Несколько дальневосточных Telegram-каналов (18+) недавно сообщили о том, что компания "Сахалинский пассажирский флот" обратилась в суд с иском против Амурского судостроительного завода и их партнера, АО ГТЛК, владельца парома "Александр Деев". Это вызвано постоянными поломками новейшего судна, которое, по мнению сахалинцев, "чаще ремонтируется, чем выполняет рейсы", сообщает ИА SakhalinMedia.
Краткая хронология событий, связанных с "Александром Деевым", выглядит следующим образом: первый рейс парома состоялся 1 сентября 2023 года, после чего "Деев" ушел на техническое обслуживание. После паром отработал два месяца и вновь ушел на ремонт. В январе 2024 года специалисты завода-производителя прибыли в порт Корсаков для устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. В марте 2024 года "Александр Деев" столкнулся со льдиной и вышел из строя, но смог вернуться к работе только в апреле. В конце июля 2024 года паром ушел на плановые работы, которые должны были длиться полтора месяца, но вышел в рейс лишь накануне.
Всего, с момента сдачи "Александра Деева" в эксплуатацию его простой составил более пяти месяцев, а эксперты зафиксировали 254 замечания к его работе, из которых 120 — критические. Это указывает на то, что на этапе проектирования были допущены серьезные недостатки, за которые должен отвечать завод-изготовитель.
Исходя из вышеизложенного, "Сахалинский пассажирский флот" принял решение подать иск в суд. В документе указана сумма убытков из-за постоянных простоев парома — 200 млн рублей.
Кроме материальных потерь, островному транспортному оператору причинены репутационные убытки. Регулярные неисправности "Александра Деева" негативно сказываются на работе паромной линии "Ванино — Холмск", создавая очереди и ухудшая транспортную доступность. На материке скапливаются грузы, предназначенные для Сахалина, что также ведет к убыткам у предпринимателей и увеличивает социальное напряжение среди местного населения.
Теперь суд будет решать, какие меры следует принять в отношении, возможно, ненадежного подрядчика. Амурский судостроительный завод, оказавшийся в центре этого судебного разбирательства, рискует столкнуться с более серьезными последствиями, и потенциальный иск от других заказчиков может стать началом цепочке судебных дел.
Эксперты настаивают, что если завод не скорректирует свои подходы, судьба второго парома "Василий Ощепков" также может оказаться под угрозой. В условиях, когда новое судно оказывается некачественным, есть сомнения, что кто-то захочет инвестировать в его приобретение. Жители Сахалина также активно высказывают свое недовольство по поводу проблемы на линии "Ванино — Холмск".
Заместитель генерального директора по строительству компании "Инвестстрой" Николай Артемов, отметил:
Мы ожидали нового парома как манны небесной, так как грузопоток здесь огромен. Однако "Александр Деев" оказался явно недоработанным, что привело к сбоям в поставках. Мы считаем, что все, кто причастен к его строительству, должны ответить за такое качество.
В свою очередь, предприниматель Петр Русаков поделился своими эмоциями:
Я надеялся, что новое судно решит наши проблемы, но столкнулся с такими же трудностями, как и ранее. Как можно работать с паромом, который постоянно ломается? Не могу не выразить негодования по поводу работы судостроителей — такие недостатки абсолютно недопустимы.
Проблемы с "Александром Деевым" продолжают вызывать недовольство не только среди бизнесменов, но и у простых граждан, что подчеркивает важность решения этой ситуации для дальнейшего функционирования транспортной инфраструктуры Сахалина.