Тематическое фото
Фото: freepik.com

Ментальные заболевания у детей: как диагностируются и корректируются

О признаках заболеваний и способах их лечения рассказали специалисты из центра "Преодоление" в Южно-Сахалинске

Общество

12.10.2024

Ментальные заболевания до сих пор являются темой "табу", особенно, если речь идет о детях. Родители, замечающие небольшие отклонения в развитии или нарушении психики детей, не всегда спешат обращаться к детскому психиатру, боясь получить подтверждение своих догадок и столкнуться с общественным осуждением. Более того, иногда родители просто не могут свыкнуться с тем, что их ребенок имеет какие-либо патологии. Все это, безусловно, напрямую влияет не только на психическое здоровье ребенка и родителя, но и в целом на уровень организации ранней диагностики. 

Среди основных ментальных заболеваний можно выделить аутизм, задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания, расстройство аутистического спектра (РАС) и прочие. Чтобы врачебная помощь оказалась более эффективной, а адаптация ребенка в социуме — успешной, принципиально важно выявлять патологии на ранних этапах. Не стоит забывать, что из-за поздней диагностики психическое здоровье детей может быстро ухудшиться. Подробнее о том, как диагностируются ментальные заболевания у детей и можно ли их вылечить, ИА SakhalinMedia рассказали клинические психологи реабилитационного центра "Преодоление" в Южно-Сахалинске Кристина Хоменко и Андрей Третьяков.

На Сахалине есть несколько реабилитационных центров для детей, самый известных из них — "Преодоление". Как отмечала в интервью ИА SakhalinMedia директор центра Татьяна Егорова, 80% ребят, проходящих реабилитацию в учреждении, имеют ментальные заболевания, остальные 20% — неврологические (ДЦП, эпилепсия, нарушение слуха, зрения и так далее). Стоит добавить, что неврология "тянет" за собой и другие отклонения, в том числе ментальные. Именно поэтому специалисты в "Преодолении" работают со всеми встречающимися патологиями. 

Итак, активные признаки ментальных заболеваний у детей выявляются до трех лет, более того, качественную нейропсихологическую диагностику можно провести уже в 18 месяцев. При этом, как отметил Андрей Третьяков, лучше любого специалиста ребенка видят его родители. Они могут заметить какие-то признаки патологии, проявляющиеся на бытовом уровне.

Важными "звоночками" являются следующие признаки: ребенок не реагирует на свое имя, не отвечает родителю, когда тот с ним разговаривает, не смотрит на него. Также ребенок может долго находиться в себе. Например, родитель начинает с ним играть, а он не повторяет действия, отворачивается и фокусируется на чем-то другом. Бросается в глаза и поведение в самой игре. Например, ребенок раскладывает игрушки в ряд, долго крутит колесико у машинки, выполняет другие стереотипные движения. На данные признаки родители обращают внимание в первую очередь.

По словам Кристины Хоменко, первичные нарушения выявляет педиатр на скринингах. Безусловно, он не профильный специалист, но видит, что с ребенком "что-то не то". Затем врач дает родителю/законному представителю опросник, благодаря которому можно обнаружить определенный круг нарушений. Уже после этого ребенок направляется к профильному врачу — чаще всего это психиатр. Вместе с ним ребенка должны посмотреть медицинский психолог и логопед.

Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

Реабилитация детей в центре "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

Диагностика в медицинской психологии проводится с помощью опросников и экспериментального психологического обследования.

— Если мы говорим про опросники, то это "Эйдос". Специалист работает с ребенком, смотрит, как он реагирует на общение, инструкции, слышит ли он, понимает ли обращенную речь, может ли эмоционального реагировать на похвалу, просить похвалы. И, опять же, использует ли ребенок речь по назначению: говорит ли он, отвечает ли он, правильный ли дает ответ в рамках заданного вопроса, — пояснила Кристина Хоменко.

Как мы упоминали ранее, существуют также опросники для родителей. С помощью них можно оценить, как ребенок проявляет себя в коммуникации с людьми, насколько развита его собственная игра. Опять же, у детей с РАС она чаще всего шаблонная, у здоровых, нейротипичных детей — более широкая и развитая. Также проводится стандартное исследование высших психических функций: памяти, внимания, движения. Для этого ребенку дают специальные задания, которые он должен выполнить.

К сожалению, вылечить ментальное заболевание нельзя, но можно скорректировать поведение ребенка до нормотипичного. Как поясняют специалисты, больше всего это характерно для детей с задержками психического развития. В других случаях ребенка можно адаптировать к тем или иным ситуациям, но все признаки нарушений будут видны всегда. 

Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

Центр "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

На реабилитацию ребенка направляет лечащий врач. Специалисты учат его правильно функционировать в социуме, формируют навыки ребенка, чтобы он мог слышать, выполнять определенные действия, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

— На самом деле все зависит от нозологии, глубины ментальных расстройств. Иногда мы ребенка интегрируем в систему, а иногда саму систему выстраиваем вокруг ребенка. Мы понимаем, что он там не сможет нормально функционировать, поэтому есть некие методы, например, поведенческая коррекция, когда бытовая система ребенка выстраивается по его возможностям — различным маркерам. Например, чтобы сделать себе бутерброд, ему нужны подсказки, некая визуальная инструкция, — отметил Андрей Третьяков.

В центре "Преодоление" поведенческая коррекция практикуется около двух лет. По словам директора Татьяны Егоровой, для детей созданы кабинеты с объединенной средой, где им не на что отвлечься. Ребенок садится напротив специалиста, последний ищет какой-то стимул, который бы помог настроить ребенка на обучение, затем начинается образовательный процесс. Реабилитация детей выстраивается, в первую очередь, игровым методом. В общей сложности курс длится от 21 до 29 дней, потом дети меняются. Таким образом, ребенок может попадать в реабилитационный центр до трех-четырех раз. 

Если у ребенка нарушение эмоционально-волевой сферы, реабилитация может длиться в течение двух месяцев. Для начала его нужно будет научить выполнять самые простые действия, например, садиться за стол. Бывает, что только на эту цель уходит месяц. Далее следует закрепить навык и научить ребенка элементарным манипуляциям, к примеру, взять или положить игрушку. 

Важный и верный ключ к успеху в реабилитации ребенка — участие родителей. Им не следует перенагружать или давить на ребенка, наоборот, необходимо радоваться его маленьким победам и всегда идти на контакт со специалистами. Уже после реабилитации родителям слеудет выполнять рекомендации врачей и создавать понятную для ребенка среду, которая будет способствовать закреплению его навыков. 

Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

Реабилитация детей в центре "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia

Суммируем: лучше всего выявлять заболевания на ранних этапах, поскольку ребенок проходит определенные сензитивные периоды развития — время особой восприимчивости к той или иной деятельности. Если ребенок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, нагнать его будет либо очень сложно, либо практически невозможно. "Период развития очень динамичен, а откат назад — это словно дом без фундамента", — отметил Андрей Третьяков. 

229271
Общество