Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области отметила в этом году высокий процент браконьерства в рыбопромышленной отрасли. По разным данным, объем нелегально произведенной икры составил примерно от 100 тонн, это примерно 2700 тонн сырца. Ущерб, нанесенный подпольной деятельностью, оценивается в 600 млн рублей. В связи с этим на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета был поднят вопрос о методах борьбы с нелегалами на рыболовных участках. О том, почему браконьерство так распространено и как предлагают с ним бороться — в материале ИА SakhalinMedia.
Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов отметил, что одна из причин таких показателей — сложность в выявлении факта браконьерства. Некоторые предприятия занимаются подпольными скупками икры и рыбы, и доказать это довольно трудно. Специалисты предложили установить посты досмотра транспорта на основных трассах, по которым перевозят ВБР. Так получилось бы еще на этапе доставки пресечь незаконный оборот рыбопродукции. Похожую задумку уже успешно реализовали на Камчатке спустя несколько лет согласования. Сейчас взаимодействие с правоохранительными органами в этом вопросе затруднено, и такие посты на Сахалине пока сложно создать с юридической точки зрения. Ассоциация рыбопромышленников уже обратилась в Генпрокуратуру и МВД за разъяснениями по этому вопросу.
Справа: Максим Козлов. Алексей Данилов, ИА SakhalinMedia
Другая причина масштабного браконьерства кроется в производственном контроле на рыболовных участках. С 1 сентября действует норма, обязывающая пользователей осуществлять охрану своих собственных участков. Однако, производственные инспекторы не уполномочены принимать какие-либо меры на месте, когда обнаружили факт браконьерства. Все, что в их силах — зафиксировать факт нарушения на воде, составить акт и передать его в территориальное управление.
Было предложено пересмотреть полномочия производственной инспекции, чтобы сократить "путь" от выявления факта браконьерства до наказания злоумышленников. На сегодняшний день, по некоторым оценкам, к охране участков на время путины привлекают порядка 550 внештатных инспекторов. При этом сумма, которая тратится на рыбоохрану — 320 млн рублей.
Одна из основных причин браконьерства, по словам президента островной ассоциации, связана с изъятием немаркированных браконьерских сетей на рыболовных участках. Инспекторы не имеют права изымать и сдавать в контролирующие органы немаркированные сети, которые установлены почти повсеместно. Поскольку сети для любительского лова должны быть маркированы, немаркированные сети, очевидно, устанавливаются незаконно. Было предложено также обратиться в законодательные органы, чтобы наделить такими полномочиями производственную инспекцию.
Максим Козлов также отдельно отметил проблематику КМНС в браконьерстве. На Сахалине в отношении коренных малочисленных народов Севера действует особая квота на вылов водных биоресурсов. При этом инвентарь для рыбалки коренных народов не подлежит маркировке. В связи с этим браконьеры часто под видом КМНС занимаются нелегальным выловом. Было предложено ввести упрощенный порядок маркировки сетей для категории коренных народов, чтобы на рыболовных участках можно было отличить такие сети от незаконно установленных.
На заседании также обсудили, как новые изменения в законах, вступившие в силу с 1 сентября, повлияют на работу рыболовных предприятий.
Министр по рыболовству рассказал об изменениях в нормативно-правовой базе в сфере рыбопромысла