Ментальные заболевания до сих пор являются темой "табу", особенно, если речь идет о детях. Родители, замечающие небольшие отклонения в развитии или нарушении психики детей, не всегда спешат обращаться к детскому психиатру, боясь получить подтверждение своих догадок и столкнуться с общественным осуждением. Более того, иногда родители просто не могут свыкнуться с тем, что их ребенок имеет какие-либо патологии. Все это, безусловно, напрямую влияет не только на психическое здоровье ребенка и родителя, но и в целом на уровень организации ранней диагностики.
Среди основных ментальных заболеваний можно выделить аутизм, задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания, расстройство аутистического спектра (РАС) и прочие. Чтобы врачебная помощь оказалась более эффективной, а адаптация ребенка в социуме — успешной, принципиально важно выявлять патологии на ранних этапах. Не стоит забывать, что из-за поздней диагностики психическое здоровье детей может быстро ухудшиться. Подробнее о том, как диагностируются ментальные заболевания у детей и можно ли их вылечить, ИА SakhalinMedia рассказали клинические психологи реабилитационного центра "Преодоление" в Южно-Сахалинске Кристина Хоменко и Андрей Третьяков.
На Сахалине есть несколько реабилитационных центров для детей, самый известных из них — "Преодоление". Как отмечала в интервью ИА SakhalinMedia директор центра Татьяна Егорова, 80% ребят, проходящих реабилитацию в учреждении, имеют ментальные заболевания, остальные 20% — неврологические (ДЦП, эпилепсия, нарушение слуха, зрения и так далее). Стоит добавить, что неврология "тянет" за собой и другие отклонения, в том числе ментальные. Именно поэтому специалисты в "Преодолении" работают со всеми встречающимися патологиями.
Итак, активные признаки ментальных заболеваний у детей выявляются до трех лет, более того, качественную нейропсихологическую диагностику можно провести уже в 18 месяцев. При этом, как отметил Андрей Третьяков, лучше любого специалиста ребенка видят его родители. Они могут заметить какие-то признаки патологии, проявляющиеся на бытовом уровне.
Важными "звоночками" являются следующие признаки: ребенок не реагирует на свое имя, не отвечает родителю, когда тот с ним разговаривает, не смотрит на него. Также ребенок может долго находиться в себе. Например, родитель начинает с ним играть, а он не повторяет действия, отворачивается и фокусируется на чем-то другом. Бросается в глаза и поведение в самой игре. Например, ребенок раскладывает игрушки в ряд, долго крутит колесико у машинки, выполняет другие стереотипные движения. На данные признаки родители обращают внимание в первую очередь.
По словам Кристины Хоменко, первичные нарушения выявляет педиатр на скринингах. Безусловно, он не профильный специалист, но видит, что с ребенком "что-то не то". Затем врач дает родителю/законному представителю опросник, благодаря которому можно обнаружить определенный круг нарушений. Уже после этого ребенок направляется к профильному врачу — чаще всего это психиатр. Вместе с ним ребенка должны посмотреть медицинский психолог и логопед.
Реабилитация детей в центре "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia
Диагностика в медицинской психологии проводится с помощью опросников и экспериментального психологического обследования.
— Если мы говорим про опросники, то это "Эйдос". Специалист работает с ребенком, смотрит, как он реагирует на общение, инструкции, слышит ли он, понимает ли обращенную речь, может ли эмоционального реагировать на похвалу, просить похвалы. И, опять же, использует ли ребенок речь по назначению: говорит ли он, отвечает ли он, правильный ли дает ответ в рамках заданного вопроса, — пояснила Кристина Хоменко.
Как мы упоминали ранее, существуют также опросники для родителей. С помощью них можно оценить, как ребенок проявляет себя в коммуникации с людьми, насколько развита его собственная игра. Опять же, у детей с РАС она чаще всего шаблонная, у здоровых, нейротипичных детей — более широкая и развитая. Также проводится стандартное исследование высших психических функций: памяти, внимания, движения. Для этого ребенку дают специальные задания, которые он должен выполнить.
К сожалению, вылечить ментальное заболевание нельзя, но можно скорректировать поведение ребенка до нормотипичного. Как поясняют специалисты, больше всего это характерно для детей с задержками психического развития. В других случаях ребенка можно адаптировать к тем или иным ситуациям, но все признаки нарушений будут видны всегда.
Центр "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia
На реабилитацию ребенка направляет лечащий врач. Специалисты учат его правильно функционировать в социуме, формируют навыки ребенка, чтобы он мог слышать, выполнять определенные действия, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.
— На самом деле все зависит от нозологии, глубины ментальных расстройств. Иногда мы ребенка интегрируем в систему, а иногда саму систему выстраиваем вокруг ребенка. Мы понимаем, что он там не сможет нормально функционировать, поэтому есть некие методы, например, поведенческая коррекция, когда бытовая система ребенка выстраивается по его возможностям — различным маркерам. Например, чтобы сделать себе бутерброд, ему нужны подсказки, некая визуальная инструкция, — отметил Андрей Третьяков.
В центре "Преодоление" поведенческая коррекция практикуется около двух лет. По словам директора Татьяны Егоровой, для детей созданы кабинеты с объединенной средой, где им не на что отвлечься. Ребенок садится напротив специалиста, последний ищет какой-то стимул, который бы помог настроить ребенка на обучение, затем начинается образовательный процесс. Реабилитация детей выстраивается, в первую очередь, игровым методом. В общей сложности курс длится от 21 до 29 дней, потом дети меняются. Таким образом, ребенок может попадать в реабилитационный центр до трех-четырех раз.
Если у ребенка нарушение эмоционально-волевой сферы, реабилитация может длиться в течение двух месяцев. Для начала его нужно будет научить выполнять самые простые действия, например, садиться за стол. Бывает, что только на эту цель уходит месяц. Далее следует закрепить навык и научить ребенка элементарным манипуляциям, к примеру, взять или положить игрушку.
Важный и верный ключ к успеху в реабилитации ребенка — участие родителей. Им не следует перенагружать или давить на ребенка, наоборот, необходимо радоваться его маленьким победам и всегда идти на контакт со специалистами. Уже после реабилитации родителям слеудет выполнять рекомендации врачей и создавать понятную для ребенка среду, которая будет способствовать закреплению его навыков.
Реабилитация детей в центре "Преодоление". Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia
Суммируем: лучше всего выявлять заболевания на ранних этапах, поскольку ребенок проходит определенные сензитивные периоды развития — время особой восприимчивости к той или иной деятельности. Если ребенок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, нагнать его будет либо очень сложно, либо практически невозможно. "Период развития очень динамичен, а откат назад — это словно дом без фундамента", — отметил Андрей Третьяков.