В островном регионе завершается деловая программа форума "Российская креативная неделя — Дальний Восток" (18+). Одну из дискуссий мероприятия посвятили актуальной в век развития технологий теме — внедрению цифровых ноу-хау в культуру и продвижению искусства с помощью IT-решений. Своим видением и реализованным проектом в этой сфере поделился Сахалинский областной художественный музей, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу организаторов форума.
Компьютерные технологии уже давно перестали быть чем-то малодоступным: сегодня цифровизация повсеместно проникла в жизнь человека, включая быт, просвещение и, конечно, культуру. Использование IT-инструментов расширяет аудиторию потребителей креативного продукта, создает новые форматы и формулирует новые запросы у ценителей искусства.
Эксперты «Российской креативной недели» похвалили художественный музей Сахалина. предоставлено организаторами
"Сфера культуры из-за цифровизации и благодаря ей постоянно меняется. Технологии влияют на развитие креативных направлений. Хорошо это или плохо, полезно или вредно — вот предмет нашей дискуссии. И, конечно, очень интересно рассмотреть реальный опыт и возможности культурных учреждений, которые работают с цифровыми продуктами", — объяснил тему дискуссии модератор, эксперт в цифровых культурных проектах и коммуникации, автор подкаста о технологиях в культуре "КультТех" Данил Толмачев.
Огромную ставку в продвижении культуры и искусства всегда делают на использование визуальных образов. В современном мире все чаще можно встретить иллюстрации и видеоролики, полностью или частично сгенерированные нейросетями. И это ожидаемый шаг даже для профессионалов креативных индустрий, подчеркнула амбассадор нейросети Kandinsky (18+), руководитель направления управления перспективных технологий AI ПАО "Сбербанк" Ксения Кузнецова.
"Мне очень нравится тезис о том, что ИИ и технологии снижают порог входа. Это правда, в том числе для ситуаций, когда мы говорим о культуре и искусстве. Мы живем не только в эпоху симбиоза с искусственным интеллектом, который сами для себя создаем и развиваем. Мы в команде считаем, что ИИ — это попытка исполнить общечеловеческую мечту. Мы создаем себе машину, которая будет работать за нас, чтобы поручить ей рутину и заниматься творчеством спокойно и в удовольствие", — поделилась Ксения Кузнецова.
С тезисом о низком пороге входа согласна заведующий научно-экспозиционным отделом Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова. Сегодня островное учреждение культуры активно осваивает нейросети, экспериментируя с формой представления выставочного контента и новыми проектами.
Эксперты «Российской креативной недели» похвалили художественный музей Сахалина. предоставлено организаторами
"На самом деле, низкий порог доступности — это то, за что я благодарю разработчиков Kandinsky (18+) и ChatGPT (18+). Ведь еще несколько лет назад я, немолодой уже человек, не предполагала, что в своем возрасте буду работать с нейросетями. У нас было два удачных опыта внедрения ИИ в музейную практику. Первая касалась генерации изображений мест Сахалина, упомянутых в книге Антона Чехова. Мы в запросе цитировали текст писателя, добавляли к нему описание и смотрели, что получится. Здесь было сложно: в интернете на эту тему довольно мало изображений, поэтому сгенерировать что-то удачное, аутентичное для чеховской эпохи было сложновато. А второй опыт оказался более успешным. Мы совмещали, "накладывали" музейные полотна разных художников друг на друга. Брали картины с изображениями видов Сахалина — например, Пика Чехова, и генерировали что-то среднее. Получалось очень интересно. В рабочем Telegram-канале мы запустили чат-бот, отобрали около 100 произведений из фондов музея и предложили сотрудникам попробовать эксперимент с нейросетью. В результате у нас получился спонтанный конкурс", — рассказала Ирина Малькова.
По мнению приглашенных экспертов, опыт музея заслуживает того, чтобы называться успешным. Модератор дискуссии Данил Толмачев порекомендовал учреждению не останавливаться и развиваться дальше в этом направлении, тем более что нейросети прогрессируют и учатся благодаря людям.
Примером использования аудиоконтента для ознакомления широкой аудитории с театральным творчеством, особенностями классического направления культуры и его востребованностью у современной публики поделился директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами HiFi-стриминговой платформы "Звук" (18+) Александр Гагиев. Веб-площадка сегодня является одним из крупнейших в России хранилищем и транслятором подкастов, аудиокниг и музыкальных сетов.
"Подкаст "КультТех" (16+), к которому имеет отношение коллега Толмачев — это яркий пример просветительского контента высокого качества. Мы запускали его совместно с Александринским театром Санкт-Петербурга. Проект очень интересен с точки зрения культуры, в первую очередь тем, что привлекает в театр новую аудиторию. Мы даже на Питерском международном экономическом форуме сделали специальный выпуск подкаста. Также мы развиваем и поддерживаем внедрение методов работы с музыкальным контентом в культурные учреждения России. Но здесь есть проблема. Относительно недавно мы встречались с руководителями российских филармоний, знакомили их с возможностями нашей платформы. К сожалению, не все организации находятся сегодня на том уровне готовности, чтобы создавать музыкальный контент", — отметил Александр Гагиев.
Опытом использования платформы "Звук" для музыкального оформления экскурсионных маршрутов поделилась руководитель департамента маркетинга ООО "Медиа Сервис", участник проекта "Острова Культуры" Оксана Кучирка. Стриминговая площадка помогла команде специалиста распространять плейлисты композиций, собранных для ряда обязательных к посещению локаций Сахалина.
"Мы составляем плейлисты каждого дня для творческих фестивалей, форумов и вообще крупных мероприятий. С помощью QR-кодов распространяем их по городу: они расклеены на оффлайн-рекламе в черте Южно-Сахалинска. Достаточно считать, перейти по ссылке и слушать. Это не только сопровождение маршрутов прогулок в формате аудиогида. Это плейлисты, которые помогают прочувствовать настроение той или иной достопримечательности, создают особую атмосферу", — рассказала Оксана Кучирка.
В рамках дискуссии участники затронули важный вопрос, касающийся соблюдения законодательства в области авторского права на творческий продукт. Все эксперты здесь единогласны: соблюдение прав собственности на изображение, музыкальный ряд или видеосборку кадров может стать серьезной преградой в продвижении культурных ценностей в массы. Тем не менее без соблюдения прав работать смысла нет.
"Если мы заключим с владельцами нейросети Kandinsky (18+) или ChatGPT (18+) пользовательское соглашение, мы будем ссылаться, в том числе, на эти нейросети как на авторов. Также будем указывать музей как правообладателя и художников как собственников базового изображения. Я считаю, что это в целом нормально, если ИИ "дорабатывает" предмет искусства, сделанный человеком. Сахалинские художники тоже с этим согласны: они всегда поддерживают создание чего-то нового, способного пробудить эмоции", — отметила представитель Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова.
В свою очередь директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами HiFi-стриминговой платформы "Звук" Александр Гагиев считает, что именно сложности с соблюдением авторских прав могут притормаживать цифровизацию культуры. В качестве примера он привел диалог с руководителями филармоний.
"Не все учреждения готовы к тому, чтобы создавать и публиковать на стриминге музыкальный контент, потому что вопрос авторского права очень остер. Самостоятельно не каждое учреждение может решить эту проблему с юридической точки зрения, а мы как официальная платформа настаиваем на легальном контенте, мы против пиратства и нарушений закона. С другой стороны, желание искать аудиторию за пределами своего региона есть практически у всех учреждений культуры в России. Мы готовы их поддержать, готовы помочь", — резюмировал Александр Гагиев.
Итоги мероприятия подвел губернатор Сахалинской области