к успеху.
— Приведите примеры успешной реабилитации детей.
— К успешным случаям реабилитации можно отнести социализацию и реализацию детей в обществе. Также наши ребята каждый год занимают призовые места в национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (0+). Причем не только на региональном, но и всероссийском уровне.
Отметим, центр "Преодоление" является единственным в области учреждением, осуществляющим комплексную реабилитацию детей с ОВЗ. На данный момент здесь работают более 100 врачей и специалистов, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации.